«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.

Оглавление

Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Наталья Николаевна ─ актриса театра В. Ф. Комиссаржевской, где ставилась пьеса Александра «Балаганчик». В. П. Веригина:

«За два или  за три дня до представления, нам  пришла мысль отпраздновать постановку «Балаганчика». <…> Решили устроить вечер масок. <…> Решили одеться  в платья из гофрированной цветной  бумаги. Вечер должен был называться «Вечером бумажных дам». <…> …Как раз на вечере «бумажных дам» лиловая маска Н. Н. Волоховой окончательно покорила Блока» [«Блок в воспоминаниях», 1 том, 1980, с. 426, 427]

Что именно это  событие и было основополагающим при выборе названия цикла. Премьера «Балаганчика» состоялась 30 декабря 1906 года, то есть зимой, зимой же и состоялся «вечер бумажных дам», иными словами маскарад. Именно впечатление от заснеженных улиц и костюмированного вечера повлияло на один из самых известных сборников поэта.

Первая часть  цикла открывается стихотворением с интересным заглавием – «Снежное вино». В произведении ни слова о  вине, но тем не менее название говорит  само за себя. «Снежное вино» связывают  с культом древнегреческого бога виноделия Диониса, который в  свою очередь связан с чувством опьянения. Другим образом указывающим на ассоциацию с образом вина: «чаши винной», «чаши золотой». Стихотворение тем не менее о Снежной Даме, о «снежном опьянении» любовью.

<…> 

Я опрокинут  в тёмных струях

И вновь вдыхаю, не любя,

Забытый сон  о поцелуях,

О снежных вьюгах вкруг тебя.

  [2 том, с.241]

Еще одно знаменательное стихотворение – «Влюбленность». «И опять твой сладкий сумрак, влюблённость» − эти слова словно говорят о новшестве чувства. С одной стороны Блок уже был влюблен, но с другой – это чувство ему снова новое. Опять он испытывает сладкие муки любви к своему идеалу, к идеалу, которого нет.

В первом подцикле все связано с зимней тематикой: «О снежных вьюгах вкруг тебя», «Снежная мгла взвилась», «И на этот путь оснеженный», «Открыли дверь мою метели», «Метель взвилась» и так далее. Практически в каждом стихотворении есть упоминания о снеге, метели, морозе.

Вторая часть  цикла «Снежная маска» значительно  отличается от первой. Она посвящена  людям, точнее их теням, маскам. Уже почти нет темы зимы. Уже первое стихотворение раскрывает суть этого раздела – «Под масками». «А под маской было звездно» говорит поэт в первом стихе данного произведения, сразу намекая на «масочность» современной жизни, людей.

Последующие стихотворения также посвящены искусственности: «Злая маска, к маске скромной», «В тёмной маске», «Как странны были речи маски!», «И под маской - так спокойно». В произведениях из этого подцикла появляется тема рыцаря, но не как благородного влюбленного, а скорее использованного с иронией.

<…>

Так смеётся  маска маске,

Злая маска, к  маске скромной

   Обратясь:

- Посмотри, как  тёмный рыцарь 

Скажет сказки третьей маске...

Тёмный рыцарь вкруг девицы

Заплетает вязь.

[2 том, с. 268, ст-ие  «Бледные сказанья»]

В этом стихотворении рыцарь скорее отрицательный герой. К тому же здесь появляется «третья маска» − черный отрицательный образ.

Как уже было сказано выше, два раздела цикла  «Снежная маска» сильно противоположны друг другу. В «Снегах» безмерное  пространство:

В снежной пене - предзакатная -

Ты встаёшь  за мной вдали,

Там, где в  дали невозвратные

Повернули корабли.

[2том,  с. 244, ст-ие «Последний  путь»]

И указала на дальние города линии,

На поля снеговые и синие,

На бесцельный холод.

[2 том, с. 247, ст-ие  «Настигнутый метелью»]

А в «Масках» даже в названиях стихотворений  проявляется ограниченность пространства: «Под масками», «В углу дивана», «Тени  на стене». Снега естественны и  стихийны, а маска это ложь и  нереальность, неестественность. И  маска, прикрывающая стихию мешает красоте, жизни, страсти .

Следующий цикл во втором томе носит название «Фаина» (1906-1908). Этот сборник как и «Снежная маска» посвящен Н. Н. Волоховой. Эти  два цикла словно сливаются в  одну повесть о любви. Отношения  Фаины и лирического героя  являются прототипом реальных отношений с Волоховой. Заглавие «Фаина» восходит к драматической поэме «Песня Судьбы», задуманной в начале 1907 года.

Здесь возлюбленная становится Фаиной ─ она же и  Снежная дева, она же и Прекрасная Дама. Словно поэт нашел свой идеал, остановился в поиске или она сама снизошла до него.

Она пришла из дикой  дали -

Ночная дочь иных времен.

Ее родные не встречали,

Не просиял  ей небосклон.

[2 том, с. 301, ст-ие  «Снежная Дева»]

Мир «Фаины»  очень близок «Снежной Маске». Различие заключается лишь в том, что героиня второго цикла имеет более развернутый характер, нежели героиня в маске. Фаина скинула все покровы, нет на ней маски, нет в ней притворства, она более естественна. Она так же связана с природным окружением: «И под знойным снежным стоном», «В косых лучах вечерней пыли», «И в синий воздух, в дивный край», «И листья крутятся в лесу обнаженном».

«Фаина» ─ первый цикл посвященный «земной» красоте  и земной любви. Это не просто антитеза «Стихам о Прекрасной Даме», но попросту решение многих вопросов связанных с творчеством Блока. Земное воплощение Фаины можно наблюдать на протяжении всего цикла  и можно даже более или менее составить внешний портрет возлюбленной поэта: «стройная талия», «матовость покатых плеч», «рыжий сумрак глаз», «бледные ланиты», «поступь лебяжья», «ясный взор». Такое описание применяется для создания эффекта видения вблизи. Автор показывает, что это уже не недоступно-высокая Прекрасная Дама, что Фаина здесь, рядом и мы можем её рассмотреть.

Так же меняется характер главной героини.. Она то «Снежная Дама», монашка («Инок»), ожидающая его («Всю жизнь ждала. Устала ждать.»). Но несмотря на такие мирные и покорные образы на протяжении всего цикла чувствуется непокорность и бунтарство Фаины.

Последний цикл, завершающий второй том «трилогии вочеловечения» называется «Вольные мысли» (1907). Этот сборник включает в себя четыре произведения: «О смерти», «Над озером», «В северном море», «В дюнах». Источником заглавия возможно послужили строки из стихотворения А. А. Григорьева «Вопрос»:

<…>

Да новых мыслей, вычитанных в новом

Романе Санда (вольных, страшных мыслей,

На вечер подготовленных нарочно

и скинутых потом, как вицмундир)…

[А. А. Григорьев, Стихотворения и поэмы. — Москва, Ленинград, «Советский писатель», 1966]

Эти стихотворения связаны с впечатлениями от прогулок летом 1907 года. Это доказывают строки напрямую связанные с этими событиями: «Всё чаще я по городу брожу», «Я хохочу! Взбегаю вверх. Бросаю// В них шишками», «Так думал я, блуждая по границе //Финляндии».

В первую очередь из произведений видно «приятие мира», влюбленность в жизнь:

<…>

Хочу,

Всегда хочу смотреть в глаза людские,

И пить вино, и  женщин целовать,

И яростью желаний  полнить вечер,

Когда жара мешает днем мечтать

И песни петь! И слушать в мире ветер!

[2 том, с. 335, ст-ие «О смерти»]

В «Вольных мыслях»  Блок беспощадно, без какой бы то ни было декадентской мистификации разоблачает  пошлость и уродство буржуазного  быта и утверждает ценность и радость  жизни, вопреки всему пошлому  и уродливому, что ее искажает.

Открывающее цикл стихотворение ─ «О смерти» показывает меланхолические размышления поэта  о бытие. В последних строках  проскальзывает страх смерти, который  человек пытается заглушить «с улыбкой  наблюдая». В основу первой части  произведения лег реальный случай, который наблюдал Блок стоя за оградой ипподрома.

Второе стихотворение  ─ «Над озером» с точность описывает  пейзаж излюбленного  места отдыха петербуржцев: поселок Шувалово на берегу Большого Суздальского Озера.

<…>

Я хохочу! Взбегаю  вверх. Бросаю

В них шишками, песком, визжу, пляшу

Среди могил - незримый и высокий.

Кричу: "Эй, Фёкла! Фекла!" - И они

Испуганы, сконфужены, не знают,

Откуда шишки, хохот и песок...

Он ускоряет шаг, не забывая

Вихлять проворно задом, и она,

Прижавшись крепко к кителю, почти

Бегом бежит  за ним...

[2 том, с. 340-344, ст-ие  «Над озером»]

В данном произведении продолжается мотив радости жизни, счастья и нежелания смерти.

«В северном море» описывается  Сестрорецкий курорт, расположенный на побережье  Финского залива. Блока впечатлило однообразие занятий отдыхающих:

<…>

Наставили столов, дымят, жуют,

Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу,

Угрюмо хохоча и заражая

Соленый воздух сплетнями. Потом

Погонщики вывозят  их в кибитках,

Кокетливо закрытых парусиной,

На мелководье. Там, переменив

Забавные тальеры  и мундиры

На легкие купальные  костюмы

И дряблость  мускулов и грудей обнажив,

Они, визжа, влезают  в воду Шарят

Неловкими ногами дно. Кричат

Стараясь показать, что веселятся.

[2 том, с. 344-346, ст-ие  «В северном море»]

Завершающее стихотворение и цикла «Вольные мысли» и второго тома «В дюнах». Произведение описывает побережье Финского залива представляющее собой полосу прибрежных дюн. Читая стихотворение кажется, что это завершающий момент в отношении прежних идолов.

<…>

Я не люблю пустого словаря

Любовных слов и жалких выражений?

"Ты мой", "Твоя", "Люблю", "Навеки  твой".

Я рабства не люблю.

[2 том, с. 347-348, ст-ие  «В дюнах»]

Последние строки словно подтверждают скорую разлуку  с ними:

<…>

Стояла тишина. И у платформы

Готовый поезд  разводил пары.

[2 том, с. 347-348, ст-ие  «В дюнах»]

«Вольные мысли» в некотором отношении итог второго  тома, хотя цикл написан значительно  раньше, чем большая часть стихотворений  «Фаины». Изобразительная манера Блока  претерпевает в «Вольных мыслях»  решительные изменения. Блок здесь полностью порывает с невнятностью и «красивостью» стиля, с той «магией звуков», которая особенно проявилась в «Снежной маске», написанной всего за полгода перед тем. Точность словаря, образов и эпитетов, конкретность предметных деталей, — все это делает «Вольные мысли» явлением принципиально новаторским в творческом пути Блока. Циклы «Фаина» и «Вольные мысли» словно возвращают Блока из далекого космоса в реальность.

Второй том  включает в себя путь «эволюции» Блока. Он претерпевает муки поиска пути в «Разных стихотворениях», обращается в них к различным темам, он пишет о впечатлениях о городе и зиме, он находит новую Даму, и завершается все рвением жить. Второй том плавно вытекает из первого. «Распутья» говорящие о поиске пути рождают более глубокий цикл ─ «Пузыри земли». Но после обращения к земле, поэт снова бросается на поиски своей темы, своего идеала. Все циклы связаны между собой. Это можно проследить даже по названиям.

«Пузыри земли» берущие свое начало еще в «Распутьях»  означают демонов стихии, здесь видна связь с фольклором. «Разные стихотворения» ознаменовали собой поиск себя-поэта. «Город» выступает словно переходный цикл между основными темами, словно Блок кА бы между прочим описывает место своего пребывания пока находится в поиске, в пути к более совершенному. В «Снежной маске» продолжается тема Прекрасной Дамы, но уже с иного ракурса ─ это Снежная Дева. В «Фаине» продолжается развитие образа найденного в предыдущем цикле, а «Вольные мысли» как завершающий этап второго тома включают в себя размышление о бытие, о жизни и смерти и являют собой описание реально существующих мест, в которых побывал Александр Блок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока