Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа
Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.
Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение
К. М. С.
Помнишь ли город тревожный,
Синюю дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли...
Шли мы - луна поднималась
Выше из тёмных оград,
Ложной дорога казалась -
Я не вернулся назад.
Наша любовь обманулась,
Или стезя увлекла -
Только во мне шевельнулась
Синяя города мгла...
Помнишь ли город тревожный.
Синюю дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Мы безрассудно пошли...
[1 том, с. 29]
В указанном выше стихотворении Александр Блок признается, что выбранный им изначально путь оказался ложным. Он не обвиняет уже теперь бывшую возлюбленную в том, что она оказалась не той, которую он себе нарисовал, но и идти дальше «дорогою ложной» он не собирается. Одно из последних посвященных Садовской стихотворений ─ «Аметист». В этих двух четверостишиях поэт предается воспоминаниям. Аметист ─ синяя, синевато-розовая или красно-фиолетовая разновидность кварца. Название данному произведению дано не случайно: в Древнем Риме считали, что «благословенный камень» приносит удачу, покой и благо, успокаивает нервы и улаживает распри. Поэтому, уже обретя покой в отношениях с Садовской, Блок назвал так посвященное ей стихотворение после окончания их отношений.
Аметист
К. М. С.
Порою в воздухе, согретом
Воспоминаньем и тобой,
Необычайно хладным светом
Горит
прозрачный камень твой.
Гаси, крылатое мгновенье,
Холодный блеск его лучей,
Чтоб он воспринял отраженье
Её ласкающих очей.
[1 том, с. 70]
Большая часть стихотворений цикла «Ante Lucem» не имеет названий. Среди этих стихотворений есть те, которые намечают переход к циклу «Стихов о Прекрасной Даме». Например, «Песня Офелии», «Офелия в цветах, в уборе», «Твой образ чудится невольно» и другие. В этом отмечается плавный переход от одного цикла к другому. Знаменательно так же то, что «Ante Lucem»(«До света», «Предрассветное» ─ как называл его сам поэт) ─ Блок иносказательно называет момент до встречи с Л.Д.Менделеевой.
Второй цикл первого тома знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме». Написан Блоком в 1901 ─ 1902 года. Название своему циклу поэт придумал не сразу. Тема была ясна с самого начала — Вечная Женственность. Она шла от Гете и Владимира Соловьева. Первоначально Блоку хотелось назвать собрание самых сокровенных стихотворений — «О вечноженственном». Впервые цикл стихов о Прекрасной Даме был опубликован в « Северных цветах » за 1903 год. Обращаясь к редактору журнала В. Брюсову, Блок замечал : « Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов в «Северных цветах» я бы хотел поместить такое: « О вечно-женственном ». В сущности это и есть тема всех стихов…» [«Блок в воспоминаниях», т.2, с. 29]. Но потом он по-новому взглянул на свою собственную строфу:
<…>
Вхожу я в
темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
[1 том, с. 240]
Так родилось название сборника, который сразу же вывел молодого поэта в первый ряд русской литературы. «Стихи о Прекрасной Даме» и представляют собой поэтический дневник становления возвышенного чувства Блока. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи 1901-1902 годов , составившие ядро первой книги лирики Блока , написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости поэта. Эта книга – истинное начало , исток всего творчества Блока . На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда , до конца жизни.
Цикл открывается «Вступлением». В черновиках вариант заглавия ─ «Ante Lucem». Возможно первоначально Блок хотел напрямую показать связь двух циклов, плавный переход одного в другой. Это стихотворение отражает целый ряд мотивов из «Царь девицы» Я.П. Полонского. Образ Царь-девицы становится для Блока главным синонимом Вечноженственного. Это идеал нарисованный и воспеваемый поэтом.
Произведения данного цикла мы разделяем на пять групп, которые дают представление о движении поэтической мысли от первых разделов цикла к последним.
Первая группа стихотворений ─ это те, в которых отражена «исходная ситуация»: «двуликая» (связанная с земным, но устремленная к небу) душа поэта в ожидании посланницы «иных миров», мотив ожидания радостного «слияния» связан с идеалом радостного бытия.
Во второй группе произведений возникает тема «Её» холодности к герою. Если рассматривать эту тему с точки зрения биографичности цикла, то это связано с сомнениями поэта в чувствах Л. Д. Менделеевой к нему самому, но с идейной стороны эта тема отражает невозможность слияния небесной природы «Её» и земного облика героя. Однако, эта совместимость с «Ней» не снижает ценности «Её» в глазах лирического героя цикла. Напротив, Чем «Она» недоступней, «небесней», тем больше он стремится к «Ней».
Я понял смысл твоих стремлений —
Тебе я заслоняю путь.
Огонь нездешних вожделений
Вздымает девственную грудь.
Моей ли жалкой, слабой речи
Бороться с пламенем твоим
На рубеже безвестной встречи
С началом близким и чужим!
[1 том, с. 85]
Третья группа стихотворений. Параллельно с темой неразделенной любви возникает мотив сомнения: является ли возлюбленная поэта «Той Самой» или только «Её» призраком, обманом?
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
[1 том, с. 99]
Это стихотворение ясно выражает сомнение к «небесности» ожидаемой возлюбленной. К произведению дан эпиграф:
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.
Это две строки из стихотворения Владимира Сергеевича Соловьева «Зачем слова? В безбрежности лазурной...» даны не случайно. В страхе перед реальной встречей с «Ней», поэт размышляет о «Её» сущности: земная или небесная?
Четвертая группа стихотворений. В группе этих стихотворений (начиная с осени 1901 г.) «изменение облика» героини изображается как свершившийся факт. Из Прекрасной Дамы, «прекрасного Ангела» она превратилась в «Злую Деву». Поэтому и любовь Её к поэту начинает изображаться как злая страсть:
Желанье поднимало груди,
На лицах отражался зной.
Я проходил с мечтой о чуде,
Томимый похотью чужой...
[1 том, с. 127]
Пятая группа включает в себя не много стихотворений из последних разделов цикла. Это те произведения, в которых герой и героиня не рассматриваются как нечто небесное, они приобретают «земные» черты, становятся «простыми смертными», больше не рассматриваются как носители зла, утрачивают мистический колорит.
Следил мужчины профиль грубый,
Её сребристо-черный мех
И что-то шепчущие губы.
[1 том, с. 205]
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» включает в себя гораздо больше произведений, чем первый цикл «Ante Lucem». Так же значительная часть стихотворений не имеет названий. Примечательно, что в обоих циклах присутствует произведения «Моей матери». Блок был очень близок со своей матерью в духовном смысле. Она была по натуре женщиной живой, творческой, сама писала стихи, много переводила с французского, первая признала талант сына. Поэт доверял её вкусу, прислушивался к её суждениям и оценкам. В «трилогии» не одно стихотворение посвященное Александре Андреевной, своей матери.
Третий цикл первого тома «трилогии вочеловечения» создавался в течении 1902-1904 годов и имеет символическое заглавие ─ «Распутья». По народным поверьям распутья (то же что и перекресток) заколдованное, нечистое место. Люди верили, что на пересечении дорог в определенные ночи можно увидеть ведьм, леших, черта, там вешали воров, хоронили самоубийц, иногда ставили кресты, чтобы уберечь поздних путников от нечистой силы. Но в то же время, это неизвестность, выбор по какой дороге пойти. Александр Блок встал перед выбором.
Третий цикл плавно вытекает из второго. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» поэт полон надежд и только к концу начинает сомневаться в правильности своего выбора Прекрасной Дамы, то в «Распутьях» Блок уже отходит от небесного возвышения возлюбленной и своей любви и обращается к земному, тусклому, к несбывшимся надеждам. В этом цикле поэт обращается к темам другого характера: человек и народ, протест против зла политического и социального, что объясняется влиянием предреволюционных настроений и событий.
Поэт сам создает этот цикл, включая туда и наиболее художественно зрелые стихотворения, и, с точки зрения позднего Блока, ранние, слабые: «Тем, кто сочувствует моей поэзии, не покажется лишним включение в эту и последующие книги полудетских или слабых по форме стихотворений; многие из них, взяты отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии»
Первое стихотворение цикла «Я их хранил в приделе Иоанна…» ─ осмысление события перевернувшее жизнь Блока ─ «Она дала мне Царственный Ответ» ─ согласие Л.Д. Менделеевой. Это произведение еще в стиле мистических «Стихов о Прекрасной Даме».
Блок
разочаровывается в том чего так
долго добивался ─ она
Просыпаюсь я - и в поле туманно,
Но с моей вышки - на солнце укажу
И пробуждение мое безжеланно,
Как девушка,
которой я служу.
Когда я в сумерки проходил по дороге,
Заприметился в окошке красный огонек
Розовая девушка встала на пороге
И сказала
мне, что я красив и высок
В этом вся моя сказка, добрые люди
Мне больше не надо от вас ничего:
Я никогда не мечтал о чуде -
И вы успокойтесь - и забудьте про него.
[1 том, с. 290]
Это стихотворение ясно показывает разочарованность в своей невесте, она не Прекрасная Дама, она не та, она «безжеланна». Поэт так же разочаровывается в чуде «забудьте про него» говорит он, но слова «Я никогда не мечтал о чуде» не совсем правдивы. Ведь Блок ждал Прекрасной Дамы, не это ли чудо?
«Распутья» отразили меняющееся мировосприятие поэта, связанное с героиней его стихов: та, которую он считал земным воплощением Вечной Женственности, Пречистой Девы, стала его спутницей, но мир при этом нисколько не преобразился. «Земная» любовь не уживается в сердце поэта с «небесным» Идеалом.
Знаменательно то, что этот цикл включает в себя «Молитвы» и они стоят в конце. Словно после разочарования в «земной» любви, понимая, что Прекрасная Дама не придет, Блок молится о ней, мечтает что она проведет с ним хотя бы день.
Душой измученной зову:
Явись! продли еще остаток
Минут, мелькнувших наяву!
[1 том, с. 333]
Первый
том внушительного поэтического
труда Александра Блока заключает
в себе всего три цикла: «Ante Lucem»,
«Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».
Все они плавно переходят один в другой,
связаны между собой, несмотря на различные
темы. Первый цикл показывает начинания
поэта, страстные признания в любви Садовской,
но ответ на чувства Блока женщины, которую
он воспевал в своих произведениях произвел
непредсказуемый эффект ─ поэт разочаровался
в ней. Она оказалась простой земной женщиной,
но вскоре Александр встречает как ему
кажется «Её» ─ Любовь Дмитриевну Менделееву.
Он посвящает ей целый цикл ─ «Стихи о
Прекрасной Даме», он надеется и ждет,
что «Она» будет с ним, спустится с небес
к нему и скрасит его земную жизнь. Но,
снова в реальной жизни Менделеева оказалась
простой «смертной» женщиной. Тогда поэт
словно отчаивается найти ту, неземную
Прекрасную Даму и появляются «Распутья»,
где он размышляет о любви, о возлюбленной,
и как бы отвлекаясь от поисков Идеала
обращает свой взор на земную жизнь. Поэт
видит стремление людей к лучшей жизни,
оценивает политическую ситуацию и, под
влиянием предреволюционных идей кидается
в пучину земного, стремлениям создать
счастливый и безмятежный мир на Земле.
Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока