Жаргонная лексика школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

И.С.Тургенев с восхищением писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Но а что мы слышим нынче из уст наших школьников? «У тебя потрясно симпотный прикид». «Мне родичи купили клевый дробильник». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию жаргонной лексики учащихся, определило проблему нашего исследования: «Нужны ли жаргонизмы в нашей речи?».

Оглавление

Введение. Стр. 3
Интерес к исследованиям жаргона. Стр. 4-5
Лексика русского языка. Стр. 6
Жаргонная лексика. Стр. 7
Лингвистическое исследование. Стр. 8-14
Заключение. Стр. 15
Список литературы. Стр. 16

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 133.75 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАРАИТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ

«ЖАРГОННАЯ  ЛЕКСИКА ШКОЛЬНИКОВ» 

(на  примере лексики школьников Бараитской СОШ N8)

 

 

 

 

 

                                                             Выполнили: Княгинин Вадим,

                                                                           Экгарт Артем,

                                                                                      ученики 6 класса

                                                                МБОУ «Бараитская СОШ №8»                                                                  

                                                       Руководитель: Шут.Е.В.,

                                                                                                   учитель русского

                                                                                                   языка и литературы

 

 

 

Бараит,

2013 г.

Содержание

 

  1. Введение.                                                                                          Стр. 3
  2. Интерес к исследованиям жаргона.                                               Стр. 4-5
  3. Лексика русского языка.                                                                 Стр. 6     
  4. Жаргонная лексика.                                                                         Стр. 7
  5. Лингвистическое исследование.                                                   Стр. 8-14
  6. Заключение.                                                                                     Стр. 15
  7. Список литературы.                                                                        Стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

И.С.Тургенев с восхищением писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Но а что мы слышим нынче из уст наших школьников? «У тебя потрясно симпотный прикид».  «Мне родичи купили клевый дробильник». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их?  Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию жаргонной лексики учащихся, определило проблему нашего исследования: «Нужны ли жаргонизмы в нашей речи?».

 Новизна данной работы заключается в том, что объектом нашего исследования является речь учащихся нашей школы.

Тема  исследования – «Жаргонная лексика школьников» (на примере школьников Бараитской школы Новоселовского района)

Предмет исследования – жаргонизмы в речи учащихся.

Цель  данной работы – выявить наиболее употребительные жаргонные слова в речи учащихся, причины их употребления и отношение учащихся к жаргонной лексике.

Для выполнения поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. С помощью научной литературы  ознакомиться с общеупотребительной  и необщеупотребительной лексикой русского языка, с понятием «жаргонная лексика».

2. Понаблюдать за общением между  собой одноклассников.

3. Составить анкету для лингвистического  исследования.

4. Провести опрос учащихся с  помощью анкеты.

5. Обобщить полученные результаты  и представить их в виде  доклада и презентации.

Гипотезы  исследования:

1. Жаргонная лексика засоряет  и огрубляет нашу речь.

2. Жаргонизмы делают нашу речь  богаче и выразительнее.

3. Жаргонизмы необходимы, чтобы  общаться на «своем» языке  и отличаться от взрослых.

4. Если все будут общаться  на литературном языке, то будет  скучно.

5. Жаргонную лексику учащиеся  используют не только в общении  между собой, но и со взрослыми.

 

1.5 Отражение жаргонной лексики  в словарях

Интерес к исследованиям жаргона

Интерес к исследованиям жаргона  возник так же рано, как и сам  жаргон. Работы по анализу «просторечья» (а именно к этому стилю речи относили жаргон лингвисты) проводились  еще в 19 веке. Впервые попытка  описать и классифицировать жаргонную  лексику была представлена в словаре  С. Микуцкого. Знаменитый словарь Даля дает еще больше данных о жаргоне. В нем представлены следующие типы жаргонизмов: язык офеней (бродячие торговцы-коробейники) как язык «профессиональной группы», байковый язык (язык городских карманников) как нечто среднее между языком профессиональной группы и воровским арго, и совершенно непонятный для непосвященных язык деклассированных представителей общества (воры, нищие и т. п.)

Большинство других исследований в  основном занималось описанием и  классификацией языка разных профессиональных и социальных групп: воров, нищих, ремесленников  и т. п. Причем наибольшего интереса удостоился язык воров. После выхода в 1908 году словаря В. Ф Трахтенберга, озаглавленного «Блатная музыка» и  включающего около четырехсот словарных  единиц, подобных словарей было издано великое множество.

После революции начали появляться новые работы, посвященные в основном "новому пролетарскому языку". В 1918 году был открыт Институт живого слова, занимавшийся проблемами социальной диалектологии. Наряду с множеством пустых, "околонаучных" работ публикуются  интересные и достойные исследования. Здесь можно назвать такие  работы. как статью Г. Виноградова «Детский блатной язык (Argot)» (1926), отчет С. Я Капорского «Воровской жаргон среди школьников: По материалам обследования ярославских школ» (1927), словарь «Из лексикона ростовских беспризорников и босяков» (1929). Но к середине 30-х годов эта тема была объявлена «недостойной внимания» и интерес к ней потихоньку утих. Более-менее был описан жаргон воров и уголовников, но исследования велись не лингвистами, а юридическими работниками. Такие работы, как правило, распределялись по соответствующим учреждениям и были снабжены грифом «Не подлежит разглашению».

Перестройка изменила существующее положение  дел. Появилось множество работ, посвященных жаргону. Конечно, многие из них были невысокого качества и  сделаны наспех, но тем не менее они внесли свою лепту в увлекательное дело исследования сленга. Неформальная речь изучается с различных точек зрения, например, в контексте языка города или как характеристика современной языковой культуры. Кроме того, были изданы различные словари, которые характеризовали различные виды жаргона и их взаимопроникновение.

К 2000 году опять поднялась волна  интереса к исследованию жаргона. Однако нельзя сказать, что интерес к  жаргону утих окончательно - как  печатные, так и электронные издания  то и дело возвращаются к этой теме. Существует несколько электронных  словарей молодежного сленга, активно  пополняемых самими читателями (сайт «Молодёжный сленг + жаргон наркоманов»  и т.п.).

Наиболее известные современные  специализированные словари жаргонных  слов – это «Большой толковый словарь  русского жаргона» В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной (в него включено 25 тысяч  слов и 7 тысяч устойчивых выражений); «Словарь русского арго» за 1988-1994гг. (8 тысяч слов и 3 тысячи идиоматических выражений) и «Словарь русского арго»  за 1980-1990гг. (9 тысяч жаргонных слов и 3 тысячи идиоматических выражений). Другие толковые словари сопровождают жаргонные слова пометкой «жарг» или «арго».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексика русского языка

Словарный состав  русского языка  с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:

ЛЕКСИКА


 


жаргонная


диалектная


профессиональная


общеупотребительная

 

употребляется определенной группой лиц для  наименования предметов, имеющих в  литературном языке свои названия: упакованный (богатый), тачка (машина), комп (компьютер)


употребляется на определенной территории:


голицы (варежки), бурак (свекла), гай (лес)

употребляется в определенной сфере деятельности ( наука, делопроизводство и т.д.): дефис, рашпиль, нахлестка, скальпель, мольберт, аккорд


 



не вошло  в состав свободно

употребляемой лексики

употребляется свободно,


неограниченно

Если слово  в современном русском языке



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие слова русского языка  известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.

 

Жаргонная лексика

В языке  нет четкого разделения видов  жаргонной лексики, но мы попытаемся объяснить и  представить этот материал в схеме:

 

Жаргонная лексика



 


 

 

 


Арго


Сленг

 


Жаргон


 

 


 

(Фр. argot)


Речь определенных социально замкнутых групп (речь низов общества, уголовного мира: нищих, воров, мошенников)


(Англ. slang)

слова или  выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп (молодёжный сленг)

(Фр. jargon)


речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много  отличных от общего языка


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лингвистическое исследование

    С целью изучения жаргонной  лексики школьников нами было  проведено лингвистическое исследование, в котором приняли участие  80 человек, учащиеся 5-11  классов  Бараитской средней общеобразовательной школы №8.

Для этого в анкету были включены следующие задания и вопросы:

1. Перечислите известные вам  жаргонные слова.

2. Подчеркните те жаргонизмы, которые  вы употребляете в своей речи.

3. Для чего вы их употребляете  в своей речи?

А) модно, современно

Б) для связи слов

В) делают речь понятнее

Г) что-то другое

4. Могли ли вы обойтись без  них?

А) да

Б) нет

В) не думал об этом

5. Старайтесь ли вы обойтись  без них?

А) да

Б) нет

В) не думал об этом

6. Как вы считаете, нужны ли  жаргонизмы в речи?

А) да

Б) нет

В) не думал об этом

7. В каком кругу вы используете  жаргонную лексику?

А) в кругу друзей

Б) с родителями

В) с учителями

Г) что-то другое

 

 

 

 

 

Анализ  исследовательской работы и наших  наблюдений позволили выделить в  речи учащихся следующие семантические  группы жаргонизмов:

1. Части тела: коряги, весла, грабли, лопаты (руки), пачка, башня (голова), пешки, фары (глаза), варежка, зявка, поддувало (рот), локаторы (уши);

2. Слова, обозначающие людей по профессии: училка (учительница), класска (классный руководитель), водила (водитель), историчка (учитель истории), англичанка (учитель английского языка), мент (милиционер), техноложка (урок  технологии), док (доктор), директриса (директор).

3. Бытовая техника: ящик, телик (телевизор), мобила, труба, сотик, патефон, дробильник (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD); клава (клавиатура)

4. Транспорт: мотик, рогатка, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), жучка, двенашка, пятнашка, копейка, девятка ( модели «Жигули»), морковник (модель автомобиля),

5. Слова, обозначающие людей  по родству: предки, родичи,шнурки, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень); бро (друг, брат)

Информация о работе Жаргонная лексика школьников