Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:38, курс лекций
2.1 Предмет и задачи курса
1 Введение. Происхождение термина «логистика»
2 Понятие логистики
3 Предпосылки развития логистики
4 Этапы развития логистики
5 Цели, задачи и функции логистик.
6 Перспективы развития логистики в России
2 КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
1 Введение. Происхождение термина «логистика»
2 Понятие логистики
3 Предпосылки развития логистики
4 Этапы развития логистики
5 Цели, задачи и функции логистик.
6
Перспективы развития
логистики в России
1
Введение. Происхождение
термина «Логистика»
В
Древней Греции под логистикой понимали
искусство вычисления, в Римской империи
- распределении продуктов питания. В Византии
логистика определялась как деятельность
по обеспечению армии материальными ресурсами.
В 17 веке А. А. Жомени трактовал логистику
как искусство управления войсками, т.
е. управление, снабжение, определение
мест дислокации войск, транспортное обслуживание
армии и т. д. Широкое развитие принципы
логистики получили в годы второй мировой
войны. Лейбниц в 17 веке определил логистику
как математическую логику. Таким образом,
общее во всех определениях - рациональность,
точность, расчет /1/.
2
Понятие логистики
Объектом изучения логистики являются параллельно протекающие материальные, информационные и финансовые потоковые процессы /1/.
Предмет изучения курса является интегрированная, единая материалопроводящая система, включающая многие локальные, в т. ч. транспортное, складское хозяйство, запасы, кадры, информацию и т. д. /1/.
Цель логистики – сквозное управление материальными потоками от поставщика ресурсов до конечного потребителя готовой продукции /1/.
Логистика подразделяется на отдельные функциональные области:
Существует
множество определений
Логистика – новое направление в организации движения грузов. /1/.
Логистика - процесс управления и хранения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в хозяйственном обороте фирмы с момента уплаты денег поставщикам, до момента получения денег за доставку готовой продукции /2/.
Логистика – управление материальными
потоками в сфере производства и обращения
/3/.
3
Предпосылки развития
логистики
В 60 – 70 годы в странах с развитой рыночной экономикой осознали, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без особых капитальных затрат.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в себестоимость продукта у конечного потребителя более 70 % составляют расходы на логистику (транспортировка, хранение, упаковка).
Интерес к логистике был вызван следующими причинами:
4
Этапы развития
логистики
Выделяют четыре этапа развития логистики:
Первый этап: 20 – 50 годы. Фрагментаризация – применялись отдельные элементы логистики для снижения затрат в производстве, транспорте, складском хозяйстве, но еще не выработана концепция логистики как сквозного управления материальными потоками.
Второй этап: 60-е годы. Становление – осуществляется интеграция складского хозяйства готовой продукции с транспортом. Транспорт и склад готовой продукции начинают работать на один экономический результат по единому графику и единым технологиям.
Третий этап: середина 80-х годов. Развитие – осуществляется интеграция складского хозяйства готовой продукции, транспорта и производственного планирования, что позволило точно в срок выполнять заказы, улучшить использование оборудования, повысить качество обслуживания.
Четвертый
этап: 90-е годы. Интеграция – формирование
единой интегрированной логистической
системы от источника сырья до конечного
потребителя.
5
Цели, задачи и
функции логистики
Цель деятельности в области логистики определяется «шестью правилами логистики»: необходимо произвезти и доставить груз – нужный товар, в нужном количестве и качестве, в необходимое место и время с минимальными затратами /1/.
Для достижения поставленных целей формируется логистическая система. Цель считается достигнутой, если шесть правил выполнены.
Задачи логистики:
Для
решения задач логистики
Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на достижение целей логистики
Трудности развития логистики в России вызваны следующими причинами:
1 Тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность усугублялась высоким уровнем монополизма в важнейших отраслях, финансовым кризисом, падением уровня жизни, свертыванием инвестиций.
2 Недооценивание роли сферы обращения и сбыта, которые на Западе занимают ключевую позицию. Этому способствовало историческое отставание развития сферы обращения от сферы производства (дефициты, низкий уровень качества обслуживания…), финансирование сферы обращения по остаточному принципу, стойкий психологический барьер у руководителей в отношении недооценки роли сферы обращения в экономике.
3 Отставание
России от среднемирового
Однако в начале 90-х годов в России сложились научно – технические и производственно – технологические предпосылки для развития логитических идей в экономике: начинается вузовская подготовка специалистов – логистов, издается большое число научных трудов. В промышленности эффективно используются отечественные системы типа РИТМ, КСОТО, САПР, система оптимального оперативно – производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобные зарубежным системам МРП, «Канбан», и др. Развивается и производственно – техническая база сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанная с управления и материальными потоками (складская система, товаропроводящие сети, автоматизированные транспортно – складские комплексы, грузовые терминалы, контейнерные пункты, вычислительные центры и т.п.). Вместе с тем, необходимо дальнейшее развитие производственной, технической и технологической основы логистики и логистического мышления хозяйственных руководителей и менеджеров различного уровня /5/.
1 Понятие материального потока (МП)
2 Понятие логистической операции (ЛО)
3 Информационные потоки в логистики (ИП)
4
Логистические каналы
и цели
1 Понятие материального потока
.
Материальный поток – грузы, детали, товарно-материальные ценности, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция и т. д., рассматриваемые в процессе приложения к ним логистических операций и отнесенные к определенному временному интервалу /1/.
Материальные потоки могут протекать либо внутри одного предприятия, либо между различными предприятиями. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (тонны, штуки, килограммы), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год). Выделяют следующие виды материальных потоков:
2
Понятие логистической
операции
Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материальных и /или информационных потоков и их перемещение /2/.
Логистические
операции выполняются на определённом
рабочем месте
Т.о. материальные (и информационные) потоки и логистические операции - это взаимосвязанные понятия.
Логистические операции с материальными потоками - погрузка, транспортировка, разгрузка, комплектация, складировании, упаковка.
Логистические операции с информационным потоком –сбор, обработка, передача информации, соответствующей материальному потоку.
Издержки на выполнение логистических операций с информационным потоком составляют существенную часть логистических издержек.
Приведем
следующую классификацию
3
Информационные потоки
в логистики
Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимый для управления и контроля логистических операций /3/.
Информационный
поток соответствует