Суждение и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
Примеры суждений: “Космонавты существуют”, “Париж больше Марселя”, “Некоторые числа не являются четными”. Если то, о чем говорится в суждении, соответствует действительному положению вещей, то суждение истинно.

Файлы: 1 файл

Суждение и его виды.docx

— 49.27 Кб (Скачать)
  1. Суждение и его виды.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании  предметов, связях между предметом  и его свойствами или об отношениях между предметами.

Примеры суждений: “Космонавты  существуют”, “Париж больше Марселя”, “Некоторые числа не являются четными”. Если то, о чем говорится в суждении, соответствует действительному  положению вещей, то суждение истинно. Указанные выше суждения являются истинными, так как в них адекватно (верно) отражено то, что имеет место в  действительности. В противном случае суждение ложно (“Все растения являются съедобными”).

Традиционная логика является двузначной, потому что в ней суждение имеет одно из двух значений истинности: оно либо истинно, либо ложно. В трехзначных  логиках - разновидности многозначных логик - суждение может быть либо истинным, либо ложным, либо неопределенным.

Например, суждение “На Марсе  есть жизнь” в настоящее время  не является ни истинным, ни ложным, а  неопределенным. Многие суждения о  будущих единичных событиях являются неопределенными. Об этом писал еще  Аристотель, приводя пример такого неопределенного суждения: “Завтра  необходимо будет морское сражение”1.

В простом атрибутивном суждении имеются субъект, предикат, связка и  кванторное слово. В суждении “Некоторые птицы являются хищными” субъектом является понятие “птица”, предикатом - понятие “хищник”, кванторным словом - “некоторые”, связка выражена словом “являются”. В суждении “Ледоколы существуют” субъектом является понятие “ледокол”, а предикатом - понятие существования предмета; он выражен словами “то, что существует”.

Субъект атрибутивного суждения - это понятие о предмете суждения. Субъект суждения обозначается буквой S (от латинского слова subjectum). Предикатом атрибутивного суждения называется понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении. Предикат обозначается буквой Р (от лат. praedicatum). Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является), или группой слов, или тире, или простым согласованием слов (“Все бабочки суть насекомые”, “Рим является столицей Италии”, “Некоторые книги не относятся к букинистическим”).

Перед субъектом суждения иногда стоит кванторное слово: “все”, или “ни один”, или “некоторые” и др. Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Простые суждения, о которых шла речь, называются ассерторическими.

- бессмысленные суждения

Под обоснованием суждений в общем случае понимается обоснование  их истинности, т.е. справедливости приписывания суждению семантической оценки истина. Истина есть соответствие приписывания присущности. Ложность - это логическое отрицание истинности. Истинность может  быть самых разнообразных семиотических  типов, видов, индивидуальных для каждой теории характеристик, о чем ниже будет сказано. В соответствии с  этим и методы обоснования истинности бывают самые различные.

Кроме истинностных значений "истинно" и "ложно" суждения могут иметь другие семантические  оценки, например, "неопределенно", "правдоподобно", "бессмысленно", и т.п.

Итак, рассмотрим понятие  бессмысленного суждения. В книге  Петрова Ю.А., Захарова А.А. «Практическая  методология» авторы дают такое определение  бессмысленного суждения: суждение называется бессмысленным, если его нельзя оценить  ни как истинное и ни как ложное.

Рассмотрим две основные причины бессмысленности суждений.

Первая причина состоит  в том, что не все термины суждения определены. Иначе говоря, достаточно хотя бы слову суждения быть неосмысленным (неопределенным), как все суждение не будет иметь смысла. Особое значение имеет наличие хорошо определенных основных терминов.

Другой причиной бессмыслицы  является утверждение о присущности  или неприсущности объекту видовых признаков, когда ему не присущ родовой признак. Например, суждение "число 2 зеленое" бессмысленно, так как нельзя сказать ни того, что оно истинно, и ни того, что оно ложно, хотя интуитивно кажется, что это суждение ложно.

Дело в том, что число - это абстрактный (нематериальный) объект, в природе не существующий. Такой объект не может отражать каких-либо лучей, а потому не обладает цветом. Если объект обладает цветом, то возможно утверждение о видовом отличии  этого цвета. Например, можно утверждать, что цвет этого объекта зеленый, т.е. то, что этот объект отражает волны  определенной длины. Если это так, то суждение истинно. Если объект обладает цветом, но не зеленым, а каким-то другим, то наше утверждение о зелености объекта ложно. Оба утверждения (и истинное, и ложное) осмысленны, так как они говорят о специфике цвета объекта, т.е. его родового признака, который присущ данному объекту.

Но родовой признак  иметь цвет не присущ числу. Поэтому  он не имеет ни видового отличия  зеленого цвета, ни видового отличия  незеленого цвета. Т.е. объект не обладает ни зеленым, ни незеленым цветом, ибо никаким цветом вообще не обладает. Отсюда нельзя утверждать ни об истинности обладания этим объектом зеленым цветом, ни об истинности обладания им незеленым цветом. Но тогда нельзя утверждать и о ложности утверждения об обладании объектом зеленым цветом. Значит, суждение о зелености числа 2 бессмысленно.

Теперь допустим, что дается характеристика человеку, который никогда  не совершал преступлений. В этой характеристике пишется, что данное лицо никогда  не привлекалось к уголовной ответственности  за совершение преступлений. Кажется, что утверждение истинное: ведь человек  действительно не привлекался к  судебной ответственности. Правда, при  этом как бы само собой подразумевается, что он все же совершал преступления, но либо не был пойман, либо сумел  избежать ответственности. Этим самым  ложная посылка о его преступной деятельности принимается за истину, что конечно, недопустимо.

Если же такую посылку  не принимать, то упомянутое утверждение  в характеристике бессмысленно, так  как объект (человек) не обладает родовым  признаком (совершение преступлений), а поэтому нельзя утверждать и  о видовых признаках (привлечение  или непривлечение к ответственности за преступление).

Для методологии обоснования  существенна классификация процессов  обоснования по признаку независимости  или зависимости обоснования  данного суждения от обоснованности других суждений.

По этому признаку суждение, обоснование которого не зависит  от наличия других суждений, а стало  быть, и от их обоснованности, назовем  безотносительным, или непосредственным обоснованием. Суждение, обоснование  которого зависит от обоснованности других суждений, назовем относительным, или опосредованным обоснованием. Рассмотрим вначале принципы истинности, а затем  указанные виды обоснования истинности суждений.

В заключении хотелось бы добавить следующее: процессе анализа литературных источников был замечен следующий  интересный парадокс. В словаре по логике А.А. Ивина, автор даёт определение бессмысленного высказывания: бессмысленное высказывание не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно действительности или нет. Таким образом, если попытаться сопоставить это определение с вышеуказанным определением бессмысленного суждения, то получается, что они похожи.

Возникает вопрос: Чем отличается бессмысленное суждение от бессмысленного высказывания, если суждение называется бессмысленным в том случает, когда его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное (например: число 2 зеленое), в то же время высказывание называется бессмысленным если его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное (например, Если на улице идет дождь, то трамвай).

Если исходить от обратного - то смысл высказывания всегда исходит  от суждения. Если суждение ложное, либо истинное - то высказывание будет соответствующее: ложное либо истинное. Так как эти  две вещи взаимосвязаны то и вопрос сам собой является бессмысленным суждением.

- неопределенные суждения

В логике неопределенные суждения относят к частным суждениям. Частным называется суждение, в котором  что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Частные суждения выражаются в предложениях, имеющих в своем составе слова: “некоторые”, “многие”, “немногие”, “большинство”, “меньшинство”, “часть”, «не все», «отдельные» и др.

В современной логике они  носят наименование «квантор существования» и обозначаются символом «$» (от англ. exist – существовать). Формула $ х Р(х) читается так: «Существует х такой, что имеет место свойство Р(х)». В традиционной логике принята следующая формула частных суждений «Некоторые S есть (не есть) Р».

Примеры: «Некоторые войны  справедливы», «Некоторые войны несправедливы» или «Некоторые свидетели правдивы», «Некоторые свидетели не правдивы».

В зависимости от значения, в котором употребляется слово  “некоторые”, различают два вида частных суждений: неопределенные частные  и определенные частные.

В неопределенных суждениях  логическая схема такова: "Некоторые S есть Р". Слово "некоторые" придает им неопределенность. Например: "Некоторые проблемы политологии носят философский характер".

Определенное суждение содержит знание и о той, и о другой части  субъекта суждения. Оно имеет такую  логическую схему:

"Только некоторые  S есть Р". Например: "Только некоторые проблемы языкознания носят философский характер". Общие- суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Логическая схема таких суждений имеет вид: Все S есть Р" или "Ни одно S не есть Р" ,Например, цитата из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина: "Мы все учились понемногу" - является общим суждением, так как объем субъекта включает весь класс отображаемых предметов.

В определенных частных суждениях  что-либо говорится лишь о части  какой-то группы предметов и не может  быть распространено на всю группу предметов в целом. Слово «некоторые»  здесь понимается в смысле «только  некоторые». Примеры «Некоторые люди красивы», «Некоторые книги не интересны»; «Некоторые юристы – депутаты Государственной  Думы».

В неопределенных суждениях  что-либо высказывается о части  предметов так, что может быть отнесено ко всей их группе вообще. Слово  «некоторые» используется здесь  в другом смысле: «По крайней мере некоторые, а может быть, и все». Например, увидев на первых столах студенческой аудитории новый учебник логики, я уже могу высказать суждение: «Некоторые студенты имеют учебник логики». Опросив остальных, я могу убедиться в том, что «Все студенты имеют учебник логики». Значит, предыдущее суждение было неопределенно частным.

Разумеется, в живой практике мышления не всегда так просто можно  решить, в каком смысле высказывается  частное суждение. Возьмем для  примера пословицу «Не все  то золото, что блестит». Ясно, что  это частное суждение. Найдем вначале  субъект и предикат суждения, а  для этого выразим его в  соответствующей грамматической форме: «Не все то, что блестит, есть золото», т.е. «Лишь некоторые блестящие  вещи есть золото». Теперь ясно, что  это определенное частное суждение.

  1. Простые и сложные суждения.

2.1 Простые суждения – суждения, в которых нельзя выделить определённую часть, которая, в свою очередь, была бы самостоятельным суждением. Например: «Он – рецидивист» или «Эти люди – рабочие», «Перед смертью Ульянов-Ленин долго болел».

Простое суждение не содержит никаких иных суждений (кроме себя самого), и из него могут быть выделены лишь более простые структурные  единицы – понятия. Простое суждение представляет собой лишь одну смысловую  единицу, обладающую самостоятельным значением истинности.

Простые суждения называются еще категорическими, поскольку  в них раскрывается безусловная  связь между предметами мысли, простые  суждения служат отражением лишь одной  связи объективного мира, независимо от того, какая эта связь по содержанию.

Простые суждения весьма многообразны по своим проявлениям. Особое значение придается делению простых суждений на виды по характеру связки (их качеству) и по объему S (по их количеству).

Качество суждения – одна из важнейших его логических  характеристик. Под качеством понимается его самая общая логическая форма  – утвердительная или отрицательная. В этом проявляется наиболее глубокая сущность суждения вообще – его  способность раскрывать наличие  или отсутствие тех или иных отношений  между предметами мысли. Определяется качество характером связки – «есть» или «не есть». В зависимости  от этого простые суждения делятся  на утвердительные и отрицательные.

В утвердительных суждениях  раскрывается наличие какой-либо связи  между S и Р (общая формула утвердительного суждения «S есть Р», «Львы являются млекопитающими», «Рецидивисты являются преступниками».

В отрицательных суждениях  раскрывается отсутствие той или  иной связи S и Р («S не есть Р»). «Камбоджийцы не являются европейцами», «Мухи не являются птицами».

В суждениях частица «не» не обязательно стоит перед связкой. Если она находится после связки и входит в состав самого Р (предиката), то это суждение – утвердительное: «Этот человек был невиновным», «Все у нас как-то нескладно получилось».

Информация о работе Суждение и его виды