Пути совершенствования транспортной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:17, контрольная работа

Краткое описание

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортной системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Так, если национальная транспортная система развита неадекватно требованиям рынка (например, пропускная способность транспортной сети недостаточна для освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует гибкая тарифная политика и т. д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие национальное благосостояние, по крайней мере, не улучшается.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы транспортной логистики ……………………3
1.1 Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики…………………………………………………………………..3
2. Использование транспортных средств………………………………...6
3. Особенности транспортной логистики предприятия…………………8
4. Пути совершенствования транспортной логистики …………………..9
Заключение…………………………………………………………………11
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

Логистика Тран в усл лог.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Транспортные  средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых - экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным  транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования.

К числу факторов, определяющих более интенсивное  использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования  грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Улучшению использования  грузоподъемности автотранспортных средств  в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень  организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с  чем, сделав холостой пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку  собственных грузов в ряде случаев  можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.

Например, выезжая  за товаром, автомобиль можно загрузить  тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом  издержки обращения.

Поэтому для оценки работы транспортных средств можно использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:

Кп=П2/П0 (5)

где П2 - пробег с  грузом, км.

П0 - общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как себестоимость одного тонно - километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.

Например, если себестоимость тонна - километра  низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.

Если же себестоимость  высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.

В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное  топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой  показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.

Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также  с нормативными данными.

В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.

Улучшению использования  автомобилей в значительной степени  способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.

Важное условие  роста эффективности использования  автотранспорта - повышение сменности  его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.

При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок  зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму - на 85 %, к третьему - на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 %. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках.

Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные  дороги делятся на три группы.

К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог больше, чем первой группы. Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги.

Наиболее высокие  нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот - самые низкие установлены  для третей группы дорог.

Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.

Все эти факторы  и показатели необходимо учитывать  при планировании рациональной организации  перевозок товаров.,

3. Особенности транспортной логистики предприятия

Стремясь повысить эффективность своей работы, предприятия  всегда пытались контролировать технологические  стадии, которые предшествуют основному  производству или следуют за ним. Транспортная логистика - это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции.

Для обеспечения транспортировки своей продукции используется 2 основных вида транспорта: железнодорожный и автомобильный. К услугам железнодорожного транспорта предприятие прибегает достаточно редко, в случае заключения договора на поставку продукции значительного объема и на дальние расстояния, т.е. когда автомобильным транспортом доставку осуществлять нецелесообразно.

Обязанности по обеспечению сохранности и надлежащей эксплуатационной готовности всех транспортных средств на предприятии закреплены за транспортным участком, который в ходе работы руководствуется Положением о транспортном участке, утвержденным Генеральным директором . Одной из функций участка является рациональное распределение транспортных средств согласно заявкам. А именно, структурные подразделения предприятия подают заявки с указанием категории и веса груза, маршрута и другой необходимой информации, а начальник транспортного участка распределяет и выделяет соответствующий транспорт.

Анализ и расчеты  по эффективности грузоперевозок на предприятии производит отдел планово-экономической и аналитической работы. Так, к примеру, производились расчеты о выгодности использования собственного автотранспорта по сравнению с привлечением сторонних перевозчиков. Расходы на транспортировку собственным транспортом экономичнее.

4. Пути совершенствования транспортной логистики.

Использование собственного автосостава выгодно  и удобно в случае рационального  его использования, эффективного распределения  транспорта, четкого логистического подхода. Отсутствие данных условий и является одной из важных проблем предприятия.

Во-первых, отсутствие сквозного управления логистическими функциями, включая планирование, учет, контроль. Каждое подразделение несет  ответственность за свой блок, не заботясь о конечном результате для всего предприятия. Не проводится комплексный сравнительный анализ и не разрабатываются проектные материалы по возможному более эффективному логистическому подходу.

Во-вторых, отсутствие на предприятии звена, компетентного  в области логистики, необходимого для построения логистических цепочек с целью минимизации затрат и соответственно снижения себестоимости продукции.

Например, в ряде случаев транспорт, направленный для  поставки товара покупателю, обратно  приезжает ни с чем, сделав холосто  пробег, чего можно было бы избежать, если бы на предприятии специалистами прорабатывался вопрос возможности поиска обрата, к примеру, путем доставки попутного груза сторонним организациям.

Учитывая то, что автомобиль на обратном пути едет пустым, вся стоимость расходов на транспортировку целиком ложится на стоимость продукции.

Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о возможном  исключении холостого пробега, тем  самым минимизировать расходы на транспортировку продукции. Есть несколько  вариантов решения данного вопроса:

а) В настоящее  время множество ресурсов, в том  числе и Интернет-ресурсов, предлагающих поиск транспорта и груза по различным  направлениям . Зная заранее время поставки товара можно найти предприятие, нуждающееся в доставке груза .

б) Целесообразно рассмотреть и изучить возможность проработки маршрута с заездом на обратном пути на данные предприятия за необходимой продукцией. Для этого необходимо составить цепочку, сопоставив потребности в поставке на завод материалов со сроками отгрузки товара т.е. требуется взаимодействие структурных подразделений по сбыту и снабжению;

в) Рассмотреть  вопрос заключения параллельного договора на приобретение продукции компании

Пполучение дополнительной прибыли от оказания транспортных услуг позволит предприятию перекрыть собственные расходы на поставку продукции и соответственно увеличить прибыль.

Однако, в процессе организации предприятием данного  вида деятельности, а именно оказания транспортных услуг сторонним организациям, возникают много вопросов. Как  установить цену на транспортные услуги, учитывая, что они по своему роду будут различны и оказываться будут эпизодически, когда транспорт не будет загружен при осуществлении основного вида деятельности? Какие при этом предприятию необходимо иметь документы на оказание транспортных услуг?

Также организации, не специализирующейся на автоперевозках, достаточно сложно соблюсти все требования, которые выдвигаются к лицензиату при получении лицензии и дальнейшем осуществлении такой деятельности.

На все виды транспортных услуг, которые планирует оказывать организация, следует разработать и утвердить тарифы. Для неспециализированной организации разработка тарифов на перевозки является достаточно сложным процессом.

Решение вопросов, касающихся нахождения путей более  эффективного использования транспортных средств предприятия требует детальных изучения, экономических расчетов, анализа и контроля, для чего необходимо выделить на предприятии логистическое звено (отдел, сектор либо, по-крайней мере, менеджера по логистике), которое занималось бы вопросами организации производства нужного продукта нужного качества нужного количества в нужное время в нужное место нужному покупателю с минимальными затратами. На первоначальном этапе руководству предприятия поставить перед данным звеном задачу проработки и внесения конкретных обоснованных предложений по эффективному и экономному использованию транспортного парка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно  сказать о том, что транспорт  является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Основной задачей  транспорта является своевременное  качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства  и населения в перевозках. Становление  и развитие рыночных отношений предъявляют  новые требования к организации перевозок, систем управления предприятием и к оценке результатов его деятельности.

Наша страна начинает набирать обороты в развитии транспортной системы, что дает нам  возможность надеяться уже в  ближайшем будущем на улучшение  состояния дорог, повышение уровня обслуживания и качества самого транспорта.

Информация о работе Пути совершенствования транспортной логистики