Шпаргалка по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы на них по дисциплине "Логика"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Понятия собирательные  и несобирательные. Понятия, содержащие признаки некоторой совокупности элементов, входящих в один комплекс, принято  называть собирательными. В качестве примера собирательных понятий можно привести понятия «команда», «стая», «отряд».

Понятия, содержащие признаки не целой совокупности, а  отдельных элементов, называются несобирательными. Если употребление в речи такого понятия  относится к каждому из элементов, составляющих его объем, такое выражение именуют разделительным.

Если же упоминаются  все элементы в комплексе (совокупности) и безотносительно к каждому  из элементов, взятому в отдельности, такое выражение называют собирательным.

Конкретные и абстрактные  понятия. Соответственно понятие, содержание которого составляет информация о признаке предмета или отношение между предметами, именуется абстрактным понятием. Напротив, понятие о предмете или совокупности предметов называется конкретным.

Положительные и  отрицательные понятия. Понятие именуется положительным, если в нем содержится указание на наличие свойств, присущих предмету.

В противоположность  положительным выступают отрицательные  понятия, которые подразумевают  отсутствие таких свойств. Так, положительным  понятием будет «сильный», а отрицательным — «слабый»; положительным — «спокойный», отрицательным — «беспокойный».

Безотносительные  и соотносительные понятия. Таким  образом, безотносительными будут  понятия, существующие отдельно друг от друга и не оказывающие на существование  каждого из них существенного влияния. Такими понятиями, например, могут быть «гвоздь» и «пуговица». Каждый из этих предметов существует отдельно и независимо от другого.

14. ЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Логическое существование  можно назвать абсолютным, так  как этим понятием определяется существование само по себе, существование как оно есть, без привязки к какому- либо конкретному объекту.

Существование может  быть следующих видов:

1) чувственное. Это  существование объектов, процессов  и явлений, воспринимаемое человеком. Чувственное существование может быть объективным и субъективным. Первое подразумевает реальное

существование объекта, отраженного в восприятии человека. Такой объект существует независимо от

воспринимающего. Второе (субъективное) существование отражает не реальные предметы, процессы

и явления, а лишь мнимые. Это может быть фантазия человека, его мысль о чем- либо, мечта, образ;

2) скрытое существование.  Интересно тем, что его предметы  скрыты от восприятия человека  в силу

определенных причин. Может быть объективным и субъективным.

Объективное. Причиной невозможности восприятия реально  существующих объектов является неспособность  органов чувств человека к восприятию микроскопических объектов, различного рода волн, электромагнитных полей  и других подобных явлений.

Субъективное. Сюда следует отнести существование  не осознаваемых психологических особенностей,

входящих и составляющих подсознание. Это различные стремления, инстинкты, влечения, комплексы и  т. д.

Объем понятия может  существовать или в чувственном, или в скрытом виде существования, независимо

от того, объективно оно или нет. Однако такая зависимость  возникает при совершении ошибки. Будучи определенным не в свой вид  существования, объем становится пустым.

При этом нельзя забывать, что виды существования иногда не имеют четких границ. В зависимости от обстоятельств один из этих видов может перетекать в другой — скрытое существование может стать чувственным, объективное — субъективным. Поэтому зачастую и объем понятия может оказаться не пустым. Необходимо в каждом случае рассматривать объем понятия отдельно.

Отношение категорий  внутри понятия подчиняется логическим законам и имеет свою специфику. Так,

особенности действия содержания и объема понятия друг на друга отражены в законе обратного  отношения содержания и объема понятий. Этот закон основан на логической природе понятий. Взяв два понятия, мы можем заметить, что одно из них шире другого по объему, другое же входит в объем первого. Однако понятие, входящее в объем другого (имеющего, соответственно, меньший объем), в содержании отражает больше признаков, более насыщено ими. Именно это явление положено в основу закона обратной связи, который звучит так: чем шире объем понятия, тем его содержание уже, чем богаче содержание, тем меньше объем. Суть данного закона состоит в том, что чем меньше информации о предмете отражено в содержании понятия, тем шире класс предметов и неопределеннее состав.

13. СОДЕРЖАНИЕ И  ОБЪЕМ ПОНЯТИЙ

Любое понятие имеет  содержание и объем.

Содержанием понятия  является совокупность характеризующих его предмет существенных признаков, подразумевающихся в данном понятии.

Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии.

Любое понятие может  быть полно охарактеризовано при  помощи определения его содержания (иными

словами — смысла) и установления предметов, с которыми данное понятие имеет определенные связи.

Независимо от сознания человека в окружающем мире существуют различные предметы. Эти предметы характеризуются множеством. Множество  может быть конечным или бесконечным. Если количество

предметов, входящих в множество, поддается исчислению, множество считается конечным. Если такие

предметы не поддаются  исчислению, множество называют бесконечным. Необходимо упомянуть об отношениях включения, принадлежности и тождества.

