«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.

Оглавление

Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Содержание:

    1. Введение
    2. «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
    3. I том – чистый отрок
    4. II том – нищий бродяга
    5. III том – зрелость
    6. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший  в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм,  пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.

Блок-поэт рос  среди революции, даже можно сказать  вместе с ней. Стихотворения дореволюционного периода сильно отличаются от послереволюционного. Начало творчества ассоциируется с «Прекрасной Дамой» − робким влюбленным юношей. Но это только формирование его определенной манеры писать, первые стихи появились гораздо раньше. «Ante Lucem» его первый цикл. И он как и «Стихи о Прекрасной Даме» посвящен любви, самой первой любви − Ксении Михайловне Садовской. Его поэзия мягка и музыкальна, она как бы успокаивает, убаюкивает. После Октябрьской революции появляется поэма «Двенадцать», которая сильно отличается от начала творческого пути как самой темой, так и слогом.

Творчество А. Блока повлияло на многих писателей  и поэтов: Анну Андреевну Ахматову, Сергея Александровича Есенина, Марину Ивановну Цветаеву и других. На творчество самого поэта во многом оказали влияние такие примечательные люди как Михаил Васильевич Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьёв, Валерий Яковлевич Брюсов и другие.

Поэтикой названий стихотворений Блока практически  никто не занимался. Многие произведения названы по первой строчке, а те которые все же получили название от автора, на первый взгляд совершенно с ним не связаны. Однако, каждый сборник поэта имеет свое название и оно дано не случайно. Например, цикл «Итальянские стихи» получил свое название из-за путешествия автора по Италии в его годы написания.

Итак, мы затрагиваем  проблему, глубоко интересующую многих ученых. Что же Александр Блок закладывал в свои заглавия? Можно ли по ним  проследить его жизнь, его творчество? Какие изменения претерпевает лирический герой на протяжении всех трех томов? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока

Поэзия Александра Александровича Блока на протяжении многих лет привлекает внимание разных ученых (Максимов Д.Е., Минц З.Г., Тимофеев Л.И., Крук И.Т. и др.). Достаточно много трудов создано именно о языке поэзии Блока, о его поэтике. Многие ученые рассматривают творчество поэта в целом. З.Г. Минц  принадлежат работы обобщающего характера по целостному анализу отдельных глав и циклов «Собрания стихотворений» Блока; Д.Е. Максимов был автором ряда работ о творчестве Блока в контексте русской литературы; Ю. М. Лотману принадлежат такие работы, как «Блок и народная культура города», «В точке поворота» и так далее.

Стихотворения А. Блока интересны и загадочны. Кажется, что в них скрыт не один смысл, а бесконечное множество. У каждого читателя формируется свое представление о лирическом герое, свое мнение об образах стихотворений, каждый делает свои выводы. Несмотря на то, что круг тем и проблем, затрагиваемых Блоком, крайне разнообразен, его лирика является гармоничным единым произведением, занимающим временной отрезок длиной во всю жизнь. Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — "трилогия вочеловечения": «…Выбираю и распределяю все так, чтобы как можно яснее (насколько в данное время жизни понимаю) было, чего хотел, чего не достиг, как падал, где удалось удержаться».

Сам Александр  Блок соединил все свои стихотворения в трехтомник. Поэт долго и кропотливо отбирал произведения, чтобы создать единую картину  своего творчества. Каждый том индивидуален и, тем не менее, все они связаны  между собой. Нет резких переходов от одного к другому. Проанализировав всю трилогию целиком, можно сделать выводы о эволюции Блока-поэта.

Некоторые ученые связывают «трилогию» с творческой дорогой Александра Блока, некоторые  ─ с его жизненным путем. В этом смысле возникает невольное сравнение творчества нашего, отечественного поэта и такого зарубежного поэта как Уильям Блейк. Их жизненные пути значительно различны, но подход к творчеству достаточно схож.

Блейк так же соединял свои стихотворения  в сборники, но, в отличие от своего русского коллеги, сразу по написанию  произведений. Его творчество так же связано с жизненным путем. Первый сборник Блейка носит название «Песни невинности». У нашего поэта сборники включают несколько циклов стихотворений и названия не имеют. Однако же и «Песнь невинности» Блейка, и сборник Блока указывают на начало творческой дороги поэтов. В обоих сборниках авторы «невинны», наивны и ждут чуда, верят в высшие силы. По прохождению своего жизненного пути поэты сталкиваются с различными невзгодами и естественно меняют свою точку зрения, свои взгляды на жизнь. Это отражается в следующих сборниках, но тут и появляется главное различие поэтов: Блок пишет только второй том, который плавно вытекает из первого, а Блейк пишет «Песнь опыта», где в корне меняет свое представление о мире, в котором живет. Он не осуждает мысли молодости, но придерживается уже другой позиции. Александр Александрович напротив же, в своем третьем томе метается то вновь к убеждениям юности, то отказывается от них, то терпеливо разбирает…

 В «трилогии вочеловечения» показано взросление одного человека. Своеобразное, индивидуальное, но все таки объединяющее в себе черты всех взрослеющих молодых людей. В первом томе Блок влюблен и как ему кажется навсегда.

<…>

Мне снилась  снова ты, в цветах, на шумной сцене,

Безумная, как страсть, спокойная, как сон,

А я, повергнутый, склонял свои колени

И думал: «Счастье там, я снова покорён!» 

Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета 

Без счастья, без любви, богиня красоты,

А розы сыпались на бедного поэта 

И с  розами лились, лились его мечты...

[А.  Блок, 1 том, с. 17, 1994, здесь и далее мы будем цитировать стихотворения А. Блока по данному изданию только с указанием страниц и тома, без указания фамилии автора и года издания]

 Жизнь  видится поэту безоблачным и радостным приключением. Он размышляет о ней с надеждами на будущее, с радостью от «первых шагов».

<…>

Жизнь - как море, она всегда исполнена  бури.

Зорко смотри, человек: буря бросает корабль.

Если  спустится мрачная ночь - управляй им тревожно,

Якорь спасенья ищи - якорь спасенья найдёшь...

Если  же ты, человек, не видишь конца этой ночи,

Если  без якоря ты в море блуждаешь  глухом,

Ну, без  мысли тогда бросайся в холодное море!

Пусть потонет корабль - вынесут волны  тебя!

[1 том, с. 16]

Но Блок живет не в идеальном мире. Поэт видит все его окружающее и  наблюдает за этим. Видит он и что с помощью своего таланта может донести людям происходящее с другой стороны, показать не идеальную выдуманную жизнь, а реальность, Российскую действительность. Но в большинстве случаев, сам Блок не мог определить своего пути: «…Я думаю, что или, правда, иногда беспутно преображаюсь, или у меня и пути есть, только указать не могу их ни одного»- писал поэт Андрею Белому в 1905 году. Еще , в письме к К.С. Станиславскому 1908 года: «… знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой, как стрела −  действенный. Может быть, только не отточена моя стрела».

Во втором томе уже поэт задумывается о жизни, о предначертанном ему пути. Размышляет о своем предназначении в этом мире. Он ищет свое место в жизни.

« Жизненный переход тянется года, сопряжен с мучительными возвращениями <…>.Да поможет мне бог перейти пустыню; органически ввести новое, общее в то, органическое же, индивидуальное, что составляет содержание первых моих четырех книг» [Максимов Д. Е., «Поэзия и проза Александра Блока», 1981, с. 8, здесь и далее мы будем цитировать Максимова Д. только с указанием автора и страниц, без указания года издания и названия книги] − словно молится Блок о своем пути. Много позже поэт иначе истолковывает свое творчество, сравнивая его со спиралью: «Если рассматривать мое творчество, как спираль, то «Двенадцать» будут на верхнем витке, соответствующем нижнему витку, где «Снежная Маска» [Максимов Д., с. 8]. Кстати сказать, замышляемый символистами в 1910 году журнал Блок предлагал назвать «Путником», что конечно тоже в некоторой степени характеризует поиск пути поэтом.

Третий  том — вершина "трилогии вочеловечения". Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал  ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине. Третий том заключает в себе вершину развития творчества Блока. Он размышляет о своей молодости, об ошибках и свершениях юности. И как бы подводит итоги своему жизненному пути.

<…>

Под шум  и звон однообразный,

Под городскую  суету 

Я ухожу, душою праздный,

В метель, во мрак и в пустоту.  

Я обрываю  нить сознанья

И забываю, что и как...

Кругом - снега, трамваи, зданья,

А впереди - огни и мрак.

[3 том, с. 9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.  I том – чистый  отрок

Первый  том организован в строго хронологическом  порядке как лирический дневник, который является непосредственным отражением жизненного и духовного опыта Блока. Здесь хронология совпадает с логикой событий-переживаний в жизни поэта.

Первый  том «трилогии», как известно, разделен на три, следующих друг за другом цикла: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Каждый интересен по-своему, все вместе ─ раннее творчество Александра Блока. Переход от выдуманному неземному образу возлюбленной к пониманию того, что она реальна, что она живет здесь, в этом мире и не идеальна.

«Трилогия вочеловечения» открывается циклом «Ante Lucem». Он написан в течении 1898-1900 годов. «Ante Lucem» в переводе с латинского ─ «Перед Рассветом». Блок не случайно выбрал именно такое название первого  цикла стихотворений: это была пора смутных надежд, романтических поисков Идеала, веры в «неведомого Бога», пора юношеских блужданий в «предрассветных сумерках». Первое стихотворение датировано январем 1989 года, последнее ─ 31 декабря 1900 года. Мы считаем, что это не случайно. Поэт словно заканчивает определенный период своей жизни вместе с уходящим веком и переходит на новую ступень.

Некоторые из стихотворений имеют адресата ─ Ксения Михайловна Садовская, с  которой Блок познакомился в 1897 году, во время поездки в Германию, на курорт Бад-Наугейм. Ему не было и семнадцати, а она была замужней дамой старше тридцати лет и матерью троих детей. Блок стал ухаживать за ней, невзирая на осуждение обществом, возраст и семейное положение. Он посвящает ей многие стихотворения, которые в последствии вошли в первый цикл трехтомника.

                              К. М. С.

Луна  проснулась. Город шумный

Гремит  вдали и льёт огни,

Здесь всё так тихо, там безумно,

Там всё  звенит, - а мы одни...

Но если б пламень этой встречи 

Был пламень  вечный и святой,

Не так  лились бы наши речи,

Не так  звучал бы голос твой!.

Ужель живут ещё страданья,

И счастье  может унести?

В час  равнодушного свиданья

Мы вспомним грустное прости...

[1 том, с. 16]

Выше  представлено одно из посвященных К. М. Садовской стихотворений. Большинство из них не имели названий (т.е. по первой строке), так незамысловато Блок помечал свои произведения ─ К. М. С., инициалы своей возлюбленной поэт ставил над обращениями к ней. Знаменательно, что первоначально, влюбленный обращался к «своей женщине» на ты, словно не было уже между ними никаких условностей, значительной разницы в возрасте. Но как только Садовская стала отвечать взаимностью, Блок потерял к ней интерес. Он идеализировал её, а она оказалась «простой смертной» и он не стал скрывать своего разочарования так же высказываясь в лирических произведениях.

Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока