Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Первыми к попытке дать теоретическую оценку цветовому слову пришли поэты. Это объясняется тем, что лирическая поэзия обладает наибольшей точностью самовыражения, и поэты часто обращаются к средствам создания утонченного образа. Одним из таких средств и является цветопись.
Исследование колористической лексики в современном языкознании объединяют в самостоятельную отрасль – лингвистику цвета, которая представлена несколькими направлениями – компаративным, психолингвистическим, когнитивным, лингвокульторологическим.

Файлы: 1 файл

курсовая по цветам.docx

— 55.00 Кб (Скачать)

Если обобщить всё сказанное, то стоит отметить, что зелёный цвет имеет три основных значения: надежды, колдовства и тревоги или смерти. В зависимости от текста цвет может передавать какое-либо одно определённое значение, либо несколько схожих (тревога, приближающаяся гибель), либо сочетание противоположных значений (например, надежда и тревога).

 

2.4 Черный и белый цвет

 

Черный – противоположность белому. Там где белый – начало, черный – конец. Лист бумаги зачирикали полностью, не оставив живого места. С другой стороны, если «белому» все ясно, то «черному» не ясно ничего. Поэтому черный устремлен в будущее (также как белый – в прошлое). Мрак рассеется и проявится «нечто».

Чёрный и белый. Эти цвета являются противоположными, но их символическое значение лучше рассматривать не по отдельности, а вместе, так как это поможет лучше понять их роль не только в понимании конкретных образов, персонажей, но и в понимании идей романа Булгакова. Стоит отметить, на наш взгляд, что в отличие от многих других цветов, использованных в романе и имеющих зачастую двоякий смысл, а следовательно, неоднозначную трактовку, значения чёрного и белого однозначны, поскольку они противоположны относительно друг друга. Сначала определим, какой смысловой оттенок несёт каждый из цветов.

Белый цвет представляет собой символ чистоты, чего-то возвышенного, величественного. Он означает упорядоченность, космический порядок, отождествляется с Солнцем, для которого характерна «любовь к добру и ненависть к злу. [1; C. 59]

Этот цвет достаточно часто применяется автором в «Мастере и Маргарите», но мы рассмотрим лишь несколько случаев. Обратимся к уже использованной цитате: «Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя». Эти слова описывают состояние Пилата после принятия Каифой окончательного решения о казни Иешуа, но что означает исчезнувшая белая статуя?

Основываясь на тексте, мы пришли к тому выводу, что автор имел в виду, в первую очередь, исчезновение из жизни прокуратора надежды на лучшее, разочарование в себе самом, ведь он не совершил тот добрый поступок, который мог совершить, избавив осуждённого от казни, от общества Гестаса и Дисмаса на холме. Можно предположить, что белая статуя олицетворяет собой не что иное, как Иешуа Га-Ноцри, честнейшего и правдивейшего из всех людей, считающего, что страх – самый страшный грех, а исчезновение этой статуи предвещает неминуемую гибель мудреца. В белом плаще был и сам Понтий Пилат, когда к нему привели подозреваемого, что говорит о высоком положении прокуратора и его добросовестности, однако мы не можем утверждать его «святость» в связи с тем же плащом, ведь на нём был «кровавый подбой», означающий, что хозяин плаща, выполняя свои обязанности, лишил жизни немалое число людей, некоторые из которых, возможно были невинны, как Га-Ноцри.

Что касается чёрного цвета, то он употребляется значительно чаще, чем белый, что тоже имеет символическое значение, о котором будет сказано несколько позже. Если белый цвет означает свет, добрые силы, то чёрный, наоборот, символизирует тьму, хаос, грех. Особенно чётко данное смысловое значение проявляется при описании образов «тёмных», то есть злых, героев, в особенности Воланда. Стоит обратить внимание на такие детали, как то, что кот Бегемот был весь чёрный, Воланд был брюнетом, то есть черноволосым. Маргарита тоже имела чёрные волосы, причём автор подчёркивает цвет её волос именно в тот момент, когда она применила волшебный крем, который ей дал Азазелло, то есть после вступления героини в контакт с тёмными силами, со злом. Говоря о Воланде, следует отметить также, что чёрными были его брови, его правый глаз. Фактически перед лицом читателя предстаёт абсолютное зло, сконцентрированное в одном теле. Вспомните и набалдашник на трости специалиста по магии, причём важно не, только то, что и он тоже имел такой же цвет, но ещё и его форма, представлявшая собой голову пуделя. Остановимся на данном сочетании образа и цвета немного подробнее. В практической магии есть раздел, посвящённый составлению талисманов и пантаклей. В соответствии с каббалистической астрологией можно составить тот или иной талисман, предназначенный как для защиты от демонических сил, так и для их привлечения с целью совершения «дурных операций». [1; C. 107]

Хотя в основном для привлечения зла используется пентаграмма, заключённая в двойной круг с изображением козла, имеет место и другие пантакли, к числу которых относится гексаграмма с изображением в центре собачьей головы, обычно головы пуделя. [1; C. 119-120]

А если учесть, что данный пантакль должен создаваться в часы Луны, которые являются благоприятными для вызывания духов, или в среду, которая соответствует Меркурию, то можно сделать вывод о том, что Воланд – покровитель всего злого, он контактирует с духами и демонами и контролирует их, что он обладает большими магическими способностями и способен подчинить себе силы природы. [2; C. 121]

Чёрный цвет символизирует не только колдовство и истинное зло, но и надвигающуюся беду, в качестве которой обычно предстаёт смерть. В доказательство этому приведём несколько примеров. Когда Берлиоз и Воланд беседовали о планах Берлиоза на вечер и спорили о том, состоится заседание в МАССОЛИТе или нет, в небе «бесшумно чертили чёрные птицы», а Воланд произнёс следующее: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но и даже разлила. Так что заседание не состоится». Как известно, упомянутое заседание не состоялось по причине смерти председателя правления МАССОЛИТа, то есть Берлиоза, который лишился жизни из-за того, что поскользнулся на масле, которое разлила некая Аннушка.

Таким образом, чёрные птицы символизировали не что иное, как скорую гибель Михаила Александровича, и автор вводит их в повествование, чтобы подготовить читателя к развязке этого эпизода и заодно показать образ Воланда как могущественную силу, ведающую и о прошлом (рассказ специалиста по чёрной магии о завтраке с Кантом), и о настоящем (моментальные ответы Воланда на вопросы Берлиоза, не успевшие ещё прозвучать), и о будущем (предсказание специалистом того, каковой будет смерть председателя правления). Другой пример, в котором чёрный является цветом смерти, – чёрная вода в Москве-реке в день несчастного случая.

Следует также отметить, что погибшего закрыли «наглухо до подбородка чёрным платком», а известие о его смерти сопровождалось в Грибоедове «видением в аду», в соответствии с которым «вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой», а под его командой в Караибском море плыл «бриг под чёрным гробовым флагом с адамовой головой». Слова, употреблённые писателем, говорят сами за себя, можно лишь добавить то, что «адамова голова» под флагом – это своеобразное воплощение в ином образе отрезанной головы Берлиоза под платком.

Черный цвет пальто, на фоне которого несет цветы Маргарита, тоже имеет полярное значение. С одной стороны черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. С другой стороны, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь. Мастер встречает Маргариту, облаченную именно в черное, она приходит к нему долгожданной любовью, но любовью тревожной, любовью - убийцей, которая поразила героев, как финский нож. Маргарита шьет Мастеру черную шапочку и вышивает ее золотыми нитками, что можно рассматривать как предпосылку к дальнейшей трагедии и помешательству ее возлюбленного. Таким образом, сочетание желтого и черного в «Мастере и Маргарите» служит сигналом для дальнейших тревожных событий.

Хотя и белый, и чёрный цвет дают достаточно хорошее и точное представление о персонажах и о происходящих событиях, их сочетание намного важнее для понимания смысла самого романа «Мастер и Маргарита». Уже в самом начале произведения перед нами предстаёт Бездомный, облачённый в белые штаны и обутый в чёрные тапочки.

В главе «Казнь» встречается описание грозы: «Края её (грозовой тучи) вскипали белой пеной, чёрное дымное облако отсвечивало…», – а также: «Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоённой чёрной влагой и огнём тучи». Подобных примеров, в которых встречается сочетание чёрного и белого цветов, можно привести множество, и чаще всего это сочетание представляет собой ярко выраженную антитезу. Если развить мысль о роли такой антитезы в романе «Мастер и Маргарита», то можно прийти к тому выводу, который мы сделали в нашей работе.

Я предполагаю, что главная тема произведения Булгакова представляет собой противоборство добра и зла, света и тьмы, чему мы находим подтверждение практически в каждой главе и в описании явлений природы (например, выше упомянутой грозы), и в описании людей (вспомните, как автор представляет его читателю в начале романа).

Исходя из того, что конкретно описывает автор, можно выделить два основных «направления», в соответствии с которыми происходит распределение сил: с одной стороны, противоборство может иметь место в природе, в обществе между отдельными представителями человечества или любыми другими живыми существами, с другой – мы встречаем своеобразное раздвоение самих персонажей, их внутреннюю борьбу, сопротивление или подчинение одного начала другому.

Основываясь на указанной теме и на том, каким образом автор применяет сочетание тех или иных образов и вещей, имеющих чёрный и белый цвета, мы можем выделить основную мысль, основную идею, раскрывающуюся Булгаковым в «Мастере и Маргарите».

Эта идея заключается, как многие уже поняли, в невозможности существование добра и зла друг без друга. Понимая это уже с первых глав произведения, мы можем найти доказательства, подтверждающие то, что именно эта идея является главной в романе. К числу доказательств можно отнести речь Воланда при встрече с Левием Матвеем: «Ты произносишь свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли ты отобрать весь земной шар, снеся с него, прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?». В данном случае специалист по чёрной магии является резонёром, то есть героем, выражающим авторскую точку зрения на поставленную проблему.

 

2.5 Рыжий цвет

 

Этот цвет не так часто употребляется в романе Булгакова, однако, на наш взгляд, стоит рассмотреть то, каково его символическое значение в произведении. Если другие используемые Булгаковым цвета применяются при описании и природы, и внешности героев, их состояния, то рыжий цвет применяется лишь в создании образа того или иного персонажа.

Попытаемся рассмотреть связь этого цвета с тремя героями: Бездомным, Азазелло и мёртвой женщиной, пытавшейся убить финансового директора Варьете Римского.

Одним из членов свиты Воланда был Азазелло, «маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того мерзкую физиономию», «и при этом ещё огненно-рыжий», как пишет Булгаков. Рыжей была и мёртвая женщина, покушавшаяся на жизнь Римского. Вероятнее всего, автор описывает указанных персонажей именно с помощью рыжего, дьявольского цвета с целью показать их принадлежность миру теней, дьяволу, мировому злу. Уже при первой встрече с этими героями, мы понимаем правдивость высказанной мысли, находящей подтверждение при дальнейшем развитии событий. Однако не всегда однозначно можно определить сущность персонажей, опираясь только на описание автора. Вот один из примеров.

«Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек», – так описывает Булгаков Ивана Николаевича Бездомного. В этом случае значение цвета точно не определено, но всё-таки некоторые выводы сделать можно. Во-первых, рыжий – это огненный цвет, а значит, связанный с миром дьявола. Стоило бы предположить, что поэт должен быть исключительно злым персонажем, однако в тексте подтверждений этому нет, напротив, он обладал достаточно хорошими качествами, что проявляется даже в том, что он пытался найти виновного в смерти Берлиоза, который даже не был ему другом. Вывод о значении цвета можно сделать лишь исходя из текста. Скорее всего, в этом случае смысл более глубок, нежели в случае с Азазелло и женщиной-покойником. Мы считаем, что Булгаков хочет показать, что борьба между добром и злом происходит не просто в рамках нашей реальности, но и в каждом человеке. Забегая вперёд, стоит отметить, что это действительно находит своё подтверждение в последующих словах, характеризующих поэта и связанных опять-таки с символикой цвета (белые брюки и чёрные тапочки).

Таким образом, рыжий цвет в основном обращает внимание читателя на дьявольское начало того или иного персонажа, однако может способствовать и пониманию одной из идей текста – противоборство добра и зла и невозможность их существования друг без друга.

 

2.6 Синий цвет

 

Опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность чувствуются в вещах и предметах, окрашенных синим.

Именно синим был переплёт «какой-то книжечки» в его руках, именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда.

Стоит отметить, что треугольник, по Мулдашеву, является фигурой, которая собирает все мысли и воплощает их в жизнь, то есть фактически Воланд обладал способностью читать мысли людей, а также каким-то образом контролировать сознание человека.

Информация о работе Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"