Эффективность управления сбытовой деятельностью предприятия ЗАО Компания "Старый пивовар"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение направлений совершенствования сбытовой политики предприятия.
При написании работы поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия сбыт, сбытовая политика и её роль в повышении конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть существующие каналы сбыта и товародвижения;
- рассмотреть оценки эффективности и методы стимулирования сбыта;
- проанализировать эффективность управления сбытовой деятельностью ЗАО "Компания «Старый Пивовар»;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
1. Теоретические и методические основы управления сбытовой деятельностью предприятия…………………………………………………….5
1.1 Сущность понятия сбыт и её роль в повышении конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………………..5
1.2 Формирование каналов сбыта и товародвижения…………………………12
1.3 Оценка эффективности и методы стимулирования сбыта………………..20
1.4 Опыт работы отечественных и западных предприятий………………….27
2. Эффективность управления сбытовой деятельностью предприятия ЗАО "Компания «Старый пивовар" …………………………………………………30
2.1 Общая характеристика ЗАО «Компании «Старый пивовар»…………..30
2.2 Анализ предлагаемых услуг сбытовой деятельности ЗАО «Компании «Старый пивовар»………………………………………………………………32
2.3 Разработка рекомендаций по расширению комплекса услуг в области стимулирования сбыта ЗАО «Компании «Старый пивовар»………………35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников и литературы …………………………43

Файлы: 1 файл

Логистика курсовой.docx

— 79.46 Кб (Скачать)

Изготовитель может продавать продукцию дистрибьюторам, которые затем самостоятельно сбывают ее непосредственно потребителям.

Выбор такого канала товародвижения будет эффективным только в случае, если:

- рынок  разбросан, а объем сбыта в  каждой географической зоне недостаточен  для оправдания расходов по  прямому каналу распределения;

- число  оптовиков (посредников) обычно превышает  количество региональных базовых  складов изготовителя;

- изделие  должно сбываться потребителям  многих отраслей промышленности, а эффективный охват всех или  большей их части бывает при  использовании оптовых независимых  посредников;

- потребители  предпочитают закупать изделия  мелкими партиями, неудобными для складской и транзитной обработки;

- разница  между себестоимостью изготовления  продукции и продажной ценой  слишком мала для содержания  собственной сбытовой организации, занимающейся проведением прямого  товародвижения.

В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.

Дилеры, которые становятся собственниками товара, действуют за свой счет и от своего имени, получают доход за свой счет разницы в ценах покупки и продажи, несут максимальный риск.

Посредники бывают самостоятельными, либо связанными в вертикальную или горизонтальную маркетинговую систему (сеть), которая может быть:

- договорной (между посредниками разных уровней  или одного уровня);

- корпоративный (один из посредников приобретает  права на участие в капитале  других участников канала сбыта);

- управляемой (наиболее крупный участник канала  координирует деятельности других  посредников).

При этом инициатором создания такого структурно - сложного канала распределения может выступать любой уровень - производитель, оптовый или розничный торговец [11].

Выбор каналов распределения, их эффективное использование влияет на объем сбыта организации в целом. Существуют определенные оптимальные соотношения между объемом реализации и числом покупателей, клиентов. Очевидно, что в случае, когда у руководства какого-то предприятия имеется возможность оптимизировать число клиентов с точки зрения объемов товаров, закупаемых ими у предприятия в целом и по отдельным каналам в частности, это следует сделать [12, с.416].

Выбор каналов и методов сбыта на рынке практически полностью зависит от характера товара. Ответ на этот вопрос во многом определяет построение организационной структуры проекта. При классификации с этой точки зрения выделяют несколько бизнес-моделей:

- модель B2C (business-to-consumer) – бизнес, ориентированный  на конечных потребителей –  физических лиц.

- модель B2B (business-to-business) – бизнес для бизнеса.

Модель B2B является еще одной (вместе с B2C) основной моделью сетевого бизнеса. Она объединяет компании, работающие на межкорпоративном рынке, где одни юридические лица оказывают услуги и продают товары другим юридическим лицам [7].

Для повышения эффективности сбыта продукции и в целях экономии средств организации часто прибегают к использованию многоканальных систем распределения продукции.

Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынков сбыта своей продукции определяет структуру возможных каналов распределения, их связь с конкретными категориями потребителей и друг с другом.

После выбора каналов товародвижения необходимо организовать их эффективное функционирование.

Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Зарубежные авторы под планированием товародвижения понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок [12].

Организация, которая поставляет нужные потребителям продукты в требуемом количестве в требуемые место и время с должным уровнем сервисной поддержки, имеет дополнительные аргументы для завоевания конкурентных преимуществ. В процессе товародвижения принимают то или иное участие все участники канала распределения [12, с.417].

Товародвижение является мощным инструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы товародвижения служит отношение затрат фирмы к ее результатам. Основной результат, который достигается в системе товародвижения, — это уровень обслуживания потребителей. Результаты планирования товародвижения оказывают заметное влияние на маркетинговые программы фирмы и принятие правильных решений по выбору каналов сбыта продукции. Это, в свою очередь, влияет на величину расходов фирмы. Важной особенностью планирования товародвижения является верное определение формы организации торговли. При этом следует правильно выбрать канал товародвижения – прямой или с участием посредника [12, с.208].

Подводя итог, можем отметить, что цепочка продвижения товаров может включать различное число посредников: от двух и более. Каналы с большим числом уровней товародвижения дают меньшую возможность их контроля. Кроме того, это и дополнительные расходы по сбыту. Поэтому при выборе тех или иных сбытовых моделей учитывают стоимость каждого канала товародвижения и выбирают оптимальный вариант для каждого этапа жизненного цикла товара.

В сбытовой политике системы маркетинга материально-техническая оснащенность каналов товародвижения (от фасовки, маркировки, упаковки до организации и технологии оптовой и розничной торговли) играет важнейшую роль [7].

1.3 Оценка эффективности  и методы стимулирования сбыта

Анализ сбыта предусматривает детальное изучение данных о продаже товара. Объектом анализа являются объёмы реализации на разных рынках (сегментах), цены, категории покупателей, организация и методы продаж, взаимоотношения с партнёрами по каналу сбыта, товаропроводящие пути поставляемой продукции.

При этом анализу подвергаются не столько количественные показатели объёмов продаж по продукту и по регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, времени и способов выхода на рынок.

Анализ системы сбыта предполагает выявление эффективности каждого элемента этой системы, оценку деятельности сбытового канала.

Анализ издержек обращения предусматривает сопоставление фактических сбытовых расходов по каждому каналу сбыта с показателями плана для обнаружения необоснованных расходов, устранения потерь, возникающих в процессе товародвижения, и повышения рентабельности функционирования системы [4].

Основа для любого анализа — информация и то, насколько она достоверна. В основе контроллинга сбытовой деятельности лежат доходы от сбытовой деятельности и продвижения продаж, а также затраты на сбытовую деятельность. И те, и другие зачастую трудно проследить и выделить.

Многие затраты на сбытовую деятельность, относящиеся к конкретным сегментам рынка, не распределяются и классифицируются как неразносимые.

У сбытовой деятельности возникает еще одна проблема: как идентифицировать доход, полученный от реализации конкретного мероприятия или группы мероприятий?

Маркетинговые мероприятия, касающиеся одного наименования продукции, могут спровоцировать интерес потребителя к фирме в целом, а также к другим группам товаров. Если покупателя устраивает приобретенный продукт, он обычно интересуется, что это вообще за фирма и какие еще продукты она выпускает.

Кроме того, расходы на имидж-рекламу, например, вовсе не обязательно приводят к пропорциональному увеличению продаж. Предприятие может иметь широкую номенклатуру продуктов, некоторые из них наиболее популярны, и любое упоминание логотипа фирмы провоцирует увеличение продаж именно этих продуктов, а вовсе не всех, выпускаемых фирмой. Поэтому вопрос, какую долю затрат отнести на ту или иную продукцию, не риторический.

Эффективность сбытовой деятельности рассматривается как отношение дополнительной прибыли, полученной в результате проведения маркетинговых мероприятий, к затратам на эти мероприятия. Однако, как считают некоторые авторы, таким определением не всегда удобно пользоваться: дополнительную прибыль, трудно выделить; кроме того, при таком расчете эффективность будет большей для предприятия, минимально использующего маркетинг (затраты минимальны, привлечение даже одного клиента будет свидетельствовать о высокой эффективности). Категорию эффективности удобно использовать для планирования маркетинговых мероприятий.

Для целей контроллинга сбытовой деятельности можно рассматривать результативность маркетинговых мероприятий скорее как величину качественную, а не количественную (ее численный расчет не производится). Результативность рассматривается с двух точек зрения:

- возможность достижения тех же результатов при снижении затрат на маркетинг;

- возможность достижения большего результата при тех же затратах.

С одной стороны, результативность определяется применяемыми методами и подходами к продвижению и сбыту, с другой — структурой предприятия и сбытовых служб, проработкой маркетинговых стратегий и планов [4].

Эффективность сбытовой деятельности часто ассоциируется с объемом прибыли или с рентабельностью. Прибыль может быть получена за счет повышения цены. При растущем рынке возможно даже некоторое увеличение объема продаж, однако доля рынка может быть потеряна, предприятие же при этом не подозревает или недооценивает данный факт.

Показатель рентабельности в какой то мере статичен. Увеличивается объем реализации — увеличивается прибыль, увеличивается себестоимость [10].

Расчет показателя эффективности проводится по формуле (1.1):

eff = p/Z, (1.1)

где p — прибыль (суммарная или по конкретному виду продукции),

 Z — суммарные затраты (себестоимость), логично преобразовать, добавив долю рынка q (данного предприятия или конкретного вида продукции). Назовем новый показатель «динамической эффективностью» расчет проводится по формуле (1.2):

Effmark = eff×q (1.2)

Наиболее эффективные средства стимулирования сбыта на целевом рынке: реклама товара, использование товарного знака и техническое обслуживание проданной продукции.

Рекламная деятельность требует значительных финансовых средств, поэтому очень важны ее целенаправленность, эффективность, своевременность.

Определение эффективности рекламной деятельности предполагает проведение анализа структуры расходов на рекламу как в целом, так и по отдельным элементам: на проведение рекламных кампаний, на использование конкретных рекламных средств, на изготовление рекламных материалов и их распределение.

Целенаправленность рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок, конкретную группу потребителей.

Организация рекламной деятельности включает: выбор наиболее эффективных для данного товара и целевого рынка рекламных средств; проведение целенаправленных рекламных кампаний; помещение в периодической печати тщательно отработанных рекламных объявлений, открытой и косвенной рекламы, отзывов покупателей о товаре; использование в рекламных целях специализированных газет и журналов, справочников, научных журналов; проведение рекламных мероприятий для журналистов, научных работников, медицинских работников о новых изделиях оборудовании, медикаментах, достижениях в области науки и техники; использование в рекламных целях товарного знака.

Эффективность рекламной деятельности определяется путем анализа следующих показателей: расходы на рекламу на тысячу потенциальных покупателей по каждому средству и виду рекламы; процент покупателей, обративших внимание на рекламу и купивших изделие; популярность продукции фирмы как результат рекламной деятельности. Определение эффективности рекламы предполагает также выяснение, в какой степени реклама содействует расширению продаж. Это делается с помощью соотношения затрат на рекламные мероприятия с достигаемыми с ее помощью результатами (увеличение объема продаж). Такой анализ способствует правильному выбору средств рекламы и времени ее осуществления, а также более обоснованному планированию финансовых затрат на рекламу при разработке программы маркетинга.

Организация системы технического обслуживания играет первостепенную роль при определении сбытовой политики фирмы, поскольку от ее функционирования зависят позиции фирмы на целевом рынке. Хорошая организация технического обслуживания привлекает покупателей больше, чем высокие технико-экономические характеристики товара при невозможности быстрого и квалифицированного ремонта.

Эффективное обслуживание потребителей предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта; предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг.

Оценка финансовых средств, необходимых для организации правильной и эффективной системы обслуживания потребителей, предполагает расчет затрат на создание и оборудование современной компьютерной техникой станций технического обслуживания, складов запасных частей, ремонтных мастерских, обеспечение квалифицированным персоналом передвижных мастерских, оказывающих услуги на месте эксплуатации товара, и других затрат, которые учитываются при разработке программы маркетинга.

Информация о работе Эффективность управления сбытовой деятельностью предприятия ЗАО Компания "Старый пивовар"