Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 08:38, научная работа
Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
• рассмотреть детство как источник духовно-нравственного становления литературных героев;
• исследовать приёмы психологизма как основного способа изображения формирующегося характера;
• выявить общее и особенное в отображении процесса становления личности в казахской и русской детских литературах.
Введение ………………………………………………………………….
Глава I История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе…………………
Глава II. Изображение процесса становления личности в русской детской литературе второй половины XX века.………………………
§1. Особый мир ребёнка как начало взрослой жизни в повестях «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич» К.Д.Воробьёва……………………………………………………………….
§2. Воспитание высокой души как главный этап в становлении личности в повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши» и «Ночь после выпуска».……………………………………………………..
Глава III Становление личности в казахской детской литературе ..
§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство»………………………….
§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»………………………
§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана» А. Баянды………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Использованная литература…………………………………….............
Таким образом, уроки детства сформировали такие нравственные ценности, которые стали опорой во взрослой жизни. Автор рассматривает и воспроизводит действительность, используя многообразные ракурсы повествования: разговор во сне с отцом, которого уже нет в живых; комплекс проблем «жизнь – смерть»; постоянно напоминающее о себе чувство ответственности перед природой, родной землёй. Спасение и сохранение жизни во имя нашего всеобщего бытия – главная цель и призвание как героев многих его произведений, так и самого автора.
§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана» А.Баянды.
Первое произведение современной казахстанской детской писательницы Алии Баянды – «Сказки для маленького Ельжана». На его страницах Ельжан проходит значительный не по времени, а по результатам путь формирования характера. Герой книги Ельжан очень любит своих аже и ата: «Всю жизнь мою буду я чувствовать глаза их, смотрящие мне вслед. Что бы я ни начинал делать, куда бы я ни ехал, ата и аже неустанно провожают меня, благословляют меня верой своей, любовью своей. Счастлив человек, испытавший любовь дедушки и бабушки» [33].
Ещё Ф.М. Достоевский писал: «Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома» [34].
А из дома любящих ажешки и аташки наш герой «выносит» столько хороших воспоминаний, что их тепло и свет сопровождают его всю жизнь, помогают обрести те нравственные ориентиры, которые станут фундаментом на пути становления личности. Повествование ведётся от лица юного героя. Он впитывает в себя те уроки любви, доброты, человечности, бескорыстия, которые преподносят ему близкие люди своими делами и словами. «Счастлив тот, у кого была бабушка. Человек, испытавший любовь и заботу бабушки, несказанно богат – душа его согрета теплом, идущим от настоящего очага, огонь в котором разведён маленькими, сухими руками» [33]. В поле зрения автора находятся многие события, влияющие на ум и сердце мальчика. Это и история с жеребёнком, и поучительные сказки аже о Мышке и Курочке, о Кормилице, и уважительное отношение к бабушке и дедушке взрослых и детей. Не могут не оставить след в душе мальчика многочисленные поговорки бабушки, содержащие в себе тот нравственный идеал, который является основой жизни её и Баянды-ата: «Когда в семье лад, и корочка хлеба заменит целого барана», «Когда говорят мужчины, нельзя… лезть женщине к ним с пустыми разговорами» «Скромность и сдержанность во время еды – качества достойного человека», «Вся жизнь состоит из обычных людей. А они, то есть мы, можем многое…» [33]. Простые, но чрезвычайно ёмкие слова, произносимые взрослыми, остаются в памяти на всю жизнь, так как в них содержится жизненный опыт много прожившего на земле человека.
Именно любовь близких и их личный пример являются условием правильного воспитания ребёнка. И герой своим детским умом осознаёт, как он счастлив, как ему хорошо рядом с этими людьми. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности. Говоря об истоках характера, писатель постоянно обращается к личности аже и ата. Вместе с дедушкой герой восхищается щедростью души дорогой ажешки: «Ладонью вверх живёт, в кулак никогда руку не сожмёт – щедрая она у меня»,– хвалится часто он перед друзьями. И они с ним согласны. Каждый из них уходит из аташкиного дома с гостинцами. Даже если нечего дать, ажека и тут найдётся – живо напечёт баурсаков и горячими завернёт их очередному гостю».
Автор произведения изображает тех, кто делает жизнь маленького человека счастливой [Приложение 9]. Приезжают из города мать, отец и маленькая сестрёнка. Герой растёт в тёплой атмосфере всеобщей любви и взаимопонимания: «Ты дитя, ангел, тебе многое прощается. Просто старайся не обманывать нас никогда. Уж мне-то ты всё можешь рассказать», «Зная, как обожает меня аже, я понимаю, что мой ковёр будет гораздо лучше», «И ты, и Жамиля – наша отрада, для вас всегда есть место в наших сердцах, – утешает меня аже»[33]. Заканчивается лето, пора расставаться. Выйдут добрые старики на дорогу, чтобы помахать рукой вслед и сожмётся сердце у героя от любви и жалости к ним. В конце произведения искренние слова благодарности уже взрослого героя, счастливого человека. Счастливого потому, что испытал любовь дедушки и бабушки. И как духовное завещание воспринимаются последние строки: «Храните это чувство [любовь бабушки и дедушки] в себе, передайте его своим детям, и тогда любое ваше отцовское или материнское слово найдёт отклик в душах ваших детей и добром отзовётся» [33].
Таким образом, в произведении изображается значительный не по времени, а по результатам процесс формирования личности ребёнка, растущего в атмосфере любви и уважения, видящего перед глазами достойный пример в лице взрослых. Повествование ведётся от лица юного героя, но взрослый герой проявляет, высказывая слова благодарности близким людям. Для языка произведения характерна афористичность, следует отметить своеобразный литературный приём, используемый автором – сказки аже.
Заключение
На основе проведённого исследования произведений казахской и русской детских литератур, в которых мотив нравственного взросления личности является определяющим, были сделаны следующие выводы.
I. В исследуемых произведениях детство является не только поэтическим образом прошлого, но и источником духовно-нравственного становления характера героев. Вследствие освоения «уроков» детства и происходит становление личности. Наполненное особым нравственным светом, исходящим из глубины души авторов, детство приобретает в их творчестве смысл глубокого философского обобщения и понимается ими как основная жизненная опора, которой наделяется каждый человек от природы.
II. Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле общелитературного развития. По мере развития детской литературы возрастает психологизм в изображении героев. Именно психологизм выступает основанием, которое даёт почву для объединения в одном ряду таких разных писателей, как А.Баянды, К.Д.Воробьёв, Р.Сейсенбаев, Б.Сокпакбаев, В.Ф.Тендряков. Писатели используют прямую форму психологического изображения и в основном одни и те же его [психологизма] приёмы:
1) повествование ведётся от
2) самоанализ и психологический анализ;
3) внутренний монолог.
Наряду с перечисленными приёмами, авторы в исследуемых произведениях используют и специфические средства изображения внутреннего мира: внешние детали; создание персонажей-двойников и др. [Приложение 10].
III. Сопоставление произведений казахской и русской детской литератур последних десятилетий позволяет выявить общее и особенное с точки зрения отображения в них процесса становления личности. Общими являются следующие принципы:
1. Исходя из убеждения, что основной
и созидающей силой в
2. Путь становления личности изображается через поступки и проступки героев, через радость и боль людей, с которыми сводит судьба. Важную роль при этом играет изображение душевной борьбы, внутренних переживаний и мыслей, пробуждения критического отношения к себе, то есть внутреннего конфликта.
3. Способность любить для
IV. Отличительными чертами исследуемых произведений казахской литературы являются афористичность языка (в афоризмах заключен нравственно-воспитательный потенциал) [Приложение 12]; вмешательство взрослого героя в повествование (взрослый герой, комментирует, анализирует, сравнивает, при этом тщательно выписывает бытовые подробности, рассказывающие о пути человека к истине); изображение влияния экологической катастрофы на становление личности героя [Приложение 13].
Нет никаких сомнений в том, что тема становления личности получит дальнейшее развитие в произведениях современных детских писателей. Наша работа – попытка исследовать опыт детских писателей последних десятилетий, унаследовавших великие традиции классической литературы с характерными для нее представлениями о том, чем определяется ценность человека и в то же время воплотивших в своем творчестве философско-эстетические и этические концепции своего времени.
Использованная литература
1. Большая Советская Энциклопедия Т4., М.:-1980 – с.425, 449
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. 3-2 том: - М; 1983 – с.154
3. Бердяев Н. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. // Бердяев Н. Философия свободы: Смысл творчества. – М.: 1989. – с.267
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – с. 421
5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М.: Просвещение, 1990 – с. 21
6. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – с. 7
7. Русская литература для детей: Уч. пособ./ Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 1997. – с. 23
8. Емец Д.А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И.Куприн): Дис. канд. филолог. наук. – М., 2001. – с. 5,14
9. Минералова И.Г. Феномен детства в мировой словесности // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. ст./ Под. ред. И.Г. Минераловой. – М.: МПГУ, 1998. – С. 3–6.
10.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997. - С. 180.
11. Уюкбаева М. В ожидании чуда.
Проблемы казахской детской
12. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М.: Просвещение, 1988. – с. 12
13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. –М.: Флинта, Наука, 2000. - с.56
14. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы). – Л.: Наука, 1980. с. 18
15. Белинский В.Г. О детских книгах. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки: М., "Художественная литература", 1976 – с. 18
16. Уюкбаева М. В ожидании чуда.
Проблемы казахской детской
17. История казахской литературы. В 3-х т.[Ред.колл.: М.Каратаев (отв.ред.) и др.]. – Алма-ата: Наука, 1971. – с.235
18. Золотусский И.П. Исповедь Зоила. Статьи, исследования, памфлеты. - М., «Сов. Россия», 1989. – с.6
19. Лавлинский Л. Биография подвига:[о книгах К. Воробьева] / Л. Лавлинский // Литература и современность. Сборник 18. - М., 1961. - С. 261
20. Енишерлов Д. Времен прослеживая связь.- М., 1985.- С.502
21. Воробьев К.Д. Вот пришел Великан…: повести / К.Д. Воробьев. - М.: Известия, 1987. - с. 585, 21, 203, 232, 273, 202, 221, 216, 221, 265, 598
22. К.Д. Воробьев. - М.: Современник, 1991. – с.151
23. Кузин Н. Мужество таланта (о творчестве Константина Воробьева) Литература в школе. 1984. с. 2-8.
24. Нравственные истоки прозы К.Д.Воробьёва // Труды СГУ. Выпуск 15. - Москва: СГУ, 1999. - с.124
25. Воробьев К.Д. Друг мой Момич: повести / К.Д. Воробьев. - М.: Современник, 1988. – с. 4, 5, 13
26. Тендряков В.Ф. Граждане Города Солнца. Повести. Предисл. Ю.Томашевского.-М.: «Молодая гвардия», 1977. - с.3, 11, 24, 16
27. Сидоров, Е. Мужество правды : (творчество В. Ф.Тендрякова) // Сидоров Е. Время, писатель, стиль.- М. : Советский писатель, 1983. - С. 70-86.
28. Тендряков В.Ф. Расплата. Повести. М. : Советский писатель, 1982. – 30, 31, 63, 69, 70
29. Сокпакбаев Б. Меня зовут Кожа: Повести. – Алма-Ата: Жалын, 1980. – с.14, 19, 5, 7, 39, 91, 101, 105, 108, 110, 111, 162, 200, 203, 140, 271
30. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 3 томах. – Т.25. – Л.: 1986. – с.191
31. www.nabrk.kz
32. Казахская литература: учеб. Пособие для 7 кл./Сост.:К.Н.Сариева и др. – Алматы: ЗАО «Жеті жарғы, 1999. – с.
33. Баянды А. Сказки для маленького Ельжана. – Алматы: Издательский дом «Таймас», 2005. – с.1, 2, 6, 32, 25, 27, 46,59
34. Локтионова Н.П. Забинякова Г.В. Нравственные уроки детства. – Литература в школе.- 2009 - №9 – с.45
Информация о работе Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур