«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.

Оглавление

Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

III. II том – нищий бродяга.

Второй том  «трилогии вочеловечения» Александра Александровича Блока гораздо более  объемен в сравнении с первым. Если первый включает три цикла, то второй – семь. Вторая часть трехтомника  включает стихотворения с 1904 по 1907 год. Заглавия циклов разнообразны и на первый взгляд совсем не согласуются друг с другом: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли».

Второй том  характеризуется двойным развитием ─ содержанием и метода:

От природы к людям современного города( «Пузыри земли» → «Вольные мысли»);

От «стихийного» видения к контурной конкретной образности, то есть четкому и трезвому отношению к миру.

Движение от цикла к циклу в этом томе не прямолинейно, а скорее зигзагообразно. Кроме того, расположение циклов не совпадает с календарной хронологией, но показывает определенное логическое развитие «состояния души». Это развитие наблюдается не только на протяжении всего тома, но его можно увидеть и в каждом цикле отдельно.

Второй том  открывается «Вступлением», которое  не относится Блоком ни к одному из циклов. Первоначальное название этого  стихотворения ─ «Молитва». И  прочтя это стихотворение действительно  можно отнести его к молитвам поэта: «Да святится имя твое», «Ты придешь в золотой порфире», «Со святыми меня упокой». Блок говорит здесь о Прекрасной Даме, которую не нашел, в которой разочаровался. Еще остается надежда встретиться с ней, но в последующих циклах он все меньше затрагивает данную тему.

Первый цикл третьего тома ─ «Пузыри земли». К нему дан эпиграф:

Земля, как и  вода, содержит газы,

И это были пузыри земли.

Эти слова словно раскрывают суть цикла, общую его  идею. «Пузыри земли» ─ метафора взятая из трагедии Шекспира «Макбет», обозначающая природные стихии, олицетворенные в образах низшей демонологии. В стихотворениях цикла отразилась реальная природа усадьбы Шахматова, где часто бывал поэт. Но природа воспринята мифопоэтически. Для данного цикла характерно интерес к миру народных верований и мифологических представлений. Неожиданный переход к изображению “низменной” природы: “вечности болот” , “ржавых кочек и пней” , фантастических сказочных тварей, их населяющих.

Знаменательно стихотворение данного цикла  ─ «Болотный попик». Это положительный и праведный герой «Пузырей земли». Он словно из детства Александра, словно с болот Шахматова, где нельзя было гулять, где было много нечистой силы, а «попик» мог бы защитить маленького Сашу от «бесенят».

<…>

И в безбурности  зорь красноватых 
Не видать чертенят бесноватых, 
       Но вечерняя прелесть 
Увила вкруг него свои тонкие руки... 
       Предзакатные звуки, 
       Легкий шелест. 
 
Тихонько он молится, 
Улыбается, клонится, 
Приподняв свою шляпу. 
 
И лягушке хромой, ковыляющей, 
       Травой исцеляющей 
Перевяжет болящую лапу. 
Перекрестит и пустит гулять: 
"Вот, ступай в родимую гать. 
       Душа моя рада 
       Всякому гаду 
       И всякому зверю 
       И о всякой вере".

[2 том, с. 17]

Все стихотворения  данного цикла обращены к пейзажам, к древним поверьям. Этот неожиданный переход к «низменной» природе стоит в начале второго тома «трилогии вочеловечения» это как бы пролог к остальным циклам. И действительно, произведений он включает в себя достаточно мало, да и тема неожиданна. Тем не менее этот цикл связан с предыдущим. «Распутья» показали дилемму поэта, он стоял на перепутье дорог и не знал в какую сторону направиться. В «Пузырях земли» еще тот же не определившийся Блок, обращенный к мистицизму, к необычному.

Следующий цикл ─ «Разные стихотворения» (1904 ─ 1908). Этот раздел содержит действительно «разные» по своему содержанию стихи, которые посвящены теме «Поэт и поэзия»: «За гробом», «Художник», «Друзьям», «Поэты». В последнем из них со свойственной Блоку прямотой дан обобщенный образ современных поэтов, в число которых он включает и самого себя.

Первое стихотворение  «Жду я смерти близ денницы…» связано  с тематикой смерти, обновления человека, вступления его в новый мир. В  поэтике символистов денница означает конец мира и наступление новых времен. Это произведение написано под впечатлением от стихотворения В.Я. Брюсова «Призыв» и первоначально оно называлось «Подражание». Блок не считал «Жду я смерти близ денницы…» самостоятельным произведением, написанным независимо не от кого.

Знаменательна в этом цикле и неоконченная поэма Блока «Её прибытие». Она включает семь стихотворений. Если смотреть сугубо по названиям ─ «Рабочие на рейде», «Так было», «Песня матросов», «Голос в тучах», «Корабли идут», «Корабли пришли», «Рассвет» ─ то можно сделать вывод о целостном рассказе ожидания Её.  Сначала лирический герой ждет и наблюдает за рабочими. Затем начинаются воспоминания ─ «так было», говорит поэт, словно вспоминает их предыдущие встречи. Затем герой слушает песню матросов и думает о жизни, ожидании. Затем появляется «голос в тучах» ─ гром, портится погода. И, наконец, долгожданное «корабли идут». Последние минуты ожидания перед желанной встречей с Ней. «Корабли пришли». Они встретились. Кажется счастье и покой в душе героя. И все заканчивается рассветом с Ней, Той, которую так долго ждали. Но Она уже не Прекрасная дама. Её образ и образ Дамы не тождественен, они различны по своим положениям. Другая она уже не такая мистически недоступная, ведь её ждут, она вот-вот должна сойти с корабля.

Так же в этом цикле мы найдем стихотворение «Поэт», с чем в предыдущих сборниках мы не сталкивались. Эта тема имеет глубокие корни в поэзии, но Блок показывает поэтов с другой стороны:

<…>

– Что это  значит? 
– Это значит: вон идет глупый поэт: 
Он вечно о чем-то плачет. 
– О чем? 
– О розовом капоре. 
– Так у него нет мамы? 
– Есть. Только ему нипочем: 
Ему хочется за море, 
Где живет Прекрасная Дама.

– А эта Дама – добрая? 
– Да. 
– Так зачем же она не приходит? 
– Она не придет никогда: 
Она не ездит на пароходе.

[2 том, с. 84]

Здесь снова всплывает Прекрасная Дама, но уже не в том недоступном и прекрасном свете как в известном цикле. Скорее с иронией говорит поэт о своем прежнем идоле.

Так же в «Разных  стихотворениях» появляются дети. Стихотворения  с участием маленьких людей.

<…>

«Мама, красивая мама, не плачь ты! 
Золотую птицу мы увидим во сне. 
Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты, 
А корабль уплывал к весне.

Он плыл и  качался, плыл и качался, 
А бедный матросик смотрел на юг: 
Он друга оставил и в слезах надрывался, — 
Верно, есть у тебя печальный друг?»

«Милая девочка, спи, не тревожься, 
Ты сегодня другое увидишь во сне. 
Ты к вчерашнему сну никогда не вернешься: 
Одно и то же снится лишь мне...»

[2 том, с. 109]

Здесь показана вся наивность и чистота детского мировосприятия в сравнении со взрослым. Это стихотворение Блок включил в макет сборника для детей «Круглый год», но редакция предложила изъять стих.

Еще одно стихотворение  из тематики связанной с детьми ─  «В голубой далекой спаленке…». Но оно не целиком посвящено ребенку, здесь развивается образ матери. Стихотворение интересно своей двойственностью: с одной стороны опочил имеет значение заснул, то есть иными словами ребенок уснул и уставшая мать закрывает шторами окно; но с другой стороны опочил значит умер, получается совсем иное смысл стихотворения ─ ребенок умер и мать, полная горя, занавешивает шторы.

Данный цикл включает в себя действительно совершенно разные стихотворения. Среди прочих классических тем и произведений есть «Сказка о петухе и старушке». Здесь разворачивается метафора «подпустить красного петуха» ─ поджечь дом. Наряду с фольклорно-мифологическим подтекстом в нем присутствует  иносказательный смысл: намек на революционные события 1905года в деревне (крестьянские волнения и, как результат, поджег усадеб). Название стихотворения достаточно неожиданно ─ это явно не сказка. Но здесь присутствуют словосочетания из фольклорных сказок:  «отворилась клетушка», «золотой гребешок», «белом узорном крылечке».

Интересны еще  два произведения имеющие названия ─ «Балаганчик» и «Балаган». Первое стихотворение должно было войти в сборник «Стихи для детей», но вошло только последнее. Балаган ─ временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Персонажи упоминаемы в стихотворении имели место в реальных представлениях балагана. «Балаганчик» предвосхищает одноименную лирическую драму, в которую почти полностью вошла заключительная сцена с монологом паяца.

«Разные стихотворения» ─ весьма своеобразный сборник. Произведения вошедшие в него очень различны по своей тематике и поэт прямо об этом заявляет в названии всего цикла. Несмотря на это сборник связан и с предыдущим, и с последующим циклами. Так же здесь снова появляется Прекрасная Дама, но уже совсем в другом обличие. С иронией говорит о своем бывшем идоле поэт. Насмехается он и над своим «ремеслом». Этот цикл продолжает тему поиска себя идущего еще из «Распутий». Блок словно не определился с какой темой ему выступить основательно.

Следующий цикл второго тома ─ «Город» (1904-1908). Поэт показывает мелочность, грязь больших городов. С первого же стихотворения Блок отрицает все положительное в этом сборнике.

<…>

Бился колокол. Гудели крики, лай и ржанье.

Там, на грязной  улице, где люди собрались,

Женщина-блудница - от ложа пьяного желанья -

На коленях, в  рубашке, поднимала руки ввысь...

[2 том, с. 164]

Стихотворение называется «Последний день», что не только подходит к данному произведению, но и характеризует весь цикл. За основу взят библейский сюжет последних дней, за которыми последует конец света.

Город ─ это  место бесчестья, страданья, где  главенствует грубая сила и деньги, где все можно купить за деньги, даже любовь. В этом цикле выражается зло, но зло не то что в «Распутьях», зло здесь носит более последовательный характер, оно более развернуто. Город ─ это порождение самого дьявола.

В произведениях  преобладает мотив низких слоев  населения и их развлечений. Хождение по кабакам, блудницы, невзрачность жизни  и всего окружающего. Такого например стихотворение «Обман»:

<…>

Девушку манит  и пугает отраженье.

Издали мигнул одинокий фонарь.

Красное солнце село за строенье.

Хохот. Всплески. Брызги. Фабричная гарь.

[2 том, с. 169]

Здесь присутствует страшный карлик, все та же нечистая сила, он сродни самому дьяволу, пугает невинную девушку и исчезает.

За городом  наблюдает «невидимка». Он смеется  над толпой развратных и жалких людей:

<…>

И ломится в  чёрный притон

Ватага весёлых  и пьяных,

И каждый во мглу увлечён 

Толпой проституток  румяных...

<…>

На красной  полоске зари

Беззвучный качается хохот...

[2 том, с. 194-195]

Вообще в этом цикле часто упоминаются притоны, словно невидимка ходит по ним, наблюдает, делает выводы и осуждает людей: «В кабаках, в переулках, в извивах…»,  «По вечерам над ресторанами» («Незнакомка»), «Толпою пьяной и нахальной

Спешим...».

Как ни странно  Александр Блок показывал Петербург. В этом сказывается влияние творчества таких писателей как Гоголя Николая  Васильевича, Достоевского Федора Михайловича. Когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее, как “гениального поэта” Невского проспекта. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы. Поэт пишет про предреволюционный город, в котом он жил, который он видел каждый день.

Так же в данном цикле часто всплывает тема смерти. Например, в последнем стихотворении  ─ «Не пришел на свиданье».

<…>

Белый саван - снежный  плат.

А под платом - голова...

Тяжело проспать в гробу.  

Ноги вытянулись в ряд...

Протянулись рукава...

Ветер ломится  в трубу...

[2том,  с. 237]

Следующий цикл ─ «Снежная маска» (1907). Он состоит  из двух разделов: «Снега» и «Маски», которые как ни странно достаточно противоречивы по отношению друг к другу.  Данный сборник считается одним из самых загадочных произведений Блока. Оно соединило в себе впечатления поэта от окружающей действительности и его собственные мысли и раздумья о сущности бытия. В цикле можно найти впечатления от снежной «метельной» зимы 1907 года. Но сам сборник навеян отнюдь не погодными явлениями, а его страстью к Наталье Николаевне Волоховой. Этим «Снежная маска» перекликается с «Стихами о Прекрасной Даме». Здесь появляется «Снежная Дама».

Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока