Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

2.1 Предмет и задачи курса

1 Введение. Происхождение термина «логистика»
2 Понятие логистики
3 Предпосылки развития логистики
4 Этапы развития логистики
5 Цели, задачи и функции логистик.
6 Перспективы развития логистики в России

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

   Можно выделить несколько видов информационных потоков:

  • по отношению к логистической системе –внешние, внутренние, входные, выходные;
  • в  зависимости от вида связных систем- горизонтальные, вертикальные

   Информационный  поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или следовать после материального потока. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации в единицу времени. 

     4 Логистические каналы и цели 

     Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от производителя к потребителю /1/.

     Логистическая цель – линейно упорядоченное множество участков логистического процесса осуществляющих доведение материального потока от одной логистической системы к другой /1/.

При выборе логистического канала происходит выбор  форм товародвижения: транзитная (напрямую), складская (при участии посредников). При выборе логистической цепи происходит выбор конкретного дистрибьютора, страховщика, перевозчика, коммерческой фирмой.

    3.3  Методологический  аппарат логистики

 

    Современная теория логистики базируется на четырех  науковедческих  дисциплинах: системный анализ, кибернетический подход, исследование операций, прогностика /3/.

    Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах. Все элементы в данной науке рассматриваются как “черный ящик”, а исследователям доступна только входная и выходная информация. Устройство “черного ящика” исследователю неизвестно.

На принципах  кибернетического подхода базируется имитационное моделирование.

    При исследовании операций формулируются математические законы, связывающие объекты системы. Далее решаются уравнения и затем - делается проверка на адекватность.

    Прогностика – наука о прогнозах, законах и способах их разработки. Прогноз – научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем. Прогнозирование – процесс разработки прогнозов. Методы прогнозирования делятся на две большие группы: фактографические – методы, использующие количественную информацию (факты) о прошлом поведении объекта. (экстраполяции, скользящего среднего, регрессионного анализа, экспоненциального сглаживания); экспертные – группа методов прогнозирования, предполагающая учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел, имеют качественный характер (метод интервью, метод комиссий, метод мозговых атак, метод Дельфи, метод сценариев)

   В системном анализе –все объекты рассматриваются как системы. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект чтобы его считали системой: целостность и членимость системы, наличие существенной связи между элементами, эти связи должны быть упорядоченными, свойство интегративности -общее только для данной системы качество присущее системе в целом и не присущее ни одному элементу в отдельности.

   Таким образом, логистическая система  – сложная экономическая система, состоящая из отдельных элементов- звеньев. Выделяют:

  • макрологистические системы – крупные системы управления материальными потоками на уровне региона, отрасли, страны или нескольких стран. Звеньями этих систем являются отдельные предприятия, формирующие материальные потоки.  В  рамках макрологистических систем выделяются: логистические системы с прямыми связями (без посредников), эшелонированные логистические системы (с посредниками), смешанные;
  • микрологистические системы – система управления материальными потоками на уровне предприятия. Элементами этих систем являются, как правило: подсистема закупок, склады, транспорт, подсистема планирования запасов сырья и материалов, подсистема информации, подсистема кадры, подсистема сбыта, подсистема обслуживание производства.

   Интегративным качеством логистической системы  являются шесть правил логистики.

     2.4 Закупочная логистика 

    1. Сущность  и задачи закупочной логистики
    2. Механизм функционирования закупочной логистики
 

    1 Сущность и задачи  закупочной логистики 

   Основной  целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства с максимально возможной экономической эффективностью (т.е. необходимо найти и закупить необходимые материалы в необходимом качестве и количестве по минимальной цене)/1/.

Достижение  этой цели зависит от решения целого ряда задач:

    1 Исследование  рынка закупок

    2 Анализ  цен приобретаемых товаров

    3 Выбор  поставщика

    4 Установление  рациональных хозяйственных связей  с поставщиком

    5 Определение  потребностей в предметах МТС,  обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них

    6 Организация способа поставок закупаемых материалов

    7 Организация  хранения материалов

    8 Обеспечение  качества поставляемого сырья 

     Логистический подход требует, чтобы деятельность этой службы не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. 

2. Механизм функционирования  закупочной логистики 

    В последнее время разработано  ряд механизмов материально - технического снабжения (МТС), условно их можно  разделить на оперативные и традиционные.

