Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа
Важной составной частью маркетинга является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.
Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон.
Состав и структура цены:
Издержки производства |
Прибыль |
Акциз |
НДС |
Снабженческо-сбытовая надбавка |
Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия (без НДС) |
|||||
Отпускная цена предприятия (без НДС) | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена для оптового посредника) | |||||
Цена продажи оптового посредника (покупная цена в предприятиях торговли) | |||||
Розничная цена |
Формирование цены
на продукты питания и услуги –
это сложный процесс. Состав и
структура цены на кулинарную продукцию
и покупные товары имеет свои особенности,
отличные от цен розничной торговли
и от порядка установления цен
на продукцию промышленного
Но в общественном питании отсутствует раздельный учёт издержек производства и обращения, а также потоварный учёт, что делает невозможным определение себестоимости продукции. Поэтому предприятия питания формируют цену продажи на кулинарную продукцию и покупные товары с использованием наценки.
Структура цены продажи
на продукцию общественного
Цена блюда | ||||
Стоимость сырья |
Наценки | |||
НДС |
Валовой доход | |||
Издержки производства и обращения |
Прибыль |
Цена на продукцию
общественного питания в
Производственная и полная себестоимость кулинарной продукции:
Затраты на реализацию |
Затраты на производство |
Себестоимость продукции общественного питания | ||
Себестоимость сырья и полуфабрикатов |
Издержки производства |
Издержки обращения |
Затраты на организацию потребления |
Наиболее сложным и важным в процессе определения структуры цены продукции питания является определение размера наценки. Размеры наценок могут дифференцироваться в зависимости от вида продукции (товаров), места, времени реализации и потребительского спроса. Размер наценки зависит, прежде всего, от типа и профиля предприятия питания, который влияет на ассортимент реализуемой продукции, её разнообразие и сложность изготовления. Необходимо также учитывать материально-техническое оснащение предприятия, методы и качество обслуживания, перечень предоставляемых услуг и т.д.
На предприятиях
питания применяются как
Затем исчисляют
цену продажи на продукцию (блюда) с
оформлением соответствующей
2 Механизм
ценообразования на
2.1 Стратегия ценообразований предприятий
Формирование стратегии ценообразования – один из наиболее значимых аспектов функционирования предприятия (фирмы) в рыночной среде. Стратегия ценообразования представляет собой обоснованный выбор из нескольких возможных вариантов цены (или перечня цен) такого, который способствовал бы наиболее эффективному решению стоящих перед предприятием задач в текущем и долгосрочном периоде.
Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношение спроса и предложения.
Стратегия ценообразования
предприятия – это его
Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую, прежде всего, его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.
При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий.
Стратегия «снятия сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место, после того как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи – привлечь новых покупателей.
Такая ценовая стратегия имеет ряд преимуществ:
Основным недостатком
такой стратегии
Если новый продукт
не является принципиально новым, а
лишь в чём-то (например, в упаковке,
дизайне) превосходит существующие
продукты, в основу выбора ценовой
стратегии закладывается
В таблице показаны
девять возможных стратегий
Стратегия предприятия относительно цены и качества
КАЧЕСТВО |
ЦЕНА | ||
Высокая |
Средняя |
Низкая | |
Высокое |
1. Премиальная стратегия |
2. Стратегия, привлекательная |
3. Стратегия, чрезвычайно |
Среднее |
4. Стратегия, когда цена |
5. Стратегия «средняя цена – среднее качество» |
6. Стратегия, выгодная для |
Низкое |
7. Стратегия «блефования» |
8. Экономически невыгодная |
9. Стратегия «эконом-класса» |
Если лидер рынка следует премиальной стратегии, то есть реализует высококачественный продукт по высокой цене (клеточка 1), то организация-новичок может создать высококачественный продукт и установить на него среднюю цену (клеточка 2), может создать продукт среднего качества и реализовать его по средней цене (клеточка 5) и т.д. новичок должен принимать в расчет для каждой стратегии размер и скорость роста рынка и ответную реакцию конкурентов.
Стратегия проникновения
(внедрения) на рынок. Для привлечения
максимального числа
Стратегия психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается такое впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получить сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.
Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары как более качественные, особенно когда они не в состоянии проверить качество товара. Психологи неоднократно замечали, что существует некий «пороговый» эффект «круглых» цен. Поэтому скорее назначат цену в 24,95 рублей, чем в 25 рублей.
Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.
Нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства, включая среднюю норму прибыли на рынке или отрасли, по формуле
Ц = С + А + Р (С +А),
Где С – издержки производства; А – административные расходы и расходы по реализации; Р – средняя норма прибыли на рынке или в отрасли.
Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.
Выбор одной из перечисленных стратегий осуществляет руководство предприятия в зависимости от целевого ряда факторов:
Ценовые стратегии на товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, могут также ориентироваться на различные виды цен.
Стратегия скользящей цены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной). Такой подход к установлению цены применяется чаще всего по изделиям массового спроса. В этом случае тесно взаимодействуют цены и объёмы выпуска товаров: чем больше объем у предприятия, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и, в конечном счете, цены. При данной стратегии ценообразования необходимо: