Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 08:38, научная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
• рассмотреть детство как источник духовно-нравственного становления литературных героев;
• исследовать приёмы психологизма как основного способа изображения формирующегося характера;
• выявить общее и особенное в отображении процесса становления личности в казахской и русской детских литературах.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….
Глава I История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе…………………
Глава II. Изображение процесса становления личности в русской детской литературе второй половины XX века.………………………
§1. Особый мир ребёнка как начало взрослой жизни в повестях «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич» К.Д.Воробьёва……………………………………………………………….
§2. Воспитание высокой души как главный этап в становлении личности в повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши» и «Ночь после выпуска».……………………………………………………..
Глава III Становление личности в казахской детской литературе ..
§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство»………………………….
§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»………………………
§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана» А. Баянды………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Использованная литература…………………………………….............

Файлы: 1 файл

становление личности научная работа.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Становление личности в произведениях

казахской и русской детских  литератур

 

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………….

стр. 1

Глава I  История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе…………………

стр. 3

Глава II. Изображение процесса становления личности в русской детской литературе второй половины XX века.………………………

 

стр. 11

§1.   Особый мир ребёнка как начало взрослой жизни в повестях «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич» К.Д.Воробьёва……………………………………………………………….

 

 

стр. 11

§2.  Воспитание высокой души  как главный этап в становлении личности в повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши»  и «Ночь после выпуска».……………………………………………………..

 

 

стр. 16

Глава III Становление личности в казахской детской литературе ..

стр.21

§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева  «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство»………………………….

 

стр.21

§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»………………………

 

стр.25

§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана»  А. Баянды………………………………………………………

 

стр.27

Заключение ………………………………………………………………..

стр. 29

Использованная литература…………………………………….............

стр. 31


 

 

 

 

 

 

 

Абстракт

Актуальность работы определяется постоянным интересом к содержанию  и процессам становления человеческой личности.

Проблемой исследования стало разрешение противоречия между  высокой значимостью произведений, изображающих процесс становления личности,  и недостаточным освещением этой темы  в современной критике.

Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.

Объектом исследования являются произведения, в которых мотив нравственного взросления личности, вследствие освоения «уроков» детства, является определяющим: «Сказки для маленького Ельжана» А.Баянды, повести К.Д.Воробьёва «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич», рассказ Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», «Путешествие в детство» и  В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска». 

Предметом исследования является отображение писателями  процесса становления личности героя.

Ход исследования определяется следующей гипотезой: если писатели и русской, и казахской литературы, уже взрослые люди, постоянно обращаются к воспоминаниям о детстве, значит, именно в детские годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть  детство как  источник духовно-нравственного становления литературных героев;
    • исследовать приёмы психологизма как основного способа изображения формирующегося характера;
    • выявить общее и особенное в отображении процесса становления личности   в казахской и русской детских литературах.

В ходе работы над темой использовались методы сравнительного анализа и обобщения, а также элементы сопоставительного и типологического анализа.

Научная новизна ее обусловлена тем, что процесс становления личности в казахской детской литературе остается на периферии поля зрения исследователей, также исследователи этой темы не проводили сопоставление отображения этого процесса в казахской и русской детской литературе.

На основе проведённого исследования были сделаны следующие выводы.

I. В исследуемых произведениях детство является не только поэтическим образом прошлого, но и источником духовно-нравственного становления характера героев.

II. Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле общелитературного развития. По мере развития детской литературы возрастает психологизм в изображении героев.   Исследование своеобразия психологизма показало, что писатели используют прямую форму психологического изображения и в основном одни и те же его [психологизма] приёмы:

1) повествование ведётся от первого  лица, кроме повестей В.Тендрякова; авторское «Я» выступает в  тексте как действующее лицо и вместе с тем как ракурс видения мира;

2)  самоанализ и психологический  анализ;

3) внутренний монолог.

III. Сопоставление произведений  казахской и русской детской  литератур последних десятилетий  позволяет выявить общее и  особенное  с точки зрения отображения в них процесса становления личности. Общими являются следующие принципы:

1. Основной и созидающей силой в формировании личности героя является семья, именно в семье закладывается основание души.

2.  Путь становления личности изображается через поступки и проступки героев, через радость и боль людей, с которыми сводит судьба; важную роль при этом играет изображение душевной борьбы, то есть внутреннего конфликта.

3. Способность любить для авторов  произведений – один из высших  критериев оценки личности;

IV. Отличительными чертами  исследуемых  произведений казахской литературы  являются   афористичность языка (в афоризмах заключен нравственно-воспитательный  потенциал); вмешательство взрослого  героя в повествование (взрослый  герой, комментирует, анализирует, сравнивает, при этом тщательно выписывает бытовые подробности, рассказывающие о пути человека к истине); изображение влияния экологической катастрофы на становление личности героя.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся здесь наблюдений и выводов при изучении литературного процесса XX века на уроках литературы, библиотечных уроках и классных часах в средней, основной и малокомплектной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В XXI веке наиболее остро стоят вопросы о сохранении и преумножении гуманистического, морального, этического потенциала многонационального народа Казахстана. В связи с этим первостепенный смысл приобретают произведения, способные влиять на умы и сердца подрастающего поколения. Главная задача таких произведений – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.

Актуальность работы определяется постоянным интересом к содержанию  и процессам становления человеческой личности. Интерес этот особенно усиливается и обостряется в последнее десятилетие, в условиях решительного пересмотра всей системы ценностных ориентаций. Опыт детских писателей последних десятилетий, унаследовавших великие традиции классической литературы с характерными для нее представлениями о том, чем определяется ценность человека и в то же время воплотивших в своем творчестве философско-эстетические и этические концепции своего времени, оказывается особенно ценным именно сегодня. Освоение этого опыта приближает к осознанию необходимости хранить верность глубоко гуманистическому представлению о личности, не закрывая при этом перед человеком возможности развиваться.

Проблемой исследования стало разрешение противоречия между  высокой значимостью произведений, изображающих процесс становления личности,  и недостаточным освещением этой темы  в современной критике.

Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.

Объектом исследования являются произведения, в которых мотив нравственного взросления личности, вследствие освоения «уроков» детства, является определяющим: «Сказки для маленького Ельжана» А.Баянды, повести К.Д.Воробьёва «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич», рассказ Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», «Путешествие в детство» и  В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска». 

Предметом исследования является отображение писателями   процесса становления личности героя.

Ход исследования определяется следующей гипотезой: если писатели и русской, и казахской литературы, уже взрослые люди, постоянно обращаются к воспоминаниям о детстве, значит, именно в детские годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть детство как  источник духовно-нравственного становления литературных героев и личности человека;
    • исследовать приёмы психологизма как основного способа изображения формирующегося характера в произведениях;
    • выявить общее и особенное в отображении процесса становления личности  в казахской и русской детских литературах.

В ходе работы над темой использовались методы сравнительного анализа и обобщения, а также элементы сопоставительного и типологического анализа.

Научная новизна ее обусловлена тем, что процесс становления личности в казахской детской литературе остается на периферии поля зрения исследователей, также исследователи этой темы не проводили сопоставление отображения этого процесса в казахской и русской детских литературах.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся здесь наблюдений и выводов при изучении литературного процесса XX века на уроках литературы, библиотечных уроках и классных часах в средней, основной и малокомплектной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе

Мир детства является неотъемлемой частью образа жизни и культурного развития любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Но интерес к нему и попытки его исторического осмысления возникают на определённом этапе индивидуального и социального развития. Изучение отображения процесса формирования личности в рамках истории детской литературы даёт очень ценную информацию. Однако чтобы верно осмыслить многообразие фактического материала, необходим междисциплинарный синтез возрастной психологии, социологии воспитания, педагогики и собственно литературоведения.

Прежде всего, нуждается в конкретизации сам термин «личность». Личность как предмет научного исследования неисчерпаема. «Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности»[1].

Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.

В философской энциклопедии «личность – это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества» [2].

В педагогической энциклопедии «личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности» [1].

 В литературоведении проблема человека до настоящего времени решалась с помощью понятий «образ», «характер», «герой», «человек». В настоящее время все настоятельнее вводится термин «художественная концепция личности», который позволяет анализировать литературного героя в глубокой связи со всеми уровнями художественного текста, четко определить особенности мировоззренческой позиции писателя, ее эволюцию.

Существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Проблема становления  личности –  одна из центральных в творчестве многих писателей. Авторские  представления о мире и человеке находят выражение, прежде всего, в воссоздании процесса развития внутреннего мира персонажей, поиска ими своего места в окружающей их действительности. Существенно при этом, каковы ценностные ориентиры, обусловливающие указанный процесс, определяющие формирование человеческой личности. Ее концепция так сформулирована Н.Бердяевым: «Человек — малая вселенная, микрокосм –  вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества, что человек –  не дробная часть вселенной, а цельная  малая вселенная» [3].  Концепция личности, таким образом, предстает как философско-эстетическая категория; обращение к ней выводит к выявлению единства взглядов писателя на человека и жизнь в целом, достигаемого в сознательном акте художественного творчества. Она (концепция личности) реализуется как в высказываниях художника о действительности, в оценке ее и принадлежащего ей человека, так и в создании образа мира, в котором этот человек живет.

Информация о работе Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур