«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.

Оглавление

Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

   К. М. С.

Помнишь ли город тревожный,

Синюю дымку вдали?

Этой  дорогою ложной

Молча с тобою мы шли...

Шли мы - луна поднималась 

Выше  из тёмных оград,

Ложной  дорога казалась -

Я не вернулся назад.

Наша  любовь обманулась,

Или стезя  увлекла -

Только  во мне шевельнулась

Синяя города мгла...

Помнишь ли город тревожный.

Синюю дымку вдали?

Этой  дорогою ложной

Мы безрассудно  пошли...

[1 том, с. 29]

В указанном  выше стихотворении Александр Блок признается, что выбранный им изначально путь оказался ложным. Он не обвиняет уже теперь бывшую возлюбленную в том, что она оказалась не той, которую он себе нарисовал, но и идти дальше «дорогою ложной» он не собирается. Одно из последних посвященных Садовской стихотворений ─ «Аметист». В этих двух четверостишиях поэт предается воспоминаниям. Аметист ─ синяя, синевато-розовая или красно-фиолетовая разновидность кварца. Название данному произведению дано не случайно: в Древнем Риме считали, что «благословенный камень» приносит удачу, покой и благо, успокаивает нервы и улаживает распри. Поэтому, уже обретя покой в отношениях с Садовской, Блок назвал так посвященное ей стихотворение после окончания их отношений.

Аметист

                               К. М. С.

Порою в воздухе, согретом

Воспоминаньем и тобой,

Необычайно  хладным светом

Горит прозрачный камень твой.  

Гаси, крылатое мгновенье,

Холодный  блеск его лучей,

Чтоб  он воспринял отраженье 

Её ласкающих  очей.

[1 том, с. 70]

Большая часть стихотворений цикла «Ante Lucem» не имеет названий. Среди этих стихотворений есть те, которые намечают переход к циклу «Стихов о Прекрасной Даме». Например, «Песня Офелии», «Офелия в цветах, в уборе», «Твой образ чудится невольно» и другие. В этом отмечается плавный переход от одного цикла к другому. Знаменательно так же то, что  «Ante Lucem»(«До света», «Предрассветное» ─ как называл его сам поэт) ─ Блок иносказательно называет момент до встречи с Л.Д.Менделеевой.

Второй  цикл первого тома знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме». Написан Блоком в 1901 ─ 1902 года. Название своему циклу поэт придумал не сразу. Тема была ясна с самого начала — Вечная Женственность. Она шла от Гете и Владимира Соловьева. Первоначально Блоку хотелось назвать собрание самых сокровенных стихотворений — «О вечноженственном». Впервые цикл стихов о Прекрасной Даме был опубликован в « Северных цветах » за 1903 год. Обращаясь к редактору журнала В. Брюсову, Блок замечал : « Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов в «Северных цветах» я бы хотел поместить такое: « О вечно-женственном ». В сущности это и есть тема всех стихов…» [«Блок в воспоминаниях», т.2, с. 29]. Но потом он по-новому взглянул на свою собственную строфу:

<…>

Вхожу я в  темные храмы, 
Свершаю бедный обряд. 
Там жду я Прекрасной Дамы 
В мерцаньи красных лампад.

[1 том, с. 240]

Так родилось название сборника, который сразу  же вывел молодого поэта в первый ряд русской литературы. «Стихи о  Прекрасной Даме» и представляют собой поэтический дневник становления возвышенного чувства Блока. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи 1901-1902 годов , составившие ядро первой книги лирики Блока , написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости поэта. Эта книга – истинное начало , исток всего творчества Блока . На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда , до конца жизни.

Цикл  открывается «Вступлением». В черновиках вариант заглавия ─ «Ante Lucem». Возможно первоначально Блок хотел напрямую показать связь двух циклов, плавный переход одного в другой. Это стихотворение отражает целый ряд мотивов из «Царь девицы» Я.П. Полонского. Образ Царь-девицы становится для Блока главным синонимом Вечноженственного. Это идеал нарисованный и воспеваемый поэтом.

Произведения  данного цикла мы разделяем на пять групп, которые дают представление  о движении поэтической мысли  от первых разделов цикла к последним.

Первая  группа стихотворений ─ это те, в которых отражена «исходная ситуация»: «двуликая» (связанная с земным, но устремленная к небу) душа поэта в ожидании посланницы «иных миров», мотив ожидания радостного «слияния» связан с идеалом радостного бытия.

Во второй группе произведений возникает тема «Её» холодности к герою. Если рассматривать эту тему с точки зрения биографичности цикла, то это связано с сомнениями поэта в чувствах Л. Д. Менделеевой к нему самому, но с идейной стороны эта тема отражает невозможность слияния небесной природы «Её» и земного облика героя. Однако, эта совместимость с «Ней» не снижает ценности «Её» в глазах лирического героя цикла. Напротив, Чем «Она» недоступней, «небесней», тем больше он стремится к «Ней».

Я понял смысл  твоих стремлений —

Тебе я заслоняю путь.

Огонь нездешних  вожделений

Вздымает девственную  грудь.

 
Моей ли жалкой, слабой речи

Бороться с  пламенем твоим

На рубеже безвестной встречи

С началом близким  и чужим!

[1 том, с. 85]

Третья  группа стихотворений. Параллельно  с темой неразделенной любви  возникает мотив сомнения: является ли возлюбленная поэта «Той Самой» или только «Её» призраком, обманом?

Предчувствую  Тебя. Года проходят мимо -

Всё в  облике одном предчувствую Тебя.

Весь  горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча  жду, - тоскуя и любя.

Весь  горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно  мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое  возбудишь подозренье,

Сменив  в конце привычные черты.

О, как  паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно  мне: изменишь облик Ты.

[1 том, с. 99]

Это стихотворение  ясно выражает сомнение к «небесности» ожидаемой возлюбленной. К произведению дан эпиграф:

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.

Это две  строки из стихотворения Владимира  Сергеевича Соловьева «Зачем слова? В безбрежности лазурной...» даны не случайно. В страхе перед реальной встречей с «Ней», поэт размышляет о «Её» сущности: земная или небесная?

Четвертая группа стихотворений. В группе этих стихотворений (начиная с осени 1901 г.) «изменение облика» героини изображается как свершившийся факт. Из Прекрасной Дамы, «прекрасного Ангела» она превратилась в «Злую Деву». Поэтому и любовь Её к поэту начинает изображаться как злая страсть:

Желанье поднимало груди,

На лицах  отражался зной.

Я проходил с мечтой о чуде,

Томимый похотью чужой...

[1 том, с. 127]

Пятая группа включает в себя не  много  стихотворений из последних разделов цикла. Это те произведения, в которых  герой и героиня не рассматриваются  как нечто небесное, они приобретают  «земные» черты, становятся «простыми  смертными», больше не рассматриваются как носители зла, утрачивают мистический колорит.

Следил  мужчины профиль грубый,

Её сребристо-черный мех

И что-то шепчущие губы.

[1 том, с. 205]

Цикл  «Стихи о Прекрасной Даме» включает в себя гораздо больше произведений, чем первый цикл «Ante Lucem». Так же значительная часть стихотворений не имеет названий. Примечательно, что в обоих циклах присутствует произведения «Моей матери». Блок был очень близок со своей матерью в духовном смысле. Она была по натуре женщиной живой, творческой, сама писала стихи, много переводила с французского, первая признала талант сына. Поэт доверял её вкусу, прислушивался к её суждениям и оценкам. В «трилогии» не одно стихотворение посвященное Александре Андреевной, своей матери.

Третий  цикл первого тома «трилогии вочеловечения» создавался в течении 1902-1904 годов и имеет символическое заглавие ─ «Распутья». По народным поверьям распутья (то же что и перекресток) заколдованное, нечистое место. Люди верили, что на пересечении дорог в определенные ночи можно увидеть ведьм, леших, черта, там вешали воров, хоронили самоубийц, иногда ставили кресты, чтобы уберечь поздних путников от нечистой силы. Но в то же время, это неизвестность, выбор по какой дороге пойти. Александр Блок встал перед выбором.

Третий  цикл плавно вытекает из второго. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» поэт полон надежд и только к концу начинает сомневаться в правильности своего выбора Прекрасной Дамы, то в «Распутьях» Блок уже отходит от небесного возвышения возлюбленной и своей любви и обращается к земному, тусклому, к несбывшимся надеждам. В этом цикле поэт обращается к темам другого характера: человек и народ, протест против зла политического и социального, что объясняется влиянием предреволюционных настроений и событий.

Поэт  сам создает этот цикл, включая туда и наиболее художественно зрелые стихотворения, и, с точки зрения позднего Блока, ранние, слабые: «Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и последующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений; многие из них, взяты отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии»

Первое  стихотворение цикла «Я их хранил в приделе Иоанна…» ─ осмысление события перевернувшее жизнь Блока ─ «Она дала мне Царственный Ответ» ─ согласие Л.Д. Менделеевой. Это произведение еще в стиле мистических «Стихов о Прекрасной Даме».

Блок  разочаровывается в том чего так  долго добивался ─ она оказалась  земной, она его так же любит. Образ мистической Прекрасной Дамы испаряется.

Просыпаюсь  я - и в поле туманно,

Но с  моей вышки - на солнце укажу 

И пробуждение  мое безжеланно,

Как девушка, которой я служу. 

Когда я в сумерки проходил по дороге,

Заприметился  в окошке красный огонек

Розовая девушка встала на пороге

И сказала  мне, что я красив и высок 

В этом вся моя сказка, добрые люди

Мне больше не надо от вас ничего:

Я никогда  не мечтал о чуде -

И вы успокойтесь - и забудьте про него.

[1 том, с. 290]

Это стихотворение  ясно показывает разочарованность в своей невесте, она не Прекрасная Дама, она не та, она «безжеланна». Поэт так же разочаровывается в чуде «забудьте про него» говорит он, но слова «Я никогда не мечтал о чуде» не совсем правдивы. Ведь Блок ждал Прекрасной Дамы, не это ли чудо?

«Распутья»  отразили меняющееся мировосприятие поэта, связанное с героиней его стихов: та, которую он считал земным воплощением  Вечной Женственности, Пречистой Девы, стала его спутницей, но мир при  этом нисколько не преобразился. «Земная» любовь не уживается в сердце поэта с «небесным» Идеалом.

Знаменательно то, что этот цикл включает в себя «Молитвы» и они стоят в  конце. Словно после разочарования  в «земной» любви, понимая, что Прекрасная Дама не придет, Блок молится о ней, мечтает что она проведет с  ним хотя бы день.

Душой измученной зову:

Явись! продли еще остаток 

Минут, мелькнувших наяву!

[1 том, с. 333]

Первый  том внушительного поэтического труда Александра Блока заключает  в себе всего три цикла: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Все они плавно переходят один в другой, связаны между собой, несмотря на различные темы. Первый цикл показывает начинания поэта, страстные признания в любви Садовской, но ответ на чувства Блока женщины, которую он воспевал в своих произведениях произвел непредсказуемый эффект ─ поэт разочаровался в ней. Она оказалась простой земной женщиной, но вскоре Александр встречает как ему кажется «Её» ─ Любовь Дмитриевну Менделееву. Он посвящает ей целый цикл ─ «Стихи о Прекрасной Даме», он надеется и ждет, что «Она» будет с ним, спустится с небес к нему и скрасит его земную жизнь. Но, снова в реальной жизни Менделеева оказалась простой «смертной» женщиной. Тогда поэт словно отчаивается найти ту, неземную Прекрасную Даму и появляются «Распутья», где он размышляет о любви, о возлюбленной, и как бы отвлекаясь от поисков Идеала обращает свой взор на земную жизнь. Поэт видит стремление людей к лучшей жизни, оценивает политическую ситуацию и, под влиянием предреволюционных идей кидается в пучину земного, стремлениям создать счастливый и безмятежный мир на Земле. 
 

Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока