Анализ производственно-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности ОАО «Пирамида»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Неопределенность дальнейших действий в основном порождается отсутствием у менеджеров компании однозначного ответа на многие вопросы, из которых следующие три, по мнению авторов, являются основополагающими:
Что понимать под системой маркетинга, принятой к внедрению в компании?
Что должно произойти в результате ее внедрения?
Какой должна быть технология (последовательность) внедрения системы
маркетинга в компании?

Оглавление

Введение
5
1
Теоретические аспекты организации маркетинга на предприятии

7

Организация маркетинговой деятельности: общие понятия
Оргструктуры управления маркетингом
1.3 Совершенствование организации предприятий
на основе маркетинговой деятельности
7
9

15
2
Характеристика производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности ОАО «Пирамида»
19

2.1 Общие сведения о предприятии
19

2.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия за
период 2003-2005 гг.

20
3
Анализ производственно-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности
ОАО «Пирамида»

21

3.1 Анализ основных технико-экономических показателей
21

3.2 SWOT-анализ
25
4
Разработка мероприятий по организации
маркетинговой деятельности
и расчет их влияния на деятельность компании

27

4.1Основные направления совершенствования маркетинговой
деятельности ОАО «Пирамида»

27

4.2 Формирование единой службы маркетинга
29

4.3 Разработка бесплатных образцов рекламно-информационного характера
33

4.4 Рекламная кампания в специализированных изданиях
39

4.5 Оценка экономической эффективности предлагаемых мер по
организации маркетинга на предприятии
40
Заключение
42
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Организация маркетинга2.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

Рисунок 1.2 - Функционально-продуктовая оргструктура

                        управления маркетингом

Преимущества данного принципа построения оргструктуры управления заключаются в следующем:

  • управляющий, занимающийся определенным продуктом, имеет возможность координировать различные работы по всему комплексу маркетинга для данного продукта;
  • управляющий может быстро реагировать на требования рынка;
  • в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей.

Однако данному типу оргструктуры присущи и определенные недостатки:

  • управляющий, ответственный за определенный продукт, не наделен полномочиями, которые полностью соответствовали бы его деятельности (он, как правило, в производственной сфере только определяет политику в области разработки новых продуктов, отслеживая ее доведение до производства подразделения НИОКР, опытного производства и производства);
  • ему не подчиняются;
  • продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Первоначально управляющие назначаются для основных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат сотрудников;

Функционально-рыночная организация (рисунок 1.3) - организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы  предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых  для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Применяется, когда организация выпускает относительно однородную продукцию, предназначенную для рынков различного типа. Главным достоинством является концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в  продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам функционально-продуктовой организации маркетинга.

Рисунок 1.3 - Функционально-рыночная оргструктура

управления маркетингом

 

Часто руководители проектов не обладают полномочиями, достаточными  для оказания реального воздействия на деятельность функциональных подразделении. В этих случаях они выступают лишь в качестве своего рода аккумулятора информации о том, как обстоит дело с вверенными им проектами, докладывая вышестоящему руководителю о серьезных отклонениях от плана. Возможно возникновение ситуации, когда руководитель проекта не имеет достаточных полномочий, а должен отвечать за конечные результаты. Неудивительна  поэтому и высокая текучесть управленческих кадров, работающих на подобных должностях.

Указанные недостатки в существенной мере преодолеваются в оргструктурах управления матричного типа. Суть отношений при формировании матричных оргструктур управления состоит в следующем (рисунок 1.4)

Руководителю (проекта) программы, например, по освоению какого-то рынка определенной продукции, передаются от руководства предприятия необходимые полномочия по распределению ресурсов, а также исполнению мероприятии, составляющих программу. Руководителю маркетинговой программы временно подчиняются не только сотрудники соответствующих маркетинговых служб, но также и сотрудники подразделений, занимающихся разработкой и доведением до производства соответствующего продукта (на рисунке 1.4 это показано стрелками, выходящими за пределы рисунка).

Когда одновременно разрабатывается несколько программ, то для общего руководства всей программной деятельностью (выработка единой рыночной, научно-технической и экономической политики, распределение ресурсов между программами и т.п.) может вводиться должность руководителя центра управления маркетинговыми программами (рисунок 1.4). Тогда ему непосредственно подчиняются руководители отдельных программ.

Рисунок 1.4 - Матричная оргструктура управления

Руководителями программ небольших масштабов могут выступать не освобожденные руководители, а руководители и специалисты отдельных подразделений.

Матричная структура управления устраняет следующие недостатки, присущие оргструктуре управления по проекту: легко добиться постоянной загрузки отдельных сотрудников, которые находятся в штатном расписании постоянных структурных звеньев, занимающихся однотипными видами деятельности [5, c. 596-621].

1.3 Совершенствование организации предприятий

на основе маркетинговой деятельности

 

При совершенствовании организации управления маркетингом на отечественных предприятиях целесообразно учитывать основные закономерности перестройки оргструктур зарубежных компаний при переориентации их деятельности на основе концепции маркетинга.

    Мировая практика  говорит о том, что целесообразно  начинать перестройку  оргструктуры управления компанией с усиления роли отдела сбыта и расширения числа функций, им выполняемых (особенно если речь идет о деятельности  на внутреннем рынке). Отделы сбыта помимо сбыта продукции и услуг могут заниматься также продвижением товаров и отдельными маркетинговыми исследованиями. Вследствие этого на начальном этапе перестройки деятельности компании на принципах маркетинга выполнение функций маркетинга возлагалось на  отдел сбыта в параллель с выполнением функций сбыта.

    По мере того  как сфера торговой деятельности  компании расширяется, усиливается  конкуренция, появляется необходимость проводить исследования по  более широкому кругу маркетинговых проблем: изучение рынка и товара, реклама, организация послепродажного обслуживания. Поэтому в отделе сбыта  выделялась специальная группа и назначался ее руководитель, ответственные  за всю маркетинговую деятельность, кроме сбыта.

   Дальнейшее углубление  ориентации деятельности компании на принципы  маркетинга приводит к повышению роли всех указанных функций маркетинга  и к появлению новых, например функции стимулирования продаж. Появляется необходимость обеспечить управление всем комплексом маркетинга в целом.

   Для квалифицированного управления комплексом маркетинга целесообразно группу маркетинга преобразовать в отдел, выделив его из отдела сбыта.

   Зачастую отдел  маркетинга укреплялся путем  передачи ему специалистов,  выполнявших ранее нужные для маркетинга функции (информационные, рекламные, экономические) в других подразделениях компании. В своем новом  составе отдел маркетинга стал отвечать за реализацию всех основных функций  маркетинга.

   При этом часто  повышался статус начальника  отдела сбыта до уровня вице-президента компании по сбыту (зам. директора предприятия), которому подчинялся и отдел маркетинга (наряду с отделом сбыта).

   Теперь в компании  функционируют два отдела —  сбыта и маркетинга, подчиненных  вице-президенту по сбыту.

   Следующий шаг  в перестройке оргструктуры управления — повышение статуса начальника отдела маркетинга до уровня вице-президента компании по маркетингу. Это необходимо для увеличения возможностей маркетинговых служб добиваться следования концепции маркетинга со стороны всех других служб и подразделений предприятия. По такому пути обычно следуют руководители предприятий, выпускающих продукцию, предназначенную для массового потребителя. Поскольку функции маркетинга по своей сути являются более широкими, чем функции сбыта, и включают последний, зачастую вице-президенту по маркетингу передают функции сбыта, т. е. ликвидируется должность вице-президента по сбыту. (Возможно просто трансформировать должность вице-президента компании по сбыту в должность вице-президента по маркетингу.) Однако во многих зарубежных и отечественных компаниях параллельно существуют как руководители маркетинговых, так и сбытовых служб. Руководитель отдела сбыта, если он остается, подчиняется теперь вице-президенту по маркетингу. Возможен вариант подчинения как отдела маркетинга, так и отдела сбыта заместителю директора по коммерческим или экономическим вопросам.

   При рассмотрении  организационных вопросов переориентации  деятельности российских предприятий на маркетинг следует различать два принципиальных среза данной проблемы: развитие концепции маркетинга применительно к внутреннему и внешнему рынкам. Для компаний стран с развитой рыночной экономикой заметного различия между данными двумя видами маркетинга не существует. Это главным образом обусловлено следующим:

   • рыночные отношения  являются господствующими в экономике  этих стран как на внутреннем, так и на международном рынке;

   • развитая конкуренция  характеризует как внутренний, так  и внешний рынке;

   • схожестью для  ряда стран многих аспектов  нормативно-правовой базы;

   • требования к  качеству и цене продукции  диктуются требованиями как внутреннего, так и международного рынке.

