Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 09:33, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение направлений совершенствования сбытовой политики предприятия.
При написании работы поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия сбыт, сбытовая политика и её роль в повышении конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть существующие каналы сбыта и товародвижения;
- рассмотреть оценки эффективности и методы стимулирования сбыта;
- проанализировать эффективность управления сбытовой деятельностью ЗАО "Компания «Старый Пивовар»;
Введение………………………………………………………………………….2
1. Теоретические и методические основы управления сбытовой деятельностью предприятия…………………………………………………….5
1.1 Сущность понятия сбыт и её роль в повышении конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………………..5
1.2 Формирование каналов сбыта и товародвижения…………………………12
1.3 Оценка эффективности и методы стимулирования сбыта………………..20
1.4 Опыт работы отечественных и западных предприятий………………….27
2. Эффективность управления сбытовой деятельностью предприятия ЗАО "Компания «Старый пивовар" …………………………………………………30
2.1 Общая характеристика ЗАО «Компании «Старый пивовар»…………..30
2.2 Анализ предлагаемых услуг сбытовой деятельности ЗАО «Компании «Старый пивовар»………………………………………………………………32
2.3 Разработка рекомендаций по расширению комплекса услуг в области стимулирования сбыта ЗАО «Компании «Старый пивовар»………………35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников и литературы …………………………43
К числу важнейших методов стимулирования сбыта необходимо отнести также систему формирования спроса потребителей и их потребностей, предполагающую установление личных контактов с потребителями в местах продажи, на деловых встречах, презентациях, симпозиумах, на выставках и ярмарках, адресное распространение каталогов и проспектов фирмы, показ и демонстрацию товаров, прежде всего, машин и оборудования в действии с расчетом на специалистов и управляющих фирмами, предоставление товаров во временное бесплатное пользование потенциальным потребителям, продажу товаров в кредит и с рассрочкой платежа и т.п. [5].
Крупной диверсифицированной компании необходима многоканальная система сбыта, имеющая свои особенности на каждом целевом рынке. Но такая система создается последовательно, поэтапно.
На начальном этапе, когда осуществляются спорадические экспортные поставки, нет необходимости создавать специализированный аппарат, ими занимается отдел сбыта производственного отделения. По мере возрастания объема экспорта возникает необходимость либо в создании экспортного отдела, либо в использовании независимых экспортных фирм, находящихся в своей стране.
На втором этапе, когда намечен стабильный выход на заграничный целевой рынок, возникает необходимость выбора независимого торгового посредника исходя из целей и стратегии, разработанной для данного рынка. Возможно использование одновременно нескольких посредников различных категорий.
Впоследствии торговому посреднику, зарекомендовавшему себя наилучшим образом, может быть предоставлено исключительное право продажи продукции на закрепленной за ним территории. После установления отлаженных устойчивых связей возможны введение в состав правления посреднической фирмы своего представителя, а затем и приобретение контрольного пакета акций посреднической фирмы и включение ее в систему сбыта производителя в качестве филиала или дочерней компании [8].
Таким образом, управленческая деятельность считается эффективной в том случае, если полностью или частично решает поставленные задачи, воплощающиеся в достигнутом результате, причём обеспечивает его выполнение с оптимальным использованием ресурсов.
Задачей анализа системы сбыта является получение полноценной и достоверной информации о рынке сбыта и системе распределения, выявление основных проблем для принятия правильных решений при управлении каналами.
Действия по оценке и отбору посредников направлены на формирование эффективной системы каналов сбыта, которая состоит только из оптимальных участников.
К процессам мотивации и урегулированию конфликтов относится комплекс мер для того, чтобы удержать нужных предприятию участников канала, побудить их эффективнее продавать продукцию производителя.
Задача контроля и управления коммуникацией – направить деятельность членов канала сбыта в интересах фирмы или, по крайней мере, оказывать на них значительное влияние [4].
Подводя итог по первой главе можно сделать следующие выводы, что
формирование сбытовой системы предприятия должно базироваться на обоснованной, адаптированной и эффективной сбытовой политике, под которой, следует понимать выбранную администрацией совокупность сбытовых стратегий (охвата рынка, позиционирования товара и т.д.) и комплекс мероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента и цен продукции, стимулированию спроса и сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключению договоров продажи (поставки) товаров и их транспортировки [8].
Для нормального функционирования сбытовой деятельности предприятия необходимо целенаправленно поддерживать происходящие на рынке процессы в рамках заданной маркетинговой программы реализации продукции, что достигается путем управления процессом сбыта через обратную связь [6].
Можно отметить, что эффективное управление сбытом продукции является одним из главных факторов успеха фирмы. Проблемы, возникающие со сбытом продукции, могут привести к значительным финансовым потерям и частичной или полной остановке производства. Система сбыта продукции любого предприятия должна быть предельно эффективна и ориентирована на потребности рынка. Для того чтобы наиболее полно адаптировать данную систему к потребностям рынка, необходимо использовать специфическую экономическую категорию, которая бы, учитывая внешнюю и внутреннюю среды предприятия, помогла оценить текущую деятельность в области продаж и выявить потенциальные возможности в области совершенствования управления сбытом продукции.
1.4 Опыт работы отечественных и западных предприятий.
В странах Запада наиболее широко распространено создание оптовых объединений на основе контрактной формы взаимоотношений, что влечет за собой формирование своего рода цепочек, начиная от производителя и кончая розничным торговцем. В этом случае продажа товаров ускоряется, существуют реальные гарантии экспертизы товаров, достигается рациональное размещение торговых точек и решение прочих вопросов, необходимых для ускорения реализации товара. Горизонтальная интеграция на базе контрактных отношений в основном получает развитие среди региональных оптовых посредников. Она улучшает обслуживание национальных рынков. Во многих странах Западной Европы, особенно в ФРГ, оптовые цепочки образуются посредством вертикальной интеграции на основе контрактных взаимоотношений. Оптовые объединения такого типа считаются наиболее динамичными.[1]
Сбытовая деятельность имеет свои особенности в каждой стране. Так, например, в Италии наибольший интерес для поставщиков представляют северные области с высокоразвитым промышленным производством. В основном организация сбытовой деятельности в Италии так же, как и в других западных странах, ориентируется на использование различных каналов сбыта с привлечением специализированных служб и агентов по сбыту. Для организации сбыта промышленного оборудования, сырьевых товаров и полуфабрикатов фирмам других стран рекомендуется пользоваться услугами брокеров, оптовых торговцев и независимых агентов.
Однако необходимо отметить, что существуют и поддерживаются чисто национальные традиции в организации сбыта. Так, наиболее выгодной формой сбыта продукции для зарубежного поставщика в Италии является заключение соглашения со сбытовой итальянской фирмой, предусматривающего сбыт товаров от имени последней. В этом случае итальянская сторона принимает на себя определенные обязательства по продаже, выражающиеся в частном распределении риска между компанией-экспортером и сбытовой фирмой. Выгодность такой торговли состоит в значительном сокращении разнообразных налогов и финансовых сборов. Характерная черта сбыта на итальянском рынке — осуществление, в достаточно чистом виде, прямого акта покупки товаров, когда крупные учреждения или сбытовые фирмы производят оптовые закупки продукции через своих торговых агентов в стране производителя.
В ФРГ первоначальный массовый сбыт под воздействием дифференцированного спроса и растущих коммуникационных издержек уступил место сегментированному сбыту. Он позволяет предусмотреть локализацию групп потребителей и их дифференциацию. В связи с этим появилась возможность создать широкую базу данных, характеризующих индивидуальные потребности потребителей. Более того, в настоящее время все более широкое распространение получает маркетинг, ориентированный на индивидуальных потребителей.
Механизмы сбытовой деятельности постоянно видоизменяются в зависимости от складывающихся внешних условий. Следует ожидать, что в ближайшие 15 лет на западном рынке процесс структурных преобразований в области сбытовой деятельности продолжится. Это, во-первых, централизация систем распределения, позволяющая повысить надежность поставок при сокращении уровня запасов на предприятиях и одновременно обеспечить доступ к рынкам сбыта мелким поставщикам; во-вторых, концентрация объемов заказов на поставку продукции по большинству товаров; в-третьих, действия поставщиков по сочетанию стимулирования сбыта выпускаемой ими продукции с рекламой предприятий торговли; в-четвертых, развитие информационного обеспечения всех участников хозяйственных договоров о поставке товаров.[8]
Крупные предприятия-производители, которые высоко ценят свою торговую марку и имеют мировую известность (Coca-Cola, Baskin and Robins, MCDonals и др.), при работе с посредниками следуют единой маркетинговой концепции, в первую очередь, в соблюдении посредниками единого фирменного стиля торговли: оформления помещения для продажи и демонстрации товара, подбор и обучение персонала, проведение рекламной кампании. Посредник гарантирует соблюдение фирменного стиля производителя. Гарантия подтверждается перечислением производителю залоговой суммы (около $ 10000) или покупает у него лицензию на право использования торговой марки при продаже товара производителя. В свою очередь производитель принимает на себя расходы на рекламную поддержку и обучение персонала, предоставляет эксклюзивному партнеру товарный кредит и технологию. Описанная система взаимоотношений между производителем и посредником называется франчайзингом. Примеры работы по лицензиям (условия франчайзинга).Пивоваренный завод "Балтика" производит безалкогольные напитки по лицензии CocaCola. · Завод "Вена" производит джин-тоник по лицензии Sinebryhoff и Пепси-колу. · Работа предприятий быстрого питания: · Мак Дональс · Кэррэлс · Гриль-мастер · Кафе-мороженные Баскин и Робинс · Семейное предприятие "Девернуа" - сеть магазинов модной одежды типа "multimarn" имеет 400 франчайзинговых магазинов, отделов в универмагах и модных магазинах. Везде розничные цены одинаковы.[9]
2. Эффективность управления сбытовой деятельностью предприятия ЗАО "Компания «Старый пивовар".
2.1 Общая характеристика ЗАО «Компании «Старый пивовар»
ЗАО Компания "Старый Пивовар" создана в форме закрытого акционерного общества в 1997 году. Доля государства в капитале компании отсутствует.
Основная сфера деятельности компании - производство и продажа слабоалкогольных, безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды.
Компания имеет Патронажный сертификат Губернатора Пензенской области.
В настоящее время в компании заняты более 240 человек. Средний возраст управленческого аппарата - около 35 лет.
Структура управления и организации производственной деятельности компании построены по принципу максимальной эффективности.
Продукция компании "Старый Пивовар"
Пиво специальное серии "МЕРРИ ТАЙМ"
Безалкогольные газированные напитки
Лимонады серии "Пять звезд"
Лимонады серии "ЧУЧА"
Прохладительный напиток "Кола"
Квасной напито "Ржаной"
Квас "Сурский"
Чистая питьевая вода
чистая питьевая вода "Артезианская № 7"
чистая питьевая вода "Артезианская № 7" и "Пять звезд" в 19-литровых бутылях.
Динамика реализации продукции компании "Старый Пивовар" в натуральном и стоимостном выражении в 2011-2015 годах представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика реализации продукции компании "Старый Пивовар" в натуральном и стоимостном выражении в 2010-2014 г.г.
Рассматривая реализацию продукции компании "Старый Пивовар" можно отметить, что прирост в 2011 году по отношению к 2010 году составил 4% в натуральном выражении и 25% в стоимостном выражении. Снижение продаж в 2012 году составило 10,6% (17,8%) в натуральном выражении и 10,3% (16,4%) в стоимостном выражении по сравнению с 2012 (2011) годом.
2.2 Анализ предлагаемых услуг
сбытовой деятельности ЗАО «
В компании "Старый Пивовар" система обслуживания потребителей организована следующим образом: выделен отдел сбыта в составе:
· Начальник отдела (руководство отделом, работа с оптовыми клиентами, составление плана продаж) - 1 чел.
· Диспетчер по работе с магазинами города (прием заявок от магазинов, составление рейса для развозки продукции по городу, контроль дебиторской задолженности) – 1 чел.
· Старший оператор по работе с клиентами (выписка накладных клиентам работающим самовывозом, выписка накладных в рейс по городу, введение в компьютер прихода готовой продукции, составление отчетов) – 1 чел.
· Оператор отдела сбыта (выписка накладных в рейс по городу) – 1 чел.
· Менеджер региональных продаж (поиск клиентов в регионах и заключение договоров на поставку продукции, проведение презентаций продукции в регионах) – 1 чел.
· Менеджеры по работе с магазинами города (контроль наличия продукции в торговой сети города, продвижение продукции в магазинах города, контроль дебиторской задолженности) – 6 чел. (по одному на район).
· Торговые представители (региональные, областные, работа по городу) – 18 чел.
· Кладовщики складов готовой продукции – 4 чел.
· Грузчики-экспедиторы отдела сбыта (доставка продукции в магазины города, получение наличных денег за продукцию)– 3 чел.
· Грузчики отдела сбыта – 8 чел.
Итого численность отдела сбыта – 26 чел.
Отдел сбыта входит в состав коммерческой службы предприятия , в которую входят так же: