Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа
Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.
Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение
Наталья Николаевна ─ актриса театра В. Ф. Комиссаржевской, где ставилась пьеса Александра «Балаганчик». В. П. Веригина:
«За два или за три дня до представления, нам пришла мысль отпраздновать постановку «Балаганчика». <…> Решили устроить вечер масок. <…> Решили одеться в платья из гофрированной цветной бумаги. Вечер должен был называться «Вечером бумажных дам». <…> …Как раз на вечере «бумажных дам» лиловая маска Н. Н. Волоховой окончательно покорила Блока» [«Блок в воспоминаниях», 1 том, 1980, с. 426, 427]
Что именно это событие и было основополагающим при выборе названия цикла. Премьера «Балаганчика» состоялась 30 декабря 1906 года, то есть зимой, зимой же и состоялся «вечер бумажных дам», иными словами маскарад. Именно впечатление от заснеженных улиц и костюмированного вечера повлияло на один из самых известных сборников поэта.
Первая часть
цикла открывается
<…>
Я опрокинут в тёмных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
[2 том, с.241]
Еще одно знаменательное
стихотворение – «Влюбленность»
В первом подцикле все связано с зимней тематикой: «О снежных вьюгах вкруг тебя», «Снежная мгла взвилась», «И на этот путь оснеженный», «Открыли дверь мою метели», «Метель взвилась» и так далее. Практически в каждом стихотворении есть упоминания о снеге, метели, морозе.
Вторая часть цикла «Снежная маска» значительно отличается от первой. Она посвящена людям, точнее их теням, маскам. Уже почти нет темы зимы. Уже первое стихотворение раскрывает суть этого раздела – «Под масками». «А под маской было звездно» говорит поэт в первом стихе данного произведения, сразу намекая на «масочность» современной жизни, людей.
Последующие стихотворения также посвящены искусственности: «Злая маска, к маске скромной», «В тёмной маске», «Как странны были речи маски!», «И под маской - так спокойно». В произведениях из этого подцикла появляется тема рыцаря, но не как благородного влюбленного, а скорее использованного с иронией.
<…>
Так смеётся маска маске,
Злая маска, к маске скромной
Обратясь:
- Посмотри, как тёмный рыцарь
Скажет сказки третьей маске...
Тёмный рыцарь вкруг девицы
Заплетает вязь.
[2 том, с. 268, ст-ие «Бледные сказанья»]
В этом стихотворении рыцарь скорее отрицательный герой. К тому же здесь появляется «третья маска» − черный отрицательный образ.
Как уже было сказано выше, два раздела цикла «Снежная маска» сильно противоположны друг другу. В «Снегах» безмерное пространство:
В снежной пене - предзакатная -
Ты встаёшь за мной вдали,
Там, где в дали невозвратные
Повернули корабли.
[2том, с. 244, ст-ие «Последний путь»]
И указала на дальние города линии,
На поля снеговые и синие,
На бесцельный холод.
[2 том, с. 247, ст-ие «Настигнутый метелью»]
А в «Масках» даже в названиях стихотворений проявляется ограниченность пространства: «Под масками», «В углу дивана», «Тени на стене». Снега естественны и стихийны, а маска это ложь и нереальность, неестественность. И маска, прикрывающая стихию мешает красоте, жизни, страсти .
Следующий цикл во втором томе носит название «Фаина» (1906-1908). Этот сборник как и «Снежная маска» посвящен Н. Н. Волоховой. Эти два цикла словно сливаются в одну повесть о любви. Отношения Фаины и лирического героя являются прототипом реальных отношений с Волоховой. Заглавие «Фаина» восходит к драматической поэме «Песня Судьбы», задуманной в начале 1907 года.
Здесь возлюбленная становится Фаиной ─ она же и Снежная дева, она же и Прекрасная Дама. Словно поэт нашел свой идеал, остановился в поиске или она сама снизошла до него.
Она пришла из дикой дали -
Ночная дочь иных времен.
Ее родные не встречали,
Не просиял ей небосклон.
[2 том, с. 301, ст-ие «Снежная Дева»]
Мир «Фаины» очень близок «Снежной Маске». Различие заключается лишь в том, что героиня второго цикла имеет более развернутый характер, нежели героиня в маске. Фаина скинула все покровы, нет на ней маски, нет в ней притворства, она более естественна. Она так же связана с природным окружением: «И под знойным снежным стоном», «В косых лучах вечерней пыли», «И в синий воздух, в дивный край», «И листья крутятся в лесу обнаженном».
«Фаина» ─ первый цикл посвященный «земной» красоте и земной любви. Это не просто антитеза «Стихам о Прекрасной Даме», но попросту решение многих вопросов связанных с творчеством Блока. Земное воплощение Фаины можно наблюдать на протяжении всего цикла и можно даже более или менее составить внешний портрет возлюбленной поэта: «стройная талия», «матовость покатых плеч», «рыжий сумрак глаз», «бледные ланиты», «поступь лебяжья», «ясный взор». Такое описание применяется для создания эффекта видения вблизи. Автор показывает, что это уже не недоступно-высокая Прекрасная Дама, что Фаина здесь, рядом и мы можем её рассмотреть.
Так же меняется характер главной героини.. Она то «Снежная Дама», монашка («Инок»), ожидающая его («Всю жизнь ждала. Устала ждать.»). Но несмотря на такие мирные и покорные образы на протяжении всего цикла чувствуется непокорность и бунтарство Фаины.
Последний цикл, завершающий второй том «трилогии вочеловечения» называется «Вольные мысли» (1907). Этот сборник включает в себя четыре произведения: «О смерти», «Над озером», «В северном море», «В дюнах». Источником заглавия возможно послужили строки из стихотворения А. А. Григорьева «Вопрос»:
<…>
Да новых мыслей, вычитанных в новом
Романе Санда (вольных, страшных мыслей,
На вечер подготовленных нарочно
и скинутых потом, как вицмундир)…
[А. А. Григорьев, Стихотворения и поэмы. — Москва, Ленинград, «Советский писатель», 1966]
Эти стихотворения связаны с впечатлениями от прогулок летом 1907 года. Это доказывают строки напрямую связанные с этими событиями: «Всё чаще я по городу брожу», «Я хохочу! Взбегаю вверх. Бросаю// В них шишками», «Так думал я, блуждая по границе //Финляндии».
В первую очередь из произведений видно «приятие мира», влюбленность в жизнь:
<…>
Хочу,
Всегда хочу смотреть в глаза людские,
И пить вино, и женщин целовать,
И яростью желаний полнить вечер,
Когда жара мешает днем мечтать
И песни петь! И слушать в мире ветер!
[2 том, с. 335, ст-ие «О смерти»]
В «Вольных мыслях» Блок беспощадно, без какой бы то ни было декадентской мистификации разоблачает пошлость и уродство буржуазного быта и утверждает ценность и радость жизни, вопреки всему пошлому и уродливому, что ее искажает.
Открывающее цикл
стихотворение ─ «О смерти» показывает
меланхолические размышления
Второе стихотворение ─ «Над озером» с точность описывает пейзаж излюбленного места отдыха петербуржцев: поселок Шувалово на берегу Большого Суздальского Озера.
<…>
Я хохочу! Взбегаю вверх. Бросаю
В них шишками, песком, визжу, пляшу
Среди могил - незримый и высокий.
Кричу: "Эй, Фёкла! Фекла!" - И они
Испуганы, сконфужены, не знают,
Откуда шишки, хохот и песок...
Он ускоряет шаг, не забывая
Вихлять проворно задом, и она,
Прижавшись крепко к кителю, почти
Бегом бежит за ним...
[2 том, с. 340-344, ст-ие «Над озером»]
В данном произведении продолжается мотив радости жизни, счастья и нежелания смерти.
«В северном море» описывается Сестрорецкий курорт, расположенный на побережье Финского залива. Блока впечатлило однообразие занятий отдыхающих:
<…>
Наставили столов, дымят, жуют,
Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу,
Угрюмо хохоча и заражая
Соленый воздух сплетнями. Потом
Погонщики вывозят их в кибитках,
Кокетливо закрытых парусиной,
На мелководье. Там, переменив
Забавные тальеры и мундиры
На легкие купальные костюмы
И дряблость мускулов и грудей обнажив,
Они, визжа, влезают в воду Шарят
Неловкими ногами дно. Кричат
Стараясь показать, что веселятся.
[2 том, с. 344-346, ст-ие «В северном море»]
Завершающее стихотворение и цикла «Вольные мысли» и второго тома «В дюнах». Произведение описывает побережье Финского залива представляющее собой полосу прибрежных дюн. Читая стихотворение кажется, что это завершающий момент в отношении прежних идолов.
<…>
Я не люблю пустого словаря
Любовных слов и жалких выражений?
"Ты мой", "Твоя", "Люблю", "Навеки твой".
Я рабства не люблю.
[2 том, с. 347-348, ст-ие «В дюнах»]
Последние строки словно подтверждают скорую разлуку с ними:
<…>
Стояла тишина. И у платформы
Готовый поезд разводил пары.
[2 том, с. 347-348, ст-ие «В дюнах»]
«Вольные мысли»
в некотором отношении итог второго
тома, хотя цикл написан значительно
раньше, чем большая часть
Второй том включает в себя путь «эволюции» Блока. Он претерпевает муки поиска пути в «Разных стихотворениях», обращается в них к различным темам, он пишет о впечатлениях о городе и зиме, он находит новую Даму, и завершается все рвением жить. Второй том плавно вытекает из первого. «Распутья» говорящие о поиске пути рождают более глубокий цикл ─ «Пузыри земли». Но после обращения к земле, поэт снова бросается на поиски своей темы, своего идеала. Все циклы связаны между собой. Это можно проследить даже по названиям.
«Пузыри земли»
берущие свое начало еще в «Распутьях»
означают демонов стихии, здесь видна
связь с фольклором. «Разные стихотворения»
ознаменовали собой поиск себя-поэта.
«Город» выступает словно переходный
цикл между основными темами, словно Блок
кА бы между прочим описывает место своего
пребывания пока находится в поиске, в
пути к более совершенному. В «Снежной
маске» продолжается тема Прекрасной
Дамы, но уже с иного ракурса ─ это Снежная
Дева. В «Фаине» продолжается развитие
образа найденного в предыдущем цикле,
а «Вольные мысли» как завершающий этап
второго тома включают в себя размышление
о бытие, о жизни и смерти и являют собой
описание реально существующих мест, в
которых побывал Александр Блок.
Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока