Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

2.1 Предмет и задачи курса

1 Введение. Происхождение термина «логистика»
2 Понятие логистики
3 Предпосылки развития логистики
4 Этапы развития логистики
5 Цели, задачи и функции логистик.
6 Перспективы развития логистики в России

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

   • организация получения и обработки заказа;

   • выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

   • организация отгрузки продукции;

   • организация доставки и контроль за транспортированием;

   • организация послереализационного обслуживания.

   На  макроуровне к  задачам распределительной  логистики относят:

   • выбор схемы распределения материального потока;

   • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

   • определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока no территории района, области, страны, материка или всего земного шара.  

   2 Размещение распределительных  центров на логистическом  полигоне 

   Склады  оптовых баз – звенья макро  логистической цепи, которая обеспечивает продвижение товара от производителя к потребителю.

Задача  выбора оптимального варианта размещения склада решается, когда на определенной территории имеется несколько потребителей материального потока.

    Логистический подход можно применить, когда потребители материального потока и распределительный центр организационно технологически и экономически интегрированы. Возможны следующие  варианты размещения распределительного центра:

  • распределительный центр (то есть склад) находится в месте сосредоточения производства. Грузы здесь отправляются в основном железнодорожным транспортом.
  • склад находится в месте потребления материального потока. Доставка груза авто транспортом.
 

      Методика  определения оптимального расположения распределительного центра на основе критерия минимума приведенных затрат. 

    Пример  подобной логистической системы -  совокупность магазинов и обслуживающая их торговая база /7/.

    При выборе варианта размещения склада изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической системы, разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через всю логистическую систему, составляется прогноз необходимой величины запасов во всей системе и на отдельных участках товаропроводящей цепи, разрабатывается система товароснабжения, составляется карта схема товароснабжения, осуществляется выбор варианта месторасположения склада, который отвечает критерию минимума приведенных затрат.

    Приведенные затраты: рассчитываются по формуле 

         Зп = Сэ+Ст+К*0,29,     (1) 

    Где Сэ – эксплуатационные расходы;

       Ст  – годовые транспортные расходы;

       К – капитальные вложения на склад;

       0,29 – коэффициент эффективности  капитальных вложений. 

       Методика  определения оптимального расположения распределительного центра путем построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести). 

   Из  легкого листового материала  вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На пластину в местах расположения населенных пунктов укрепляют грузы, вес которых пропорционален численности населения в этих населенных пунктах. Можно доказать, что если разместить склад в центре тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока в данном районе будет минимальным. При использовании метода необходимо учесть ошибку, которая будет внесена весом пластины. Метод имеет ограничения: расстояние от некоторого пункта до места расположения склада учитывается по прямой, в связи с этим моделируемый регион должен иметь разветвленную сеть дорог; метод приемлем для материального потока, который распределен пропорционально численности населения (например, поток продовольственных товаров) /8/.

   2.8 Склады, их определение  и виды

  1. Склады, их определение и виды
  1. Грузовая  единица – элемент  логистики

    1 Склады, их определение  и виды

    Склады  – здания, сооружения, устройства, которые  предназначены для приема поступивших на них товаров, подготовки их к отпуску потребителю /9/.

    Склады  различаются по размерам, по высоте укладки грузов, по конструкции, по признаку принадлежности, по степени механизации складских операций, по возможности доставки и выбора груза, в зависимости от широты ассортимента хранимого груза /9/.

    Функции складов на пути движения материального потока:

1 На  складах готовых изделий предприятия  изготовителя осуществляются:

  • складирование;
  • хранение;
  • подсортировка;
  • маркировка;
  • подготовка к погрузке;
  • погрузка.

2 На  складах сырья и материалов  предприятий потребителей:

  • прием продукции;
  • разгрузка;
  • сортировка;
  • хранение;
  • подготовка к потреблению.

3 На  складах оптово-посреднических фирм:

  • все вышеперечисленные операции;
  • обеспечение концентрации товара;
  • подкомплектовка продукции;
  • подборка нужного ассортимента;
  • доставка мелкими партиями;
  • хранение резервных партий.

4 Выходные  оптовые базы

  • принимают товар большими партиями;
  • комплектуют товары;
  • отправляют получателю.

5 Торговые  оптовые базы:

  • получают товары;
  • формируют широкий ассортимент;
  • снабжают розничные предприятия.

 2 Грузовая единица  – элемент логистики 

    Грузовая  единица – количество груза, который  грузят, транспортируют и хранят как единицу массы. Грузовая единица связывает своими параметрами различные складские технологические операции. Для этого размеры грузовых единиц и оборудования для погрузочно-разгрузочных работ должны быть согласованы между собой. В качестве платформы для формирования грузовых единиц используют стандартные поддоны размером: 1200*800, 1200*1000 /1/.

    В логистике применяется разнообразная  материально-техническая база, и  чтобы она была соизмерима, используют единицу площади или базовый модуль.

    Базовый модуль – прямоугольник 600*400мм, который  должен укладываться кратное число  раз на площадь грузовой платформы  транспортного средства или рабочей  поверхности складского оборудования /4/. На его основе разрабатываются размеры транспортной тары. Площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

    Способность грузовой единицы сохранять целостность  в процессе выполнения складских операций достигается пакетированием (то есть операцией формирования на поддоне грузовой единицы и последующего связывания поддона и груза в единое целое). Основные методы пакетирования - пакетирование с помощью термоусадочной пленки и пакетирование с помощью стальной ленты /9/.

    2.9 Логистика запасов

 

1 Назначение и типы  запасов

2 Основные системы  управления запасами

3 Прочие системы  управления запасами 

    1 Назначение и типы  запасов 

   Запас – форма существования материального  потока, ожидающего транспортного или личного потребителя /4/.

   Запасы  служат для того, чтобы ослабить зависимость между поставщиком,  производителем и потребителем.

   По  местонахождению запасы делятся:

  • производственные (сырье, материалы, полуфабрикаты);
  • товарные (находятся на складе готовой продукции, а также в каналах сферы обращения).

       По  признаку выполняемой  функции запасы делятся:

  • текущие (запасы в одну партию товара) – составляют основную часть производственных запасов;
  • подготовительные (буферные);
  • гарантийные (страховые) – для непрерывного снабжения (при нормальных условиях работы фирмы эти запасы неприкосновенны).
  • сезонные
  • переходящие – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода /10/.

    По  признаку времени выделяют:

  • максимально желаемый запас (МЖЗ) – определяет уровень запаса экономически целесообразный в данной системе управления;
  • текущий запас (ТЗ) – соответствует уровню запаса в любой момент времени.
  • пороговый уровень (ПУ) – используется для определения момента выдачи очередного заказа.
  • гарантийный запас (ГЗ) – аналогичен гарантийному запасу в классификации по признаку выполняемой функции /10/.
 

2 Основные системы  управления запасами 

    Существуют  две основные системы управления запасами:

  • с фиксированным размером заказа;
  • с фиксированным интервалом времени между заказами /4/.

    В системе с фиксированным размером заказа  контролируется уровень запаса, и если количество запасов падает ниже установленного уровня, выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается всегда  одно и то же количество.

    Таким образом, фиксированными величинами в данной системе являются:

    • пороговый уровень (ПУ), при котором повторяется заказ;
    • заказываемое количество товара (Qотп)

    Оптимальный размер партии заказа определяется исходя из минимума совокупных издержек хранения, которые складываются из:

  1. Издержек по закупке товаров (издержки по оформлению заказа, по формированию договора о поставках и коммуникациям с поставщиком, транспортные издержки)

Эти издержки рассчитываются по формуле 

     Uгвз=Co*S/Q,      (2) 

где     Uгвз – издержки годовые выполнения заказа, ден. ед;

Co –  издержки выполнения единицы  заказа, ден ед;

Q, размер  партии товара ( материалов, полуфабрикатов), т, шт., кг;

S –  количество товара (материалов, полуфабрикатов), реализованного за год, т, шт., кг. 

2. Издержек  по содержанию запасов (текущие затраты по содержанию склада, страховые и налоговые издержки, потери от разрушения и порчи), которые определяются 

     Uгхз = i*Q/2,     (3) 

Информация о работе Лекции по "Логистике"