Шпаргалка по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы на них по дисциплине "Логика"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 298.50 Кб (Скачать)

3) индуктивное умозаключение  возможно при всех отрицательных  посылках. 

44. ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ  УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

Первоначально следует  сказать об основополагающем разделении индуктивных умозаключений. Они бывают полные и неполные.

Полными называются умозаключения, в которых вывод  делается на основе всестороннего изучения всей

совокупности предметов  определенного класса.

Применяется полная индукция только в случаях, когда  можно определить весь круг предметов, входящих в рассматриваемый класс, т. е. когда их число ограничено. Таким образом, полная индукция применяется лишь в отношении замкнутых классов. В этом смысле применение полной индукции не очень распространено.

Неполной индукцией  называют умозаключение, которое на основе наличия определенных повторяющихся признаков причисляет тот или иной предмет к классу однородных ему предметов, также имеющих такой признак.

Неполная индукция часто применяется в повседневной жизни человека и научной деятельности, так как

позволяет делать заключение на основе анализа определенной части  данного класса предметов, экономит время и силы человека. При этом нельзя забывать, что в результате неполной индукции получается вероятностное  заключение, которое в зависимости от вида неполной индукции будет колебаться от менее вероятного к более вероятному.

Схему неполной индукции можно представить как:

S1 — Р

S2 — Р

S3 — Р

S1, S2, S3, ... составляют  класс К

Вероятно, каждый элемент  К — Р.

В зависимости от того, как обосновывается вывод умозаключения, принято делить неполную

индукцию на два  вида — популярную и научную.

Популярная неполная индукция, или индукция через простое  перечисление, рассматривает предметы и классы, к которым эти предметы относятся, не очень глубоко.

Так, на основе повторяемости одного и того же признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком.

Научная индукция, или  индукция через анализ фактов, представляет собой умозаключение, в посылках

которого наряду с повторяемостью признака у некоторых  явлений класса содержится также  информация о зависимости этого  признака от определенных свойств явления. 

45. ПОНЯТИЕ О ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ

Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно- следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия.

Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования

вызывает определенные изменения окружающего мира. Причина характеризуется тем, что всегда предшествует результату. Она лежит как бы в основе последствия. Так, ни одно следствие невозможно представить себе без причины, ведь последняя является своего рода отправной точкой. Приведем пример: «Ударила молния — лес загорелся». Очевидно, что здесь причиной является молния, если именно она спровоцировала пожар. Без такой причины следствия быть не могло. Конечно, можно говорить о том, что пожар мог начаться в результате поджога, однако в таком случае причиной стал бы поджог.

Следствие — это  то, что влечет за собой причина; оно всегда вторично и зависимо, определяемо ей. Именно на таком  соотношении причины и следствия  построен профессиональный процесс  многих людей. Пожарные, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, прежде чем приступить к работе, вначале ищут причину.

Например, пожарные приступают к тушению пожара, только когда более- менее ясно, от чего возник пожар и где. В противном  случае риск для жизни повысился  бы в несколько раз. Конечно, окончательно причина возгорания, будь то поджег, неисправность электропроводки или неосторожное обращение с огнем, становится ясна только по окончании тушения, но первоначально она должна быть определена хотя бы примерно.

Работник правоохранительных органов, выезжая на место происшествия, первым делом определяет причины этого происшествия. Если поступил сигнал об убийстве, необходимо проверить, является

ли происшедшее  на самом деле преступлением. То есть определяется причина смерти. При этом отсеиваются версии о самоубийстве, несчастном случае, смерти от болезни и т. д. После этого (если установлено, что убийство имело место) определяется уже причина совершения преступления — корысть, месть и т. д.

На первый взгляд может показаться, что определение причины не важно, не имеет большого значения,

однако приведенный  выше пример говорит об обратном. Установление причины необходимо, так как в  противном случае оперативный работник милиции искал бы несуществующего  преступника, расследуя стечение обстоятельств, похожее на преступление (стоит ли говорить, что установление причины — большая часть оперативной работы), а пожарные и спасатели не справлялись с работой.

Таким образом, причиной называется такая объективная связь  между двумя явлениями, когда одно из

них вызывает другое — следствие. 

46. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ  ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Метод сходства заключается  в том, что, если два и более  случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, существует вероятность, что именно это обстоятельство и есть причина или часть причины данного явления.

Например:

При условиях АВС  возникает явление а.

При условиях АDЕ  возникает явление а.

При условиях АFG возникает  явление а.

Вероятно, обстоятельство А есть причина а14.

Метод различия состоит в следующем: определяются два случая. Первый — тот, в котором происходит наступление рассматриваемого явления. Второй случай — тот, при котором наступление этого явления не происходит. Если эти два случая между собой отличаются только одним обстоятельством, вероятно, оно и является причиной возникновения рассматриваемого явления.

Например:

При условиях АВС  возникает явление а.

При условиях ВСD возникает  явление а.

Вероятно, обстоятельство А есть причина а15.

Метод сопутствующих  изменений заключается в том, что, если какое- либо отдельно взятое явление изменяется каждый раз при изменении другого явления, с определенной степенью вероятности можно предположить, что второе явление влечет изменение первого и, следовательно, они находятся в причинной взаимозависимости.

Например:

При условиях A1ВС возникает  явление а1.

При условиях А2ВС возникает  явление а2.

При условиях А3ВС возникает  явление а3.

Вероятно, обстоятельство А есть причина а16.

Метод остатков означает, что, рассматривая

причины сложного явления abc, которое вызвано

целым рядом обстоятельств  АВС, можно двигаться поэтапно. Изучив определенную часть причинных обстоятельств, мы можем вычесть ее из явления abc.

В результате мы получим  остаток данного явления, который  будет следствием оставшихся из комплекса

АВС обстоятельств.

Например:

Явление аbс вызывается обстоятельствами АВС.

Часть b явления аbс  вызывается обстоятельством В.

Часть с явления  аbс вызывается обстоятельством  С.

Вероятно, часть а  явления аbс находится в причинной  зависимости с обстоятельством А17.

Рассмотрев методы установления причинно- следственных связей, можно сказать, что они  по своей природе относятся к  сложным умозаключениям. В них  индукция сочетается с дедукцией, индуктивные  обобщения строятся с использованием дедуктивных следствий.

Опираясь на свойства причинной связи, дедукция выступает  логическим средством исключения случайных  обстоятельств, тем самым она  логически корректирует и направляет индуктивное обобщение. 

47. АНАЛОГИЯ

Аналогия (греч. analogia — «сходство», «соответствие») представляет собой сходство, подобие предметов (явлений) в каких- либо свойствах, признаках, отношениях. Например, химический состав Солнца и Земли сходен. Поэтому когда на Солнце обнаружили еще неизвестный на Земле элемент гелий, то по аналогии сделали вывод: такой элемент есть и на Земле.

Умозаключения по аналогии можно разделить на две группы. Первая может быть представлена как  аналогия свойств и качеств или  аналогия отношений. В первом случае рассматриваются предметы — единичные  или классы. Признаками аналогии выступают свойства этих предметов.

Схема аналогии свойств.

Предмет х обладает свойствами а, b, с, d, е, f.

Предмет у обладает свойствами а, b, с, d.

Вероятно, предмет  у обладает свойствами e, f.

Основой аналогии свойств  служит взаимосвязь между признаками того или иного предмета. Каждый

предмет, обладая  множеством свойств, представляет собой  внутреннее, взаимообусловленное единство, в котором нельзя видоизменить какое- то существенное свойство, не воздействуя  на иные его признаки.

Вторым видом является аналогия отношений. Это умозаключение, в котором рассматриваются не сами

предметы, а их свойства. Предположим, имеется отношение (aXb) и отношение (сХ1d). Аналогичными

выступают отношения X и X1, но а не аналогично с; b не аналогично d.

Вторую группу аналогии можно разделить на два вида — строгую и нестрогую аналогию.

Строгая аналогия содержит связь общих признаков с переносимым  признаком.

Схема строгой аналогии такова.

Предмет X обладает признаками а, b, с, d, e.

Предмет У обладает признаками а, b, с, d.

Из совокупности признаков а, e, с, d необходимо следует  аналогия.

Строгая аналогия находит  применение в научных исследованиях, а также в математических доказательствах. На свойствах умозаключения по строгой  аналогии основан метод моделирования.

Моделирование — это разновидность аналогии, при которой один из аналогичных объектов подвергается исследованию в качестве имитации другого. Эти объекты называются моделью и оригиналом. Знания, полученные о модели, переносятся на оригинал. При этом модель является одновременно объектом изучения и средством познания.

Нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное  заключение. Это связано с тем, что разница между моделью  и оригиналом бывает не только количественной, но и качественной и велики различия между лабораторными и естественными условиями. 

48. ГИПОТЕЗА

Гипотезой называют предположение о каком- либо предмете или явлении, его причинах, связях, закономерностях природы, общества и государства, основанных на научных  данных.

Основанные на научных  знаниях доказанные гипотезы можно называть научно обоснованными. Не обоснованные таким образом гипотезы не должны приниматься в расчет. Среди таких необоснованных гипотез можно выделить гипотезы ложные. Они могут создаваться преднамеренно или в силу незнания.

Все гипотезы можно  разделить на общие, частные и  единичные. Общие гипотезы применяются  для того, чтобы объяснить, охватить весь класс явлений. Примером общей  гипотезы может выступать, например, гипотеза о происхождении жизни  или возникновении мира, гипотеза Чарльза Дарвина о происхождении человека. После доказательства гипотеза становится теорией.

Частные гипотезы в  отличие от общих охватывают своим  вниманием не весь класс однородных объектов, а лишь его часть. При  этом из всего класса однородных предметов  выделяется интересующий предмет и рассматривается в дальнейшем отдельно от этого класса.

Единичные гипотезы затрагивают лишь один предмет однородного  класса, остальные из рассмотрения

исключаются (необходимо учитывать, что весь класс может  состоять только из одного предмета). Такие гипотезы возникают в случае, когда сам предмет единичен или необходимо рассмотреть его свойства без учета влияния предметов того же класса.

В качестве примера  единичной гипотезы можно привести научно обоснованные предположения  о явлении тунгусского метеорита и других подобных явлениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"