Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

2.1 Предмет и задачи курса

1 Введение. Происхождение термина «логистика»
2 Понятие логистики
3 Предпосылки развития логистики
4 Этапы развития логистики
5 Цели, задачи и функции логистик.
6 Перспективы развития логистики в России

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

     2 КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

     2.1 Предмет и задачи  курса

 

1 Введение. Происхождение  термина «логистика»

2 Понятие логистики

3 Предпосылки развития  логистики

4 Этапы развития  логистики

5 Цели, задачи и  функции логистик.

6 Перспективы развития  логистики в России 

    1 Введение. Происхождение термина «Логистика» 

   В Древней Греции под логистикой понимали искусство вычисления, в Римской империи - распределении продуктов питания. В Византии логистика определялась как деятельность по обеспечению армии материальными ресурсами. В 17 веке А. А. Жомени трактовал логистику как искусство управления войсками, т. е. управление, снабжение, определение мест дислокации войск, транспортное обслуживание армии и т. д. Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны. Лейбниц в 17 веке определил логистику как математическую логику. Таким образом, общее во всех определениях - рациональность, точность, расчет /1/. 

    2 Понятие логистики 

   Объектом  изучения логистики являются параллельно протекающие материальные, информационные и финансовые потоковые процессы /1/.

   Предмет изучения курса является интегрированная, единая материалопроводящая система, включающая многие локальные, в т. ч. транспортное, складское хозяйство, запасы, кадры, информацию и т. д. /1/.

   Цель  логистики – сквозное управление материальными потоками от поставщика ресурсов до конечного потребителя готовой продукции /1/.

   Логистика подразделяется на отдельные функциональные области:

  • Закупочная логистика
  • Производственная логистика
  • Транспортная логистика
  • Распределительная логистика
  • Логистика запасов
  • Информационная логистика

   Существует  множество определений логистики. Приведем некоторые из них:

     Логистика – новое направление в организации движения грузов. /1/.

     Логистика -  процесс управления и хранения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в хозяйственном обороте фирмы с момента уплаты денег поставщикам, до момента получения денег за доставку готовой продукции /2/.

     Логистика – управление материальными потоками в сфере производства и обращения /3/. 

    3 Предпосылки развития логистики 

   В 60 – 70 годы в странах с развитой рыночной экономикой осознали, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без особых капитальных затрат.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в себестоимость продукта у конечного потребителя более 70 % составляют расходы на логистику (транспортировка, хранение, упаковка).

   Интерес к логистике был вызван следующими причинами:

  • Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.
  • Необходимостью обеспечения конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок.
  • НТП и компьютеризации управления.
  • Энергетический кризис  70-х годов.
 

   4 Этапы развития  логистики 

   Выделяют  четыре  этапа развития логистики:

   Первый  этап: 20 – 50 годы. Фрагментаризация – применялись отдельные элементы логистики для снижения затрат в производстве, транспорте, складском хозяйстве, но еще не выработана концепция логистики как сквозного управления материальными потоками.

   Второй  этап: 60-е годы. Становление – осуществляется интеграция складского хозяйства готовой продукции с транспортом. Транспорт и склад готовой продукции начинают работать на один экономический результат по единому графику и единым технологиям.

   Третий  этап: середина 80-х годов. Развитие – осуществляется интеграция складского хозяйства готовой продукции, транспорта и производственного планирования, что позволило точно в срок выполнять заказы, улучшить использование оборудования, повысить качество обслуживания.

   Четвертый этап: 90-е годы. Интеграция – формирование единой интегрированной логистической системы от источника сырья до конечного потребителя. 

   5 Цели, задачи и  функции логистики 

   Цель  деятельности в области логистики определяется «шестью правилами логистики»: необходимо произвезти и доставить груз – нужный товар, в нужном количестве и качестве, в необходимое место и время с минимальными затратами /1/.

    1. Груз – нужный товар
    2. Груз в необходимом количестве
    3. Груз необходимого качества
    4. Груз в нужное место
    5. Груз в нужное место
    6. Груз с минимальными затратами

   Для достижения поставленных целей формируется  логистическая система. Цель считается достигнутой, если шесть правил выполнены.

   Задачи логистики:

  • Прогнозирование объема перевозок на основе прогнозирования спроса и предложения.
  • Определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков.
  • Организация складского хозяйства, управления и транспортировки.

   Для решения задач логистики определяется цепочка участников логистического процесса. Предприятия – звенья логистической цепи формируют материальные потоки, осуществляют и контролируют процесс товародвижения. Каждый участник логистического процесса специализируется на осуществлении какой - либо группы логистических функций

   Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на достижение целей логистики

   6 Перспективы развития  логистики в России
 

  Трудности развития логистики в России вызваны  следующими причинами:

1 Тяжелая  общеэкономическая ситуация и  социальная напряженность усугублялась высоким уровнем монополизма в важнейших отраслях, финансовым кризисом, падением уровня жизни, свертыванием инвестиций.

    2 Недооценивание  роли сферы обращения и сбыта,  которые на Западе занимают ключевую позицию. Этому способствовало историческое отставание развития сферы обращения от сферы производства (дефициты, низкий уровень качества обслуживания…), финансирование сферы обращения по остаточному принципу, стойкий психологический барьер у руководителей в отношении недооценки роли сферы обращения в экономике.

    3 Отставание  России от среднемирового уровня  в развитии инфраструктуры экономики. Негативными моментами являлись  нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронной коммуникации, отсталая транспортная инфраструктура, низкий уровень развития производственно – технической базы складского хозяйства, слабое развитие промышленности по производству тары и упаковки

   Однако  в  начале 90-х годов в России сложились научно – технические и производственно – технологические предпосылки для развития логитических идей в экономике: начинается вузовская подготовка специалистов – логистов, издается большое число научных трудов. В промышленности эффективно используются отечественные системы типа РИТМ, КСОТО, САПР, система оптимального оперативно – производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобные зарубежным системам МРП, «Канбан», и др.  Развивается и производственно – техническая база сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанная с управления и материальными потоками (складская система, товаропроводящие сети, автоматизированные транспортно – складские комплексы, грузовые терминалы, контейнерные пункты, вычислительные центры и т.п.). Вместе с тем, необходимо дальнейшее развитие производственной, технической и технологической основы логистики и логистического мышления хозяйственных руководителей и менеджеров различного уровня /5/.

     2.2 Понятие ключевых  терминов логистики

 

1 Понятие материального  потока (МП)

2 Понятие логистической  операции (ЛО)

3 Информационные потоки  в логистики (ИП)

4 Логистические каналы  и цели 

   1 Понятие материального  потока

   .

   Материальный  поток – грузы, детали, товарно-материальные ценности, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция и т. д., рассматриваемые в процессе приложения к ним логистических операций и отнесенные к определенному временному интервалу /1/.

   Материальные  потоки  могут протекать либо внутри одного предприятия, либо между различными предприятиями. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (тонны, штуки, килограммы), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год). Выделяют следующие виды материальных потоков:

    • по отношению к логистической системе – внутренние, внешние, входные, выходные;
    • по натурально вещественному составу – одноассортиментные, многоассортиментные;
    • по количеству груза – массовые, крупные, мелкие;
    • по удельному весу – тяжеловесные, легковесные;
    • по степени совместимости совместимые, несовместимые;
    • по консистенции груза – насыпные, навалочные, наливные, тарно-штучные
 

   2 Понятие логистической  операции 

   Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материальных и /или информационных потоков и их перемещение /2/.

   Логистические операции выполняются на определённом рабочем месте специализированными  средствами труда, рабочими определённой квалификации.

   Т.о. материальные (и  информационные) потоки и логистические операции - это  взаимосвязанные понятия.

   Логистические операции с материальными  потоками - погрузка,  транспортировка,  разгрузка,  комплектация,  складировании, упаковка.

   Логистические операции с информационным потоком –сбор, обработка, передача информации, соответствующей материальному потоку.

   Издержки  на выполнение логистических операций с информационным потоком составляют существенную часть логистических издержек.

   Приведем  следующую классификацию логистических  операций:

    1. по переходу права собственности - односторонние и двухсторонние;
    2. по изменению потребительских свойств- с добавленной стоимостью, без добавленной стоимости;
    3. по природе потока- с материальным потоком, с информационным потоком;
    4. по отношению  к логистической системе-внутренние, внешние.
 

   3 Информационные потоки  в логистики 

   Информационный  поток -  совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимый для управления и контроля логистических операций /3/.

Информационный  поток соответствует материальному  потоку и может существовать в виде  электронных или бумажных документов.

Информация о работе Лекции по "Логистике"