   Поэтому переориентация  деятельности компаний стран  с развитой экономикой на маркетинг осуществлялась на одних организационно-методологических принципах применительно как к внутреннему, так и международному рынке.

   Для российских  предприятий сложилась принципиально  иная ситуация относительно деятельности на внутреннем и международном рынке. Поэтому организация маркетинговых служб на основе расширения функций и статуса отдела сбыта подходит только при переориентации на принципы маркетинга деятельности на внутреннем рынке страны. Анализ функций и задач отделов сбыта типичных российских предприятий позволяет сделать вывод о том, что вопросами коммерческой деятельности на международном рынке они, как правило, не занимаются. Поэтому усиление маркетинговой ориентации относительно деятельности на внешних рынках лучше начинать с совершенствования деятельности внешнеторговых (внешнеэкономических) служб предприятия (создания таких служб, если они отсутствуют).

   Иногда можно рекомендовать  создавать на предприятии совет  по маркетингу, включающий руководителей ведущих служб и отделов предприятия. Главная задача такого совета — анализ продуктового портфеля в целях: а) изъятия нерентабельных видов продукции; б) определения необходимости НИОКР для создания новых и модификации существующих изделий; в) утверждения планов и программ разработки новой или совершенствования выпускаемой продукции; г) выделения соответствующих финансовых средств; д) анализа эффективности деятельности на отдельных рынках.

   Одним из предпочтительных  вариантов перестройки оргструктуры  управления российскими предприятиями при их ориентации на маркетинг на внутреннем рынке является развитие служб маркетинга на основе подразделения сбыта. Действительно, у сотрудников подразделений сбыта имеется опыт работы с потребителями продукции предприятия, они должны быть знакомы со спросом на продукцию, с мнением потребителей о достоинствах и недостатках выпускаемой продукции, с продукцией, выпускаемой родственными предприятиями (в условиях рыночных отношений - предприятиями-конкурентами). К этим традиционным функциям следует добавить выполнение таких маркетинговых функций, как исследование рынка, исследование товара, оценка конкурентов, реклама и др. Иначе говоря, должны решаться все вопросы в рамках четырех основных элементов комплекса маркетинга, рассмотренных выше.

   Возможно, часть этих  функций уже выполняется на  предприятии сотрудниками рекламного или патентного бюро, информационного подразделения. В этом случае их целесообразно перевести в подразделение маркетинга, где следует конкретизировать их работу с позиции целей и задач маркетинговой деятельности.

   Здесь разговор  идет не столько об увеличении числа функций, выполняемых подразделением сбыта, сколько о качественной перестройке всей его работы исходя из концепции маркетинга. До недавнего времени подразделения сбыта работали в очень регламентированной среде. Они реализовали те плановые задания по сбыту, которые разрабатывались, как правило, не на предприятиях, а в подразделениях Госплана, Госснаба, в министерских подразделениях сбыта. Их задача заключалась в том, чтобы эффективно реализовать планы поставок продукции. В условиях рынка их функции очень изменяются. Они в какой-то мере должны быть творцами, искать сами потребителей: отказываться от невыгодных потребителей, а выгодных заинтересовывать в долгосрочных контактах с данным предприятием.

 

2 Характеристика производственно-хозяйственной

   и маркетинговой деятельности ОАО «Пирамида»

 

2.1 Общие сведения о  предприятии

 

ОАО «Пирамида» основано 28 июня 1994 года. Предприятие является самостоятельным хозяйственным объектом с правами и обязанностями юридического лица. Предприятие имеет право заниматься хозяйственной деятельностью, исходя из целей и заданий, составлять договора, нести ответственность согласно своей обязанностей. Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивает социальное развитие и стимулирование работников за счет накопленных средств, несет полную ответственность за результаты собственной хозяйственной деятельности и выполнение возложенных на себя обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом, банками, а также перед трудовым коллективом согласно действующему законодательству.

Предприятие создано и действует в виде открытого акционерного общества. Основным видом деятельности ОАО «Пирамида» является изготовление полиграфической продукции и оказание полиграфических услуг.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отображается в балансе предприятия. Имущество предприятия, включая взносы основателей, произведенную продукцию, полученный доход являются исключительной собственностью основателей, которые имеют право распоряжаться им самостоятельно, продавать или передавать третьим лицам.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности ОАО «Пирамида»