Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:49, лекция
В атрибутивных суждениях субъект может быть единичным или общим понятием, и в зависимости от этого они называются соответственно единичными и множественными суждениями. В последнем случае при субъекте имеется показатель его количества - квантор (общности или существования) - показатель того, ко всему объему субъекта относится предикат или к части объема. И поскольку каждое суждение - либо утвердительное, либо отрицательное, общая классификация атрибутивных суждений такова: единичноутвердительные, единичноотри-цательные, общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Множественные атрибутивные суждения называются категорическими. Их принято обозначать латинскими буквами А, Е, I, О соответственн
Конечно, намного удобнее и проще обращаться с определёнными понятиями, чем с неопределёнными, однако последние занимают значительное место и играют важную роль в мышлении и языке.
Основные причины появления и существования неопределённых понятий таковы:
1. Многие объекты, свойства
и явления окружающего мира
многогранны и сложны. Они-то, как
правило, и выражаются в
2. Как верно заметили
ещё древние греки, всё в
мире вечно меняется. Многообразие
и плавность переходов из
3. Существование неопределённых
понятий во многом связано
с тем, что люди зачастую
по-разному оценивают одни и
те же объекты, свойства, явления
и события. Одному человеку
некая книга покажется
Необходимо отметить, что
три названные причины
Несмотря на неясность содержания и нерезкость объёма неопределённых понятий, мы обычно пользуемся ими без особенных затруднений, как правило, интуитивно понимая, о чём идёт речь, когда говорят о скучной книге, неинтересном фильме, умном человеке, бессовестной выходке, удобном кресле, высокой зарплате и т. п. Конечно же, если бы в мышлении и языке функционировали только определённые понятия, то они (мышление и язык) были бы более точными. В этом случае исчезли бы разночтения, двусмысленность, неясность, а в человеческом общении было бы намного меньше трудностей и барьеров в виде взаимного непонимания и разногласий. Однако большая точность языка и мышления сделала бы их более бедными и менее выразительными.
В одном из учебников по логике предлагается вспомнить описание Чичикова из «Мёртвых душ» Николая Васильевича Гоголя:
«В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод»
[1]. Как видим, описание внешности героя целиком состоит из неопределённых понятий. Но ведь можно было бы составить это описание из определённых понятий, и тогда оно выглядело бы, например, так:
«В бричке сидел господин 45 лет, ростом 175 см, в ботинках 41 размера, объём головы – 60 см, груди – 80 см…». Однако в данном случае перед нами было бы не художественное произведение, а что-то вроде милицейского протокола. Как видим, в некоторых областях мышления и языка невозможно обойтись без неопределённых понятий, например, в художественной литературе, которая без них перестанет быть самою собой. Но и в повседневном общении часто более уместны неопределённые понятия, чем определённые. Характеризуя кого-то, скорее всего, мы скажем просто «высокий человек», а не «человек ростом 187 см».
Стремясь сделать мышление и язык более точными, пытаясь изгнать из них неопределённые понятия, мы рискуем остаться вообще без мышления и языка. Натачивая лезвие ножа, пытаясь достичь его максимальной остроты, можно точить его до тех пор, пока от лезвия ничего не останется.
Итак, неопределённые понятия
занимают значительное место в нашей
интеллектуально-речевой
1. Что такое определённые понятия?
2. Что представляют собой неопределённые понятия?
3. Каковы основные причины
появления и существования
4. Представляют ли
5. В каких случаях
6. Приведите по десять примеров для определённых и неопределённых понятий.
7. Определите, какие из следующих
понятий являются
Понятия бывают совместимыми и несовместимыми.
Совместимыми называются понятия, объёмы которых имеют общие элементы, каким-либо образом соприкасаются. Например, понятия «спортсмен» и «американец» совместимые, т. к. их объёмы имеют общие элементы или объекты: есть такие спортсмены, которые являются американцами, и наоборот, есть такие американцы, которые являются спортсменами.
Несовместимыми называются понятия, объёмы которых не имеют общих элементов, никаким образом не соприкасаются. Например, понятия «треугольник» и «квадрат» являются несовместимыми, потому что их объёмы не имеют общих элементов: ни один треугольник не может быть квадратом, и наоборот.
Совместимые понятия могут быть в отношениях равнозначности, пересечения и подчинения.
Понятия находятся в отношении равнозна
Понятия находятся в отношении пересече
Понятия находятся в отношении подчинен
Отношениями равнозначности, пересечения и подчинения исчерпываются все случаи совместимости между понятиями.
Несовместимые понятия могут быть в отношениях соподчинения, противоположности и противоречия.
Понятия находятся в отношении соподчин
Понятия находятся в отношении противоп
Поскольку объёмы противоположных понятий не соприкасаются, это отношение отчасти похоже на соподчинение. Однако понятия, находящиеся в отношении соподчинения, обозначают просто различные объекты разных видов и одного рода, но не противоположные друг другу. Не можем же мы утверждать, что сосна является противоположностью берёзы, а берёза – противоположностью сосны: это просто разные деревья, и не более того. В то же время высокий человек представляет собой противоположность низкого человека и наоборот. Так же противоположными будут понятия «тёмная комната» и «светлая комната», «горячая вода» и «холодная вода», «белый лист» и «чёрный лист», «глубокая речка» и «мелкая речка» и т. п.
Понятия находятся в отношении противор
Отношениями соподчинения, противоположности
и противоречия исчерпываются все
случаи несовместимости между
Итак, в логике выделяется
шесть вариантов отношений
Любые два сравнимых понятия
обязательно находятся в одном
из шести указанных случаев
Однако если бы понятия «месяц» и «год» были подчинёнными, то тогда надо было бы утверждать, что месяц – это обязательно год, а год – это не обязательно месяц (вспомним отношение подчинения на примере понятий «карась» и «рыба»: карась – это обязательно рыба, но рыба – это не обязательно карась). Месяц – это не год, а год – это не месяц, но и то, и другое – отрезок времени, следовательно, понятия «месяц» и «год», так же, как и понятия «книга» и «страница книги», «автомобиль» и «колесо автомобиля», «молекула» и «атом», находятся в отношении соподчинения, т. к. часть и целое – не то же самое, что вид и род.
Как нам уже известно, отношения между понятиями изображаются круговыми схемами Эйлера. Причём до сих пор мы изображали схематично отношения между двумя понятиями, но это можно сделать и с большим числом понятий.
Например, отношения между понятиями «боксёр» (Б), «негр» (Н) и «человек» (Ч) изображаются следующей схемой Эйлера (рис. 7).
Взаимное расположение кругов показывает, что понятия «боксёр» и «негр» находятся в отношении пересечения: боксёр может быть негром и может им не быть, а негр также может быть боксёром и может им не быть, а понятия «боксёр» и «человек», так же как понятия «негр» и «человек», находятся в отношении подчинения: любой боксёр и любой негр – это обязательно человек, но человек может не быть ни боксёром, ни негром.