Отношение включения  — это отношение вида и рода. Множество А является частью или  подмножеством множества В, если каждый элемент А есть элемент  В.

Отражается в виде формулы А с В (множество А  входит в множество В). В отношении  принадлежности класса принадлежит классу А и записывается как а є А. Отношение тождества подразумевает, что множества А и В совпадают. Это закрепляется как А є В.

Содержание понятия  называется его интенсиональностью, а его отношение к каким*либо объектам —

экстенсиональностью.

Интенсиональность понятий. Чаще всего в процессе толкования термина «содержание понятия» его  определяют в качестве понятия как  такового. В этом случае подразумевается, что содержание понятия есть система  признаков, при посредстве которых  предметы, содержащиеся в понятии, обобщаются и выделяются из массы других.

Из сказанного выше видно, что содержанием понятия  является некая информация, содержащая сведения о предметах, явлениях, процессах, входящих в данное понятие.

Например, слова «книга»  — «книжонка»; «бабка» — «бабушка» — «бабуля» вполне иллюстрируют коннотацию.

Экстенсиональность  понятий. Любое понятие отражает какой- либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его  от других предметов. Этот предмет всегда связан с другими предметами, которые не входят в содержание данного понятия, однако имеют признаки, частично повторяющие признаки предмета, отраженного в понятии. Эти предметы составляют особую группу. Такую группу можно определить как совокупность объектов, характеризующихся наличием общих признаков, закрепленных хотя бы одним понятием.

12. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ

Для человека, занимающегося  научными изысканиями, постоянно необходимо получать новую информацию. Для этого  ученый читает множество литературы по избранному предмету, ведет наблюдение, делает опыты. Однако вся эта деятельность была бы бесполезной, если бы не приводила к образованию новых понятий. Иными словами, полученная информация в таком случае так и осталась бы лишь информацией, не облеченной в форму, пригодную для закрепления и передачи.

Именно поэтому  необходимо знать о приемах образования  понятий. Такими приемами являются: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Абстрагирование —  это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

В процессе абстрагирования  значительную роль играет сравнение.

Анализ — это  мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части  с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

Анализ необходим  для получения отражения уже  существующего понятия.

Синтез — это  мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

Синтез — это  процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже  проведен. Зачастую мысленному синтезу  предшествует,если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.

Синтез применяется  для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей  в понятии, а также внесения в  эти понятия изменений.

Сравнение — это  мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или

несущественным признакам.

Обобщение — мысленное  объединение группы предметов в  новый ряд или добавление одного предмета

в уже существующий на основе присущих этим предметам  признаков.

Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого

или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом.

Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они связаны между собой, их невозможно представить один без другого. Часто применяются вместе или предшествуют один другому.

15. СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ

Отношения совместимости  могут быть трех видов.

Сюда входят равнозначность, перекрещивание и подчинение.

Равнозначность. Отношение  равнозначности иначе называется тождеством понятий. Оно возникает между  понятиями, содержащими один и тот  же предмет.

Объемы этих понятий  совпадают полностью при разном содержании. В этих понятиях мыслится либо один предмет, либо класс предметов, содержащий более чем один элемент. Говоря более просто, в отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет.

В качестве примера, иллюстрирующего отношения равнозначности, можно привести понятия «равносторонний прямоугольник» и «квадрат».

Пересечение (перекрещивание). Понятиями, находящимися в отношении  пересечения, признаются те, объемы которых  совпадают частично. Объем одного, таким образом, частично входит в  объем другого и наоборот. Содержание таких понятий будет разным. Примером могут служить понятия «селянин» и «тракторист»; «математик» и «репетитор».

Подчинение (субординация). Отношение субординации характерно тем, что объем одного понятия  полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть.

Это отношения род  — вид — индивид.

В таком отношении  находятся, к примеру, понятия «планета»  и «Земля»; «спортсмен» и «боксер»; «ученый» и «физик». Здесь объем  одних понятий шире, чем других. Ведь Земля суть планета, но не каждая планета является Землей. Кроме Земли есть еще Марс, Венера, Меркурий и еще множество планет, в том числе неизвестных человеку.

Когда в отношение  подчинения входит два понятия, каждое из которых является общим (но не единичным), понятие А (подчиняющее) становится родом, а В (подчиненное) — видом. То есть понятие «планета» будет родом для понятия «Земля», а последнее есть вид. Бывают случаи, когда отдельное понятие может быть одновременно и родом, и видом. Это происходит, если понятие- род, содержащее в себе понятие- вид, относится к третьему понятию, которое шире последнего по объему. Получается тройное подчинение, когда более общее понятие подчиняет менее общее, но одновременно находится в отношении подчинения с другим, имеющим больший объем. В качестве примера можно привести следующие понятия: «биолог», «микробиолог» и «ученый». Понятие «биолог» является подчиняющим по отношению к понятию «микробиолог», но подчинено понятию «ученый».

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"