    Традиционная  система организации МТС основана на принципе хранения запасов, она имеет ряд недостатков, а именно -  длительность цикла организации поставок ведет к ошибкам выполнения заказов, содержание комплекса складов с присущими административными издержками (за аренду, за освещение, з/п и т. д.).

    Оперативная система  основана на оперативной  связи между поставщиком и потребителем. Склады в этой системе не содержатся, поставки осуществляются часто и мелкими партиями в точно установленный срок. Сравнительная характеристика традиционной и оперативной системы МТС представлена в таблице 1. /4/. 

Таблица  1 -    Сравнительная характеристика систем МТС 

    Традиционная оперативная
Способ  осуществления закупки Большие партии, редкие поставки Мелкие партии, частые поставки

Оценка поставщика

Внимание к  качеству, к организации поставок, к цене продукции, допускается брак до  2 % от партии  поставки То же, но брак недопустим

Цель переговоров

Минимально  возможная цена Долгосрочный  контракт и приемлемая цена

Выбор поставщика

Основан на множестве источников снабжения Единственный  источник снабжения
Организация приемочного контроля Контроль организовывает покупатель Контроль организовывает поставщик

     2.5 Логистика предприятия

 

1 Сущность и задачи  производственной  логистики

2 Варианты управления  материальным потоком в рамках внутрипроизводственных логистических систем

3 Организация предприятия  с учетом концепции  логистики

4 Эффективность применения  логистического подхода  к управлению материальным потоком

   1 Сущность и задачи  производственной  логистики 

    Производственная логистика занимается управлением материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги (транспортировка, фасовка и т. д.) /1/.

    Производственными логистическими системами называются внутрипроизводственные логистические системы. К ним относятся: промышленное предприятие,  крупные оптово-посреднические предприятия, узловые грузовые станции, узловой морской порт.

    На  макро уровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем, они формируют материальные потоки этих систем.

    На  микро уровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой совокупность элементов (закупки, склады, запасы, информация, транспорт, обслуживание производства, кадры).

Задачи  внутрипроизводственной логистики:

  • отказ от избыточных запасов;
  • отказ от завышенного времени на выполнения основных и транспортно складских операций;
  • отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа;
  • устранение простоев оборудования;
  • обязательное устранения брака;
  • устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
  • обеспечение оптимального уровня логистического сервиса;
  • превращение поставщиков из противостоящей стороны в партнеров.
 

2 Варианты управления  материальным потоком в рамках внутрипроизводственных логистических систем 

    Существует  два способа управления материальным потоком в рамках  внутрипроизводственных логистических систем: тянущие и  толкающие системы.

   Толкающая система – система организации производства, в которой материальный поток «выталкивается» получателю по команде из центральной системы управления. Материальный поток, который поступает на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего не заказывается. Переполненный предыдущий участок «проталкивает» часть продукции на последующий участок как бы под напором. Данная система требует тотальной компьютеризации производства. Наиболее распространенная система толкающего типа называется МРП (МRP). Ее функции: планирование потребности в материалах; прогнозирование уровня потребности с учетом рыночной конъюнктуры; контроль скорости оборачиваемости материалов. К недостаткам НРП относится недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховочного запаса.

   Тянущие системы – системы организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. К тянущим системам относят систему Канбан (карточка заказа) которая разработана фирмой «Тойота».  Достоинства: быстро и эффективно реагирует на изменение спроса и не требует тотальной компьютеризации, однако требует высокой дисциплины поставок. 

3 Организация предприятия с учетом концепции логистики 

   Управление  логистической деятельностью предприятия  тесно переплетается с другими функциями предприятия. Зачастую логистическая функция как бы растаскивается по различным службам, и между целями отдельных подразделений предприятия и целями логистики возникают конфликты.

  Логистической подход предполагает выделение специализированной логистической службы в организационной системе управления предприятия, которая должна упростить материальный поток (снабжением, транспортом, заказами, складированием, информацией о закупках).

  Принципы  организации логистической службы:

  • отвечать за работу службы должно одно лицо;
  • снабжение и сбыт должны быть укомплектованы специалистами, которые владеют теоретическими знаниями в области логистики;
  • информационное обеспечение и опыт его использования;
  • все подразделения предприятия должны взаимодействовать между собой;
  • главный ориентир деятельности – оптимальный уровень обслуживания потребителей.

Информация о работе Лекции по "Логистике"