Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, курсовая работа
Александр Блок − крупнейший поэт-символист творивший в начале ХХ века. За свою недолгую жизнь он написал немало стихотворений, поэм, пьес. Поэзия Александра Александровича на протяжении жизни меняла свои направления, но сам поэт считал свои произведения единым целым и соединял их в три тома, которые в дальнейшем получили название «трилогия вочеловечения». Каждый том отражает определенный этап жизни поэта. Сам Блок называл трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.
Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение
III. II том – нищий бродяга.
Второй том «трилогии вочеловечения» Александра Александровича Блока гораздо более объемен в сравнении с первым. Если первый включает три цикла, то второй – семь. Вторая часть трехтомника включает стихотворения с 1904 по 1907 год. Заглавия циклов разнообразны и на первый взгляд совсем не согласуются друг с другом: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли».
Второй том характеризуется двойным развитием ─ содержанием и метода:
—От природы к людям современного города( «Пузыри земли» → «Вольные мысли»);
—От «стихийного» видения к контурной конкретной образности, то есть четкому и трезвому отношению к миру.
Движение от цикла к циклу в этом томе не прямолинейно, а скорее зигзагообразно. Кроме того, расположение циклов не совпадает с календарной хронологией, но показывает определенное логическое развитие «состояния души». Это развитие наблюдается не только на протяжении всего тома, но его можно увидеть и в каждом цикле отдельно.
Второй том
открывается «Вступлением», которое
не относится Блоком ни к одному
из циклов. Первоначальное название этого
стихотворения ─ «Молитва». И
прочтя это стихотворение
Первый цикл третьего тома ─ «Пузыри земли». К нему дан эпиграф:
Земля, как и вода, содержит газы,
И это были пузыри земли.
Эти слова словно раскрывают суть цикла, общую его идею. «Пузыри земли» ─ метафора взятая из трагедии Шекспира «Макбет», обозначающая природные стихии, олицетворенные в образах низшей демонологии. В стихотворениях цикла отразилась реальная природа усадьбы Шахматова, где часто бывал поэт. Но природа воспринята мифопоэтически. Для данного цикла характерно интерес к миру народных верований и мифологических представлений. Неожиданный переход к изображению “низменной” природы: “вечности болот” , “ржавых кочек и пней” , фантастических сказочных тварей, их населяющих.
Знаменательно стихотворение данного цикла ─ «Болотный попик». Это положительный и праведный герой «Пузырей земли». Он словно из детства Александра, словно с болот Шахматова, где нельзя было гулять, где было много нечистой силы, а «попик» мог бы защитить маленького Сашу от «бесенят».
<…>
И в безбурности
зорь красноватых
Не видать чертенят бесноватых,
Но вечерняя прелесть
Увила вкруг него свои тонкие руки...
Предзакатные звуки,
Легкий шелест.
Тихонько он молится,
Улыбается, клонится,
Приподняв свою шляпу.
И лягушке хромой, ковыляющей,
Травой исцеляющей
Перевяжет болящую лапу.
Перекрестит и пустит гулять:
"Вот, ступай в родимую гать.
Душа моя рада
Всякому гаду
И всякому зверю
И о всякой вере".
[2 том, с. 17]
Все стихотворения данного цикла обращены к пейзажам, к древним поверьям. Этот неожиданный переход к «низменной» природе стоит в начале второго тома «трилогии вочеловечения» это как бы пролог к остальным циклам. И действительно, произведений он включает в себя достаточно мало, да и тема неожиданна. Тем не менее этот цикл связан с предыдущим. «Распутья» показали дилемму поэта, он стоял на перепутье дорог и не знал в какую сторону направиться. В «Пузырях земли» еще тот же не определившийся Блок, обращенный к мистицизму, к необычному.
Следующий цикл ─ «Разные стихотворения» (1904 ─ 1908). Этот раздел содержит действительно «разные» по своему содержанию стихи, которые посвящены теме «Поэт и поэзия»: «За гробом», «Художник», «Друзьям», «Поэты». В последнем из них со свойственной Блоку прямотой дан обобщенный образ современных поэтов, в число которых он включает и самого себя.
Первое стихотворение «Жду я смерти близ денницы…» связано с тематикой смерти, обновления человека, вступления его в новый мир. В поэтике символистов денница означает конец мира и наступление новых времен. Это произведение написано под впечатлением от стихотворения В.Я. Брюсова «Призыв» и первоначально оно называлось «Подражание». Блок не считал «Жду я смерти близ денницы…» самостоятельным произведением, написанным независимо не от кого.
Знаменательна в этом цикле и неоконченная поэма Блока «Её прибытие». Она включает семь стихотворений. Если смотреть сугубо по названиям ─ «Рабочие на рейде», «Так было», «Песня матросов», «Голос в тучах», «Корабли идут», «Корабли пришли», «Рассвет» ─ то можно сделать вывод о целостном рассказе ожидания Её. Сначала лирический герой ждет и наблюдает за рабочими. Затем начинаются воспоминания ─ «так было», говорит поэт, словно вспоминает их предыдущие встречи. Затем герой слушает песню матросов и думает о жизни, ожидании. Затем появляется «голос в тучах» ─ гром, портится погода. И, наконец, долгожданное «корабли идут». Последние минуты ожидания перед желанной встречей с Ней. «Корабли пришли». Они встретились. Кажется счастье и покой в душе героя. И все заканчивается рассветом с Ней, Той, которую так долго ждали. Но Она уже не Прекрасная дама. Её образ и образ Дамы не тождественен, они различны по своим положениям. Другая она уже не такая мистически недоступная, ведь её ждут, она вот-вот должна сойти с корабля.
Так же в этом цикле мы найдем стихотворение «Поэт», с чем в предыдущих сборниках мы не сталкивались. Эта тема имеет глубокие корни в поэзии, но Блок показывает поэтов с другой стороны:
<…>
– Что это
значит?
– Это значит: вон идет глупый поэт:
Он вечно о чем-то плачет.
– О чем?
– О розовом капоре.
– Так у него нет мамы?
– Есть. Только ему нипочем:
Ему хочется за море,
Где живет Прекрасная Дама.
– А эта Дама
– добрая?
– Да.
– Так зачем же она не приходит?
– Она не придет никогда:
Она не ездит на пароходе.
[2 том, с. 84]
Здесь снова всплывает Прекрасная Дама, но уже не в том недоступном и прекрасном свете как в известном цикле. Скорее с иронией говорит поэт о своем прежнем идоле.
Так же в «Разных стихотворениях» появляются дети. Стихотворения с участием маленьких людей.
<…>
«Мама, красивая
мама, не плачь ты!
Золотую птицу мы увидим во сне.
Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,
А корабль уплывал к весне.
Он плыл и
качался, плыл и качался,
А бедный матросик смотрел на юг:
Он друга оставил и в слезах надрывался,
—
Верно, есть у тебя печальный друг?»
«Милая девочка,
спи, не тревожься,
Ты сегодня другое увидишь во сне.
Ты к вчерашнему сну никогда не вернешься:
Одно и то же снится лишь мне...»
[2 том, с. 109]
Здесь показана
вся наивность и чистота
Еще одно стихотворение из тематики связанной с детьми ─ «В голубой далекой спаленке…». Но оно не целиком посвящено ребенку, здесь развивается образ матери. Стихотворение интересно своей двойственностью: с одной стороны опочил имеет значение заснул, то есть иными словами ребенок уснул и уставшая мать закрывает шторами окно; но с другой стороны опочил значит умер, получается совсем иное смысл стихотворения ─ ребенок умер и мать, полная горя, занавешивает шторы.
Данный цикл включает в себя действительно совершенно разные стихотворения. Среди прочих классических тем и произведений есть «Сказка о петухе и старушке». Здесь разворачивается метафора «подпустить красного петуха» ─ поджечь дом. Наряду с фольклорно-мифологическим подтекстом в нем присутствует иносказательный смысл: намек на революционные события 1905года в деревне (крестьянские волнения и, как результат, поджег усадеб). Название стихотворения достаточно неожиданно ─ это явно не сказка. Но здесь присутствуют словосочетания из фольклорных сказок: «отворилась клетушка», «золотой гребешок», «белом узорном крылечке».
Интересны еще два произведения имеющие названия ─ «Балаганчик» и «Балаган». Первое стихотворение должно было войти в сборник «Стихи для детей», но вошло только последнее. Балаган ─ временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Персонажи упоминаемы в стихотворении имели место в реальных представлениях балагана. «Балаганчик» предвосхищает одноименную лирическую драму, в которую почти полностью вошла заключительная сцена с монологом паяца.
«Разные стихотворения» ─ весьма своеобразный сборник. Произведения вошедшие в него очень различны по своей тематике и поэт прямо об этом заявляет в названии всего цикла. Несмотря на это сборник связан и с предыдущим, и с последующим циклами. Так же здесь снова появляется Прекрасная Дама, но уже совсем в другом обличие. С иронией говорит о своем бывшем идоле поэт. Насмехается он и над своим «ремеслом». Этот цикл продолжает тему поиска себя идущего еще из «Распутий». Блок словно не определился с какой темой ему выступить основательно.
Следующий цикл второго тома ─ «Город» (1904-1908). Поэт показывает мелочность, грязь больших городов. С первого же стихотворения Блок отрицает все положительное в этом сборнике.
<…>
Бился колокол. Гудели крики, лай и ржанье.
Там, на грязной улице, где люди собрались,
Женщина-блудница - от ложа пьяного желанья -
На коленях, в рубашке, поднимала руки ввысь...
[2 том, с. 164]
Стихотворение называется «Последний день», что не только подходит к данному произведению, но и характеризует весь цикл. За основу взят библейский сюжет последних дней, за которыми последует конец света.
Город ─ это
место бесчестья, страданья, где
главенствует грубая сила и деньги,
где все можно купить за деньги,
даже любовь. В этом цикле выражается
зло, но зло не то что в «Распутьях»,
зло здесь носит более
В произведениях преобладает мотив низких слоев населения и их развлечений. Хождение по кабакам, блудницы, невзрачность жизни и всего окружающего. Такого например стихотворение «Обман»:
<…>
Девушку манит и пугает отраженье.
Издали мигнул одинокий фонарь.
Красное солнце село за строенье.
Хохот. Всплески. Брызги. Фабричная гарь.
[2 том, с. 169]
Здесь присутствует страшный карлик, все та же нечистая сила, он сродни самому дьяволу, пугает невинную девушку и исчезает.
За городом наблюдает «невидимка». Он смеется над толпой развратных и жалких людей:
<…>
И ломится в чёрный притон
Ватага весёлых и пьяных,
И каждый во мглу увлечён
Толпой проституток румяных...
<…>
На красной полоске зари
Беззвучный качается хохот...
[2 том, с. 194-195]
Вообще в этом
цикле часто упоминаются
Спешим...».
Как ни странно Александр Блок показывал Петербург. В этом сказывается влияние творчества таких писателей как Гоголя Николая Васильевича, Достоевского Федора Михайловича. Когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее, как “гениального поэта” Невского проспекта. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы. Поэт пишет про предреволюционный город, в котом он жил, который он видел каждый день.
Так же в данном цикле часто всплывает тема смерти. Например, в последнем стихотворении ─ «Не пришел на свиданье».
<…>
Белый саван - снежный плат.
А под платом - голова...
Тяжело проспать
в гробу.
Ноги вытянулись в ряд...
Протянулись рукава...
Ветер ломится в трубу...
[2том, с. 237]
Следующий цикл ─ «Снежная маска» (1907). Он состоит из двух разделов: «Снега» и «Маски», которые как ни странно достаточно противоречивы по отношению друг к другу. Данный сборник считается одним из самых загадочных произведений Блока. Оно соединило в себе впечатления поэта от окружающей действительности и его собственные мысли и раздумья о сущности бытия. В цикле можно найти впечатления от снежной «метельной» зимы 1907 года. Но сам сборник навеян отнюдь не погодными явлениями, а его страстью к Наталье Николаевне Волоховой. Этим «Снежная маска» перекликается с «Стихами о Прекрасной Даме». Здесь появляется «Снежная Дама».
Информация о работе «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока