Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа
Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.
Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение
В третьем томе «трилогии вочеловечения» идея и тема пути получают дальнейшее развитие. Это завершающий, высший этап пройденного поэтом трудного, подчас мучительного пути. “Тезу” первого и “антитезу” второго тома сменяет “синтез” . Синтез — это новая, более высокая ступень осмысления действительности, отвергающая предыдущие и в то же время соединяющая в себе по-новому некоторые их черты. Это следует иметь в виду, ибо существует довольно распространенное представление о пути Блока как о прямолинейном и неуклонном движении “все вперед и выше”.
А между тем сам поэт свидетельствовал, что его “восхождение” шло не по прямой, а по спирали.
Последний том
«трилогии вочеловечения» открывается
циклом «Страшный мир» (1909-1916). Это
словно вступление ко всему тому. Трагические
интонации данного раздела были
обусловлены обостренным
В этом смысле достаточно показательна поэма под названием «Пляски смерти». Первое же стихотворение показывает духовную смерть человека:
<…>
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
[3 том, с. 40-42]
В данном стихотворении мертвец ─ чиновник. Он выполняет однообразную работу каждый день, ему все безумно надоело, он не любит людей, но приходится иметь с ними дело. Однако, «мертвец» встречает «подругу», такую же умершую как и он сам: «С подругою - она, как он, мертва». Чиновнику хотелось бы уйти с бала вместе с обретенной близкой ему душой, но она же его и останавливает:
<…>
«Усталый друг, мне странно в этом зале». -
«Усталый друг, могила холодна». -
«Уж полночь». - «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена...»
[3 том, с. 40-42]
И снова приходится «живым и страстным притворяться», приглашать на танец NN, «шептать незначащие речи». Это стихотворение вызвало у Блока затруднения. Борис Садовской:
« ─ Не выходит у меня последний стих. Как лучше, по-вашему: кости звякают о кости или кости брякают о кости?
─ Ни то, ни другое. Я бы поставил «Лязгают».
Блок промолчал, однако в печатном тексте значится предложенный мною вариант»
[«Блок в воспоминаниях», т.2, с. 56]
Следующее стихотворение поэмы «Пляски смерти» очень маленькое и очень знаменитое ─ «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Эти два четверостишия поражают своей мрачностью и безысходностью: «Бессмысленный и тусклый свет», «Всё будет так. Исхода нет», «И повторится всё, как встарь». Все стихотворение представляет собой развернутую метафору. Путь, дорога жизни- печальная, нескончаемая, безнадежная. Композиция этого стихотворения- зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки «ночь, улица, фонарь, аптека...». все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: «И повторится все как встарь...» и «Умрешь-начнешь опять сначала...».
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» имеет реальную подоплеку ─ Блок пишет о реальной аптеке. Мост на Крестовский остров был по ночам особенно пустынен, не охранялся городовыми. Может быть, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц. До революции первая помощь при несчастных случаях оказывалась обычно в аптеках. В аптеке на углу Большой Зелениной и набережной часто оказывалась помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная, захолустная аптека. Знаком аптеки служили большие вазы с цветными жидкостями (красной, зеленой, синей и желтой), позади которых в темную пору суток зажигались керосиновые лампы, чтобы можно было легче найти аптеку. Берег, на котором стояла аптека, был в те времена низким. Цветные огни аптеки и стоявший у въезда на мост керосиновый фонарь отражались в воде Малой Невки. «Аптека самоубийц» имела опрокинутое отражение в воде; низкий берег без гранитной набережной как бы разрезал двойное тело аптеки: реальное и опрокинутое в воде, «смертное».
Следующие стихотворения так же общеизвестны: «Пустая улица. Один огонь в окне.» и «Старый, старый сон: из мрака…». Они так же связаны с аптекой, смертью, ночью и фонарями.
«Вновь богатый зол и рад…» ─ последнее стихотворение небольшой поэмы Блока. Здесь страдания не только душевные, но и физические, здесь унижение, угнетение.
В «Страшном
мире» огромную роль играют скобки.
По-видимому в устном исполнении им
должна соответствовать смена
<…>
Однажды в октябрьском тумане
Я брёл, вспоминая напев.
(О, миг непродажных лобзаний!
О, ласки некупленных дев!)
[3 том, с. 13]
<…>
В чёрных сучьях дерев обнажённых
Жёлтый зимний закат за окном.
(К эшафоту на казнь осуждённых
Поведут на закате таком).
[3 том, с. 34]
В стихотворениях из цикла "Жизнь моего приятеля" дана как бы поэтическая история человека, который растратил все сокровища души, уже не умеет ни радоваться, ни ужасаться, а лишь с опустошительной иронией, настоянной на цинизме, может "найти весьма банальной смерть души своей печальной".
Так же у Блока всплывает тема двойников. Они прежде всего явление пути. Мифологема о двойниках возникает еще в первом томе, но особое развитие получает лишь в «Страшном мире». Цикл «Страшный мир» своеобразен. Он показывает начало завершения пути Блока. Поэт увидел ужас окружающего мира, он пишет про ад. Это можно увидеть даже в названиях стихотворений: «Песнь ада», «Демон», «Как тяжело ходить среди людей…», «Пляски смерти», «Черная кровь». Более половины стихотворений связаны со смертью.
