Шпаргалка по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы на них по дисциплине "Логика"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Необходимо упомянуть  также о таком виде гипотез, как  рабочие гипотезы. Их совокупность представляет собой промежуточный  этап между гипотезой и теорией. То есть построение рабочих гипотез  применяется для доказательства гипотезы основной. Чаще всего рабочие гипотезы возникают в начале исследования.

Они имеют не очень  большую глубину исследования, не охватывают весь спектр вопросов, но позволяют  получить необходимую информацию, установить часть свойств и связей предмета. Рабочие гипотезы не носят окончательного характера и в процессе работы могут изменяться и заменяться другими или просто отбрасываться.

Необходимо упомянуть  также об особом виде гипотез —  ложных гипотезах. Они могут создаваться  из- за

нехватки информации, непредумышленно или для достижения своих целей, с умыслом. Если вероятностное заключение возводить в ранг гипотезы, она может оказаться как истинной, так и ложной, в зависимости от того, истинно или ложно заключение. Несмотря на то что ложная гипотеза передает неверную информацию о рассматриваемом предмете, нельзя не сказать о том, что она имеет достаточно большое познавательное значение. 

49. СПОР. ВИДЫ СПОРА

Спор бывает трех видов: научная и деловая дискуссия  и полемика. В первом случае целью спора является решение какой- либо практической или теоретической проблемы, возникающей в рамках определенной науки.

Вторая направлена на достижение согласия по основным положениям, выдвинутым сторонами, нахождение решения, соответствующего реальному положению вещей. И последний вид спора, полемика, служит для достижения победы. В наиболее общем виде можно сказать, что это спор ради спора. Однако четкого разграничения между полемикой и двумя предыдущими видами спора провести нельзя: каждый спор, когда он ведется по правилам логики и без использования недопустимых приемов, ведет к достижению истины, в какой бы области он ни затевался.

Спор может проходить  при публике, присутствие которой  приходится учитывать участникам спора, и без

нее. Споры при  публике, особенно как демонстрация ораторского мастерства, характерны более для Древней Греции, чем для настоящего времени. Тогда философы- софисты и приверженцы зарождающейся логики специально и прилюдно устраивали споры. Такой метод обучения использовал, например, Сократ в своей школе.

Кулуарный спор, или  спор без зрителей, слушателей, был  распространен всегда. Так могут  спорить, например, депутаты до или  после вынесения законопроекта  по основным его пунктам. Так могут  спорить

и ученые, обсуждающие  новое открытие или нюансы своей работы.

Спор может проходить  с арбитром и без арбитра.

Роль арбитра может  выполнять публика, когда спор ведется  публично, но чаще на роль судьи назначают  отдельного человека. Это делается потому, что несколько людей не всегда сами могут прийти к однозначному согласию и спор между двумя оппонентами может породить спор между публикой, что не очень хорошо сказывается на оперативности спора. Человек, который избран судьей, конечно, должен обладать хорошими познаниями в области логики.

Диспутом называют спор между двумя людьми, на котором присутствует публика.

Для того чтобы спор проходил по возможности спокойно, а стороны могли бы предлагать свои аргументы последовательно, порядок  обсуждения вопросов часто оговаривается  заранее. Стороны объясняют, к каким теориям они будут апеллировать.

Стороны в споре  называют по- разному, но чаще всего  — оппонентами. Иногда используют термин «пропонент». Пропонентом называют сторону, которая выдвинула тезис  для опровержения другой стороной.

Последняя называется оппонентом. Также используют понятие «противник». В основном так называют участников спора, направленного на достижение победы.

В зависимости от вида спора применяются та или  иная стратегия и тактика аргументации и критики.

Стратегия — это  определенная заранее схема, план построения аргументации, доказательства или опровержения. 

50. ТАКТИКА СПОРА

Тактика ведения  спора, аргументации, доказательства собственных  тезисов и опровержения суждений

оппонента заключается  в применении приемов, разработанных  в течение нескольких тысяч лет.

Все приемы можно  условно поделить на приемы общего характера, которые еще именуют  общеметодологическими, а также  на логические и психологические (социально- психологические). В эту группу можно  отнести и риторические приемы.

Основанием выделения видов тактических приемов являются аспекты аргументации, одним из которых является нравственный. Вероятно, не существует абсолютного критерия, по которому приемы принимались бы с точки зрения нравственности или, напротив, отвергались. 

Общеметодологическими тактическими приемами являются: оттягивание выражения, сокрытие тезиса, затягивание спора, а также разделяй и властвуй, возложение бремени доказывания на оппонента, кунктация, хаотичная речь, уловка Фомы, игнорирование интеллектуалов и простая речь.

Сокрытие тезиса неразрывно связано с правилом четкого  определения. Оно гласит, что участник дискуссии, лектор, выступающий на собрании, митинге, конференции и прочее, должен четко формулировать каждый тезис  с последующим его обоснованием.

Дополнительное средство убеждения — из высказанных аргументов можно заключить ложный

тезис, который явно не соответствует общему ходу рассуждения, и позволить оппоненту самостоятельно

найти ошибку, придя  к правильному выводу.

Затягивание спора. Этот прием используется, когда оппонент не может ответить на возражение, особенно

когда он чувствует, что не прав по существу. Тогда он просит повторить вашу последнюю  мысль, еще раз сформулировать тезис.

Кунктация (от лат. сunctator — «медлительный») заключается в  том, что оппонент старается занять в дискуссии выжидательную позицию с целью проверить свои аргументы, определиться с «тузами в рукаве», которые стоит придержать до лучшего момента, решить, с чего начать выступление, и отбросить слабые доводы.

Возложение бремени доказывания на оппонента связано с тем, что в большинстве случаев проще опровергать аргументацию противоположной стороны, чем обосновывать свой тезис.

Хаотичная речь подразумевает  использование оппонентом, который  предлагает для обоснования тезис

(этим грешат многие публичные люди и авторы научных трудов), бессвязной, витиеватой, сложной по конструкции речи.

Игнорирование интеллектуалов — это, как ясно из названия, такой  способ выражать свое мнение, при котором  не обращается внимания на неточности в речи, которые могут быть раскрыты присутствующими людьми. Это не смущает оппонента, он может выдвигать неточные сведения о событиях, говорить о предмете, неправильно указывая даты и т. д.

Простая речь на первый взгляд схожа с игнорированием интеллектуалов, однако в корне отличается от

последнего. Суть данного  приема состоит в использовании  простых предложений, разбиении  сложного на части, подробном разъяснении. 

51. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Доказательство —  важное качество правильного мышления.

Теории, доказательства и опровержения являются средствами в руках человека для создания новых обоснованных знаний. Доказательство необходимо в научном мире, оно определяет истинность того или иного явления, суждения, умозаключения. Без доказательства любая гипотеза навсегда останется гипотезой и не приобретет значение теории. Это хорошо, ведь цель доказательства — получение истинных знаний. Любое новое явление, догадку необходимо доказывать, будь то тайны, связанные с космическим пространством или глубинами океана, математические изыскания и т. д.

С этих позиций можно  определить доказательство как совокупность логических приемов обоснования

истинности какого- либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

В обыденном смысле доказательство часто отождествляют  с убеждением, что недопустимо. Эти два

понятия могут совпадать  в части, но слишком во многом различны. Так, доказательство основано исключительно  на научно обоснованных фактах, изысканиях, теориях и т. д. Убеждение же зачастую не зависит от того, доказано научным путем утверждаемое или нет.

Убеждение возможно в отношении теорий вероятностных  или вообще ложных.

Структуру доказательства составляют тезис, аргументы и демонстрация. Тезис — это положение, требующее  доказательства. Аргументы — это  истинные суждения, используемые в процессе доказательства.

Демонстрация —  это способ логической связи между  тезисом и аргументами.

Существуют правила  доказательного рассуждения. Нарушение  этих правил ведет к ошибкам,

относящимся к доказываемому  тезису, аргументам или к самой форме доказательства.

Доказательство бывает прямым и непрямым. Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов

к доказательству тезиса, т. е. истинность доказательства непосредственно  обосновывается аргументами.

Можно сказать, что  при прямом доказательстве из аргументов (a, b, c...) обязательно следуют истинные

суждения (k, m, l...), а  из последних следует доказываемый тезис q.

При непрямом доказательстве истинность выдвинутого суждения обосновывается путем доказательства

ложности исключающего его суждения. Применение такого доказательства обосновано, когда нет аргументов для прямого доказательства.

В зависимости от формы антитезиса можно выделить два вида непрямого доказательства — от противного и разделительное. Доказательство от противного (апагогическое) осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто используется в математике. Разделительное доказательство производится на основе отрицания антитезиса. При условии перечисления всех антитезисов и их последовательном отрицании (и отбрасывании)

можно говорить об установлении истинности утверждаемого суждения. 

52. АРГУМЕНТАЦИЯ

Как уже было сказано, любое доказательство нуждается  в аргументах. На них доказывающий опирается, они несут в себе информацию, позволяющую с достоверностью говорить о том или ином предмете. В логике выделяется несколько аргументов. К ним относятся удостоверенные единичные факты, аксиомы и постулаты, ранее доказанные положения и определения.

Удостоверенные факты  представляют собой информацию, закрепленную в каких- либо документах, произведениях, базах данных и на различных носителях.

Можно определить эту  группу аргументов как фактические  данные. К таким данным можно отнести  сведения статистики, факты из жизни, свидетельства, документы и документальные хроники и т. д. Такие аргументы играют важную роль в процессе доказательства, так как тверды, неопровержимы, уже доказаны. Они могут нести информацию о прошлом, что также делает удостоверенные факты важными в познавательном плане.

Аксиомы. Многие из нас при слове «постулаты» вспоминают школу и уроки математики. И действительно, аксиомы широко используются в математических построениях, математическая логика часто опирается на них. Подтвержденные опытом, ранее доказанными фактами, неоднократным повторением доказывания, эти суждения не нуждаются в доказывании и принимаются в качестве аргументов.

Положения законов, теоремы, которые были доказаны в  прошлом, принимаются в качестве аргументов

доказательства, так  как истинность их уже определена и принята. Эта группа аргументов напоминает о том, что все аргументы, положенные в основу доказательства, должны быть доказаны. Доказывание аргументов этой группы может производиться как непосредственно перед доказыванием аксиомы, так и задолго до этого. К этой группе можно отнести научно доказанные законы (например, природы) и теоремы.

Последняя группа аргументов — это определения.

Они создаются в  рамках всех наук относительно рассматриваемых  предметов и раскрывают суть последних. В доказательстве можно опираться на определения, принятые и применяемые в какой- либо науке. Однако не следует забывать о том, что относительно многих определений ведутся дискуссии и доказательство на их основе может быть не принято оппонентом. Здесь же необходимо сказать о недопустимости использования ненаучных определений, так как основная мысль в них может быть искажена, а сами определения могут быть неполными или даже ложными.

При доказательстве тезиса можно использовать несколько  видов аргументов — это приведет к большей

убедительности.

Не стоит забывать также и о том, что главным  фактором в доказательстве теории является все же практическое применение. Если на практике теория была подтверждена, другого доказательства или обоснования  она не требует. 

53. ПОНЯТИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Опровержением принято  считать логическую операцию, при  которой показывается (утверждается) ложность или необоснованность рассматриваемого тезиса.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"