Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:46, реферат
Национальная транспортная система РК
Введение
1. Национальная транспортная система Республики Казахстан
1.1. Транзитные возможности
2. Транспортные коридоры на территории Казахстана
2.1. Новый транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай»
3. Решение транспортных проблем государством
3.1. Позицирование на мировом рынке
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Национальная
транспортная система
1.1. Транзитные возможности
2. Транспортные
коридоры на территории
2.1. Новый
транспортный коридор «
3. Решение транспортных проблем государством
3.1. Позицирование на мировом рынке
Заключение
Список
литературы
Введение
Тема данной контрольной работы называется национальная транспортная система Республики Казахстан. Актуальность данной темы заключается в том, что будущее Казахстана неразрывно связано с дальнейшим развитием транспорта, который сегодня называют третьей, ведущей отраслью материального производства. В Казахстане получили развитие все виды транспорта: железнодорожный, авиационный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный и электронный. Управление транспортом осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций, а также национальные компании: «Казахстан темир жолы», «Эйр Астана». В республики функционируют более 2000 транспортных предприятий.
Основной целью данной работы является изучение развития и состояния на сегодняшний день транспортной системы Республики Казахстан.
Задачами
исследования являются рассмотрение транзитных
возможностей, транспортных коридоров
на территории республики, создание нового
транспортного коридора «Западная
Европа – Западный Китай» и его преимущества,
а также освещение решений транспортных
проблем государством и позицирование
Казахстана на мировом рынке.
Суверенный Казахстан – унитарное государство, по площади (2724,9 тыс.км2) занимает около 2% поверхности всего земного шара, 6,1% территории Азии, и входит в десятку крупнейших в мире стран, уступая только России (17075 тыс.км2), Канаде (9971 тыс.км2), Китаю (9597 тыс.км2), США (9364 тыс.км2), Бразилии (8547 тыс.км2), Австралии (7741 тыс.км2), Индии (3288 тыс.км2), и Аргентине (2780 тыс.км2) 1. По международным меркам экономика республики имеет средние размеры и производит около 0,16% ВВП мира. В целом же по объему ВВП Казахстан сегодня занимает 56-е место на планете. Доля транспорта в объеме ВВП достигает уже более 10%. Железнодорожный, авиационный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный и электронный виды транспорта образуют единую транспортную систему.
Железнодорожный транспорт обеспечивает 58,1% всего грузооборота и 10,8% пассажирооборота в стране. Его именуют артерией, питающей экономику. АО «Казахстан темир жолы» - самая крупная казахстанская компания, где трудятся 85 тыс. человек, занимает 7-е место в мире по объему грузоперевозок после США, Китая, Индии, стран Европейского союза, России и Украины. На севере территории государства пересекают три сибирские магистрали: Транссибирская – через г. Петропавловск, Южносибирская – через Астану – Павлодар на Барнаул и Среднесибирская - через Кустанай – Кокшетау и далее на Барнаул.
Огромное значение в перевозке грузов и пассажиров имеют три крупные казахстанские Магистрали: Оренбург — Ташкент, построенная в начале ХХ века (1904 — 1905 гг.), Турксиб, которой в апреле 2005 года исполнилось 75 лет, Трансказахстанская (Петропавловск – Моинты — Шу). Общая протяженность дорог — свыше 14 тысяч километров, из которых 4 тыс. — электрифицированные. От всех крупных железнодорожных магистралей отходят длинные или короткие пути, которые соединяют промышленные узлы Казахстана. К ним относятся дороги: Астана — Павлодар, Есиль — Аркалык, Атырау — Октябрьск — Орск, Озень — Актау — Атырау, Отрар — Жанабай и др. За последние годы завершено строительство моста через Ертис в Семее и важнейшей железнодорожной линии Алтынсарино — Хромтау и Аксу — Дегелен. Огромное значение имеет строительство таких железных дорог, как: Ералиево — Курык, Мангышлак — Баутино, Хоргос — Жетыген и др.
В 1992 году началось регулярное железнодорожное сообщение с Китайской Народной Республикой. С вводом этой магистрали появилась возможность налаживания перевозок через Китай в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Завершается реконструкция скоростной железной дороги Алматы — Астана — Бурабай, планируется улучшить инфраструктуру между станциями дружба и Актогай в целях увеличения пропускной способности железнодорожного транспорта между Казахстаном и Китаем. Важное значение для Южного и всего Казахстана будет иметь строительство железной дороги, связывающей Китай, Кыргызстан, Узбекистан с выходом на Иран, Турцию и далее в страны Европы.
Как
и многие другие отрасли, железнодорожный
транспорт требует
Основным видом транспорта в государстве сегодня является автомобильный, которым пользуются 85% пассажиров. Число автомобилей на 1 января 2005 года в Казахстане достигло 1 млн. 532 тыс., в том числе: 1 млн. 204 тыс. — легковые, 328,0 тыс. — грузовые. Общая протяженность дорог составляет около 150 тыс, км.2 Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием превышает 90 тысяч километров. Магистральные трассы связывают Казахстан со всеми соседними государствами, в общей транспортной системе находятся все областные, районные центры и города. К ним относятся трассы: Алматы — Бишкек – Шымкент — Ташкент; Алматы — Шилик — Нарынкол, Алматы — Караганда — Астана и др. Однако и автомобильный транспорт отстает от мировых стандартов. Так, густота дорог с твердым покрытием в республике составляет 30,9 км на 1000 км2. В Казахстане на 1000 жителей приходится 68 автомобилей.
Авиационные линии связывают гг. Алматы, Астану со всеми областными центрами, многими городами и населенными пунктами республики, а также городами СНГ, через Казахстан открыто 63 воздушных коридора. В Казахстане сегодня имеется 21 аэропорт. Крупнейшей воздушной гаванью государства стал реконструированный аэропорт в новой столице Астане. В настоящее время компания «Эйр-Астана» обслуживает более 40 международных и внутренних линий. В г. Алматы построен современный международный аэропорт, проведена реконструкция аэропорта в г. Атырау. В 2006 году пассажирооборот авиакомпаний в Казахстане составил 3,29 млрд. пасс,/км. Не имея достаточного опыта международных авиаперевозок, казахстанские летчики сумели в сложных условиях переходного периода положить начало выполнению регулярных рейсовых полетов в Китай, Германию, Турцию, Монголию, Австрию, Швейцарию, Индию, Пакистан, Венгрию, Грецию и другие государства мира.
Протяженность эксплуатационных водных путей составляет более 4 тысяч километров. В основном они проходят по Каспийскому морю, рекам Ертис и Жайык, частично на Иле и озере Балхаш. На речных маршрутах действуют оборудованные порты и грузовые причалы. Наиболее крупные речные порты — Павлодар, Атырау, Уральск, Усть-Каменогорск, Семей. В 2004 году речным транспортом перевезено более 500 тыс. тонн грузов. Морской транспорт сосредоточен на Каспийском море, из которого имеется выход в бассейны рек Волга и Жайык.
В
1998 году создана специальная морская
компания «Казмортрансфлот», имеющая
уже три танкера. К началу ХХI века
завершен первый этап реконструкции
морского порта в г. Актау, роль которого
с освоением мангистауской нефти с каждым
годом будет возрастать; планируется строительство
судоремонтного завода, по грузообороту
(10 млн. тонн в год) — он уже сегодня крупнейший
на Каспии. Расширяются и укрепляются
морские порты Атырау, Баутино, Курык.
Развивается трубопроводный транспорт.
Сегодня в государстве протяженность
магистральных трубопроводов составляет
более 17 тыс. км (10 тыс. км газопроводов
и 7,4 тыс. км нефтепроводов), которые соединяют
месторождения с перерабатывающими предприятиями,
как в самой республике, так и в России,
Узбекистане, Азербайджане. В 2006 году во
всем объеме грузооборота трубопроводный
транспорт составил 25,5% (компании «Казтрансойл»
и «Казтрансгаз» относятся к мировым лидерам).
Для перекачки мангышлакской нефти построены
нефтепроводы: Жанаозен — Жетыбай — Актау
и Жанаозен — Атырау — Самара (1500 км). К
Павлодару и Шымкенту проведен нефтепровод
из Омска. Через Казахстан проходят мощные
газовые магистрали: Средняя Азия — Центр,
Бухара — Урал, газопровод Мубарек — Ташкент
— Шымкент – Тараз — Бишкек — Алматы.
Так, в соответствии с намеченными программами
завершено строительство трубопровода
(КТК) Тенгиз — Новороссийск, пропускной
способностью до 70 млн. тонн нефти, введен
в эксплуатацию трубопровод Карашаганак
— Большой Шаган — Атырау, построен нефтепровод
в Китайскую Народную Республику Атасу
— Алашанькоу. Важное значение для экономики
государства будет иметь строительство
нового газопровода вдоль Каспийского
моря в соответствии с решением, принятым
в мае 2007 года президентами России, Казахстана
и Туркменистана. Республика Казахстан
является государством со стабильно развивающейся
экономикой и демонстрирует последовательное
укрепление показателей своей деятельности.
Соотношение протяженности дорог по видам
транспорта показано ниже (табл. 1).
Табл. 1. Характеристики транспортного комплекса Республики Казахстан
Виды дорог | Протяженность дорог, тыс. км. | Плотность дорог, км/1000 кв.км территории |
Автомобильные дороги с твердым покрытием | 88,4 | 14,0 |
Железные дороги | 32,4 | 5,1 |
Эксплуатируемые водные пути | 3,9 | 1,5 |
Воздушные трассы | 61,0 |
Ключевую
роль в развитии экономики и промышленности
страны, а также и в экспортно-
1.1
Транзитные возможности
Геополитическая
роль Республики Казахстан, то есть роль
транзитного моста между
Создание
трансконтинентальных магистралей
выгодно для международной
Рис.
3. Прогноз роста грузопотоков по
направлению Китай – Европа и
транзита через Казахстан.3
На
страны Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР), которые демонстрируют рост
ВВП, в среднем, на уровне 5-7% в год, а
внешней торговли – 9-14%, уже приходится
60% глобального мирового производства
и 40% мировой торговли. Доходы транспортных
компаний Казахстана от транзита грузов
составляют около 500 млн. долл. США, то есть
лишь один процент общего рынка транзитных
перевозок между Европой и Азией.
По территории Казахстана проходят сформированные на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры четыре международных транспортных коридора. Коридоры позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов. Все эти транспортные маршруты относительно новые, активно развиваться начали в 90-е годы. Они позволяют значительно сократить расстояние и сроки доставки грузов в сообщении Восток – Запад. Железнодорожный транспорт имеет наилучшие перспективы развития транзитного потенциала и повышения его использования.
Железнодорожная
станция Достык (международный пограничный
пункт Достык – Алашанькоу) на казахстанско-китайской
границе имеет особое значение в обеспечении
международных перевозок по Трансазиатской
железнодорожной магистрали. Здесь, а
также в городах Астане, Алматы, Актау
на государственном уровне планируется
создание региональных транспортно-логистических
центров в рамках реализации транспортно-логистического
кластера. Акционерным обществом «Казахстан
темир жолы» был разработан план строительства
Трансказахстанской железнодорожной
магистрали шириной колеи 1435 мм (далее
– ТКЖМ) по направлению от станции Достык
до государственной границы с Туркменистаном
с последующей возможностью дальнейшего
прохождения данной магистрали через
территорию Туркменистана и соединением
с железнодорожной магистралью Исламской
Республики Иран с шириной колеи 1435 мм
и далее с выходом на европейские рынки
через территорию Турции (рис. 5.). Ввод
ТКЖМ, по первичным оценкам экспертов,
позволит привлечь в транзитном сообщении
– до 35 млн. т, в экспортном сообщении –
до 20 млн. т.