Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

2.1 Предмет и задачи курса

1 Введение. Происхождение термина «логистика»
2 Понятие логистики
3 Предпосылки развития логистики
4 Этапы развития логистики
5 Цели, задачи и функции логистик.
6 Перспективы развития логистики в России

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

  Таким образом логистическая служба предприятия  должна добиваться снижения затрат на изготовление продукции, повышать приспосабливаем ость предприятия к запросам рынка, гарантировать определенный уровень сервиса и обслуживания клиента. 

4 Эффективность применения  логистического подхода  к управлению материальным потоком

   Основные  факторы эффективности управления материальным потоком при применении принципов логистики следующие:

  • производство ориентируется на рынок, то есть возможен переход на мелкосерийное производство в зависимости от конъюнктуры;
  • налаживание партнерских отношений с поставщиками;
  • сокращение запасов;
  • сокращение простоя оборудования за счет обеспечения материалами на рабочих местах;
  • сокращение численности вспомогательных рабочих;
  • улучшение качества продукции;
  • в результате оптимизация логистических операций (разгрузки, погрузки), сокращаются потери материалов;
  • улучшение использования складских площадей;
  • снижение травматизма.

    По  данным фирмы «General Motors» 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объемов сбыта /5/.

    2.6 Транспортная логистика

 

    1 Сущность и задачи  транспортной логистики

    2 Выбор вида транспортного  средства

    3 Транспортные тарифы  и их применение

  1 Сущность и задачи  транспортной логистики 

   Транспорт – отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки грузов и пассажиров /5/.

В структуре  материального производства транспорт  относится к сфере материальных услуг.

   По 6назначению выделяют:

  • транспорт общего пользования – отрасль материального хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Охватывает: железнодорожный транспорт, водный (морской, речной), авто, воздушный, трубопроводный транспорт;
  • транспорт необщего пользования – собственный транспорт предприятий, а также средства любых видов, которые принадлежат не транспортным организациям.

   Задачи  транспортной логистики:

  • выбор вида транспортных средств;
  • выбор типа транспортных средств;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским хозяйством и производством;
  • совместное планирование транспортного процесса на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок)
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • определение рациональных маршрутов доставки.
 

   2 Выбор вида транспортного средства 

   Каждый  вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при принятии логистических  решений, касающихся транспортировки  товара. Сравнительня характеристика технико-экономических особенности  различных видов транспорта представлены в таблице.2 /5/.

    Таблица 2 - Технико-экономические особенности  различных видов транспорта

    Вид транспорта Преимущества Недостатки
    автомобильный
    • высокая маневренность
    • срочность
    • регулярность поставок
    • жесткие требования к упаковке
    • экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до200км)
    • малая грузоподъемность
    • высокая стоимость перевозок
    • возможность хищения автомобиля
    • зависимость от состояния дорожной сети
    железнодорожный транспорт
    • перевозка различных партий грузов при любой погоде
     
    • доставка  на большие расстояния
     
    • эффективный погрузочно-разгрузочный процесс
     
    • относительно низкая стоимость перевозок
     
    • способность перевозить самую широкую гамму различных грузов
    • низкая доступность в географическом плане
    • жесткость железнодорожного графика
    морской
    • низкие грузовые тарифы
    • высокая провозная способность
    • незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли
    • жесткие требования к упаковке
    • низкая доступность в географическом плане
    • низкая скорость
    • малая частота отправок
    • сезонность морских перевозок в северных районах
    речной
    • низкие тарифы
    • высокая провозная способность
    • возможность использовать в районах, где не развита ж/д и автомобильная сеть.
    • недостатки, как и у морского транспорта
    • плюс, ограниченное время навигации
    • неоднородность судоходных условий на различных реках и на отдельных участках одних и тех же рек.
    воздушный
    • высокая скорость доставки
    • географическая доступность
    • высокая сохранность груза в пути
    • высокие грузовые тарифы
    • зависимость от метеоусловий
    • определенные виды грузов перевозить нельзя
    • ограниченная грузоподъемность
    трубопроводный
    • низкая себестоимость транспортировки
    • герметичность труб, то исключает потери грузов.
    • Независимость от окружающей среды и отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки
    • Обеспечение непрерывности подачи и транспортировки грузов
    • используется трубопровод только в одном направлении
    • объемы транспортировки грузов жестко ограничены пропускной способностью труб
    • строительство трубопровода трудоемко и окупает себя только в случае постоянного достаточного грузопотока.
 

  3 Транспортные тарифы  и правила их  применения  

  Тариф – форма цены на различные виды транспорта. Они включают в себя: плату за перевозки грузов,  сборы  за дополнительные операции, правило  исчисления плат и  сборов /1/.

Как экономическая  категория, тарифы являются формой цены на продукцию транспорта, а их построение должно обеспечить возможность возмещения расходов и получение прибыли для транспортного предприятия, а так же возможность покрытия транспортных расходов для покупателя. 

       Тарифы, действующие на железнодорожном  транспорте 

   Железнодорожные тарифы подразделяются по видам и  формам построения /5/.

   По  видам тарифы подразделяются на общие, исключительные,  местные, льготные.

   По  форме построения грузовые тарифы подразделяются на табличные и схемные.
 Все  ныне действующие в России  железнодорожные тарифы опубликованы в Прейскуранте 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». При международных перевозках используется Международный транзитный тариф (МТТ), являющийся приложением к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС). Участники СМГС – Россия, страны СНГ, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния.

   Факторы, влияющие на размеры  железнодорожного тарифа – вид отправки (повогонные, контейнерные и т. д.); скорость перевозки (большая, пассажирская, малая); расстояние перевозки (тарифное расстояние, действительное пройденное расстояние); тип вагона (универсальный, специализированный, рефрижератор, цистерны, вагон - платформа); принадлежность вагона; количество перевозимого груза.

   Тарифы, действующие на автомобильном  транспорте

 

   Автомобильный транспорт использует следующие  виды тарифов:   сдельные, на условиях платных автотоннах часов, за повременное  пользование грузовыми авто, из покилометрового расчет, за перегон подвижного состава, договорные /5/.

   На  размер тарифной платы  влияют расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза, вид подвижного состава (за специальный транспорт – дороже).

 Базовым  является универсальное автотранспортное средство грузоподъемностью 23т с объемом кузова 68-72 куб. Использование любого автотранспортного средства идет с надбавок. Особенно дорого использование специального состава для перевозки тяжеловесного и негабаритного груза.

    Тарифы, действующие на речном транспорте

 

    По  сферам применения речные тарифы делятся на: общие, исключительные, специальные и местные. По виду перевозок - на: тарифы для сухих грузов, наливных грузов, для буксировки леса в плотах и буксировке речных судов. По партионности грузов делятся на: судовые партии, сборные партии, мелкие партии и перевозку грузов в контейнерах. По видам сообщений: по магистральным путям, по малым рекам, по морским и речным путям, в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

   Речные  тарифы могут быть табличными и схемными, по аналогии с тарифами железнодорожного транспорта. По внутреннему строению речные тарифы бывают однообразными и дифференцированными. Однообразные тарифы имеют единую неизменную ставку за 1 т/км, а дифференцированные - изменяемую тоннокилометровую ставку. При перевозках грузов на судах смешанного река-море плавания используются принципы построения морских тарифов. То есть применяются тарифы и ставки фрахта /5/. 

   Тарифы, действующие при  авиа перевозках 

    Грузовые  авиатарифы представляют собой плату за перевозку 1 кг груза от пункта отправления и до пункта назначения.

Они могут  рассматриваться с учетом общего веса и объема грузов и включают в себя оплату загрузки и разгрузки  самолета, хранения груза и экспедиторского  обслуживания /5/.

    Система тарифов сильно дифференцирована и  включает в себя следующие виды тарифов.

1 Основные  тарифы подразделяются на три  категории: обычные (для грузов до 45 кг); количественные, предусматривающие поощрение грузоотправителей при перевозке больших партий груза (используется система скидок); минимальные грузовые сборы соответствуют обычно стоимости перевозки 5 кг груза.

2 Отдельные  тарифы для определенных классов  грузов. (газеты и журналы, животные, золото и драгоценности, ценный несопровождаемый багаж и т.д.). В отношении этих грузов применяется система надбавок к обычному тарифу.

3 Льготные  тарифы ( корейты) устанавливаются  на отдельных направлениях для некоторых категорий грузов с минимальной массой отправки от 45 до 1000 кг.

4 Договорные  тарифы используются при перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов.

     Тарифы, используемые при  морских перевозках

 

    Морской транспорт использует оплату грузов  по тарифам, если груз следует в направлении  устойчивого грузопотока (тариф  включает в себя цену самой морской перевозки и осуществление погрузочно – разгрузочных работ) /5/.

    Груз  может быть оплачен по фрахтовой  ставке,  если его необходимо доставить в район не связанный с основным грузопотоком /5/.

   Фрахтовая ставка зависит от вида груза, транспортных характеристик груза, условий рейса  и устанавливается в зависимости от спроса и предложения.

   2.7 Распределительная  логистика

 

1 Сущность и задачи  распределительной  логистики

2 Размещение распределенных  центров на логистическом

полигоне 

1 Сущность и задачи  распределительной логистики

   Распределительная логистика —  это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров/6/.

   Объект  изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.

   Задачи  распределительной  логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком  в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

   В процессе решения задач распределительной  логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:

   • по какому каналу довести продукцию до потребителя;

   • как упаковать продукцию;

   • по какому маршруту отправить;

   • нужна ли логистике сеть складов, если да, то какая, где и сколько;

   • какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов.

   Состав  задач распределительной логистики  на микро- и на макроуровне различен. На уровне предприятия, т. е. на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

   • планирование процесса реализации;

Информация о работе Лекции по "Логистике"