Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:20, курсовая работа
Актуальность темы очевидна, т.к. любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.
Введение………………………………………………………………………………...…………...…3 Теоретические основы налогообложения……………………………………...…..……4
Налоги и налоговая система………………………………….…….4
Современные налоговые системы и их роль в экономике……………….11
Налоговая политика государства и ее роль…………………………………….…...…15
Налоговая политика России………………………………………………………….…18
Налоговая система России ………………….…………………………………..……...18
Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и зарубежных стран.....27
Заключение……………………………………………………………………………………..31 Список используемой литературы…………………………………………………………….32
-налоги должны уплачиваться
в соответствии со
-размер налогов и сроки
их уплаты должны быть точно
определены до начала
-время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
-каждый налог должен
быть задуман и разработан
так, чтобы он брал из
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
-Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
-Справедливость. Принцип
справедливости означает, что, с
одной стороны, все
-Определённость. Нормативные
акты до начала налогового
периода должны определить
-Удобство (привилегированность)
для налогоплательщика.
-Экономичность. Издержки
по собиранию налогов не
-Пропорциональность. Предполагает
установление ограничения (
-Эластичность. Подразумевает
быструю адаптацию к
-Однократность
-Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
-Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
-Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
-Единство. Налоговая система
действует на всей территории
страны для всех типов
-Реализация принципов
налогообложения в разных
В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:
-либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
-умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
-жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
В зависимости от доли косвенного
налогообложения налоговые
-подоходные, делающие основной
акцент на обложении доходов
и имущества, в которых доля
поступлений от косвенных
-умеренно косвенные,
-косвенные, делающие основной
акцент на обложении
В зависимости от уровня
централизации налоговых
-централизованные, наделяющие
федеральный уровень
-умеренно централизованные,
наделяющие все уровни
-децентрализованные, наделяющие- нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.
В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:
-прогрессивные, если после
уплаты налогов экономическое
неравенство
-регрессивные, если после
уплаты налогов экономическое
неравенство
-нейтральные, если после
уплаты налогов экономическое
неравенство
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
Говоря о роли современных налоговых систем в экономике, нельзя не затронуть модель IS-LM. Модель IS – LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента (R) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Она является конкретизацией модели AD-AS. Кривая IS – кривая равновесия на товарном рынке. Чем ниже ставка %, тем выше уровень дохода. Под влиянием увеличения государственных расходов или снижения налогов кривая IS смещается вправо. Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения (Ms). Во всех точках кривой спрос на деньги равен их предложению. На кривой LM – чем выше уровень дохода, тем выше ставка процента. Увеличение предложения денег или снижение уровня цен сдвигает кривую LM вправо. Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM. Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.
1.3. Налоговая политика государства и ее роль.
Налоговая политика - это
составная часть социально-
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики, сложившиеся в мировой практике.
Первый тип - политика максимальных
налогов. В этом случае государство
устанавливает достаточно высокие
налоговые ставки, сокращает налоговые
льготы и вводит большое число
налогов, стараясь получить от своих
граждан как можно больше финансовых
ресурсов, не особенно заботясь о последствиях
такой политики. Подобный метод не
оставляет как
Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.
Второй тип - политика разумных
налогов, или экономического развития.
В этом случае государство ослабляет
налоговый пресс для
Третий тип - политика социальной направленности. Такая налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов.
Чаще всего данные типы налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какой-либо тип является превалирующим. Для России характерен второй тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Вообще бюджетно-налоговая
политика – меры правительства по
изменению государственных
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия). В краткосрочном периоде ее цель: преодоление циклического спада в экономике путем увеличения государственных расходов, снижения налогов либо комбинацией этих мер. В долгосрочной перспективе снижение налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Данный вид фискальной политики сопровождается ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестриция). Ее цель: ограничение циклического подъема экономики. Инструменты: снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинаций этих мер. В краткосрочной перспективе она помогает снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущее налоговое бремя приводит к спаду совокупного предложения, а далее к стагфляции. В свою очередь затяжная стагфляция создает предпосылки для разрушения экономического потенциала (часто встречается в экономиках переходного периода).
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов ( государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета).
Мультипликатор
гос. расходов. Мультипликатор государственных расходов точно так же, как и мультипликатор инвестиций прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций: MPG = , где MPG - мультипликатор государственных расходов, mpс - предельная склонность к потреблению. На следующем рисунке показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ΔG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину ΔY, причем ΔY > ΔG;