Следующий цикл продолжает тему «Страшного мира» ─ «Возмездие» (1908-1913). Эти сборники поразительно похожи. И в первом, и во втором часто упоминается смерть. Заглавие цикла возникло в разделе сборника «Ночные часы». Оно свидетельствует о важном переломе в творчестве Блока на рубеже 1900-1910-х гг., когда упоение страстями и «метелями» периода «Снежной маски» и «Фаины» сменяются сознанием глубокого духовного кризиса.
Первое стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» было продиктовано очень личным чувством, связанным с уходом жены. Л.Д. Блок решила попробовать себя в роли актрисы и уехала с театральной труппой В. Э. Мейерхольда на длительные гастроли. Эта ситуация перерастает в стихотворении в событие огромной значимости и воспринимается поэтом как неизбежное проявление катастрофизма бытия. Поэт признает свои ошибки, молит о возвращении её домой:
<…>
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной
сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
[3 том, с. 75]
На эту же тему написано и стихотворение «Ночь, как ночь, и улица пустынна…». Это стихотворение одно их самых беспросветным. Биографический подтекст приоткрывается в наброске драматургического замысла о «снедаемом» «болезнью тоски» писателе, ждущем жену.
<…>
Ночь - как ночь, и улица пустынна.
Так всегда!
Для кого же ты была невинна
И горда?
[3 том, с. 81]
Интересно и биографично стихотворение «На смерть младенца». Оно связано со смертью сына Лидии Дмитриевны и Александра Александровича Дмитрия. Он родился 2-го февраля, а умер 10-го. Здесь всплывает мотив памяти, светлой памяти о умершем:
<…>
Я подавлю глухую злобу,
Тоску забвению предам.
Святому маленькому гробу
Молиться буду
по ночам.
Но - быть коленопреклоненным,
Тебя благодарить, скорбя? -
Нет. Над младенцем, над блаженным,
Скорбеть я буду без Тебя.
[3
том, с. 83]
В цикле «Возмездие» основной темой становится
тема памяти. Забвение подобно смерти,
но при этом память — это всегда возмездие,
которого человек не может избежать. Слово
«возмездие» понимают обычно как наказание
за некое преступление. Причем наказание,
исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие,
по Блоку, это прежде всего осуждение человеком
самого себя, суд собственной совести.
Главная вина героя — измена данным когда-то
священным обетам, высокой любви, измена
человеческому предназначению. А следствием
этому — расплата: душевная опустошенность,
усталость от жизни, покорное ожидание
смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях
цикла «Возмездие».
«Ямбы» ─ третий цикл третьего тома «трилогии вочеловечения». Возникновение цикла тесно связано с работой над поэмой «Возмездие», из черновых работ над которой он выделил ряд стихотворений. Символика заглавия отчасти сопоставляется с последними строками пролога поэмы: «Дроби, мой гневный ямб, каменья!». Сборник полон революционных предчувствий, позывов к мятежу.
«Ямбы» связаны
с традициями русской
Этот цикл посвящен сестре поэта ─ Ангелине Александровне Блок. Стихотворения «Когда мы встретились с тобой…» и «В огне и холоде тревог…» посвящены ей и в некоторых редакциях назывались «Моей сестре».
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
[3
том, с. 101]
Восклицает поэт в первом же стихотворении. Здесь можно увидеть перекликание со стихотворением Пушкина :
<…>
Но не хочу, о
други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
[А. С. Пушкин, «Сочинения в трех томах»,1 том, с. 477 ]
«Я ─ Гамлет.
Холодеет кровь…» стихотворение
посвященное воспоминаниям
<…>
И в сердце - первая любовь
Жива - к единственной на свете.
[3 том, с. 107]
Блок всегда подчеркивал уникальность своего чувства к жене.
<…>
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
[3 том, с. 107]
Гамлет в трагедии Шекспира был убит отравленной рапирой.
«Ямбы» достаточно небольшой цикл. Он включает в себя различные мотивы произведений: и тоска об ушедшей жене, и революционное настроение, и выражение любви сводной сестре. Тем не менее этот сборник вытекает из предыдущего. «Возмездие» и «Ямбы» неразрывно связаны между собой.
Следующий цикл ─ «Итальянские стихи» (1909). «Итальянские стихи» может показаться чужеродным в третьем томе. Именно здесь Блок определяет позицию «чистого искусства» как «творческую ложь». «В легком челноке искусства» можно «уплыть от скуки мира», но подлинное искусство — «ноша на плечах», долг, подвиг. Другой вопрос, глубоко волнующий поэта и поставленный им в цикле,— о соотношении цивилизации и культуры. В современной цивилизации поэт усматривает бездуховное, а значит, разрушительное начало. Не случайно они занимают срединное положение в третьем томе: в них сложно переплетены мотивы горечи, отчаяния, надежды, любви, веры в силу искусства. Написаны эти стихотворения под впечатлением от поездки в Италию. Отъезду в другую страну предшествовал тяжелый душевный кризис. Поездка была попыткой его преодолеть.
Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока