Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 08:38, научная работа
Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
• рассмотреть детство как источник духовно-нравственного становления литературных героев;
• исследовать приёмы психологизма как основного способа изображения формирующегося характера;
• выявить общее и особенное в отображении процесса становления личности в казахской и русской детских литературах.
Введение ………………………………………………………………….
Глава I История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе…………………
Глава II. Изображение процесса становления личности в русской детской литературе второй половины XX века.………………………
§1. Особый мир ребёнка как начало взрослой жизни в повестях «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич» К.Д.Воробьёва……………………………………………………………….
§2. Воспитание высокой души как главный этап в становлении личности в повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши» и «Ночь после выпуска».……………………………………………………..
Глава III Становление личности в казахской детской литературе ..
§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство»………………………….
§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»………………………
§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана» А. Баянды………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Использованная литература…………………………………….............
Становление личности в произведениях
казахской и русской детских литератур
Оглавление
Введение …………………………………………………………………. |
стр. 1 |
Глава I История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе………………… |
стр. 3 |
Глава II. Изображение процесса становления личности в русской детской литературе второй половины XX века.……………………… |
стр. 11 |
§1. Особый мир ребёнка как начало взрослой
жизни в повестях «Почём в Ракитном радости»
и «Друг мой Момич» К.Д.Воробьёва…………………………………………… |
стр. 11 |
§2. Воспитание высокой души как
главный этап в становлении личности в
повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши»
и «Ночь после выпуска».……………………………………………………. |
стр. 16 |
Глава III Становление личности в казахской детской литературе .. |
стр.21 |
§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство»…………………………. |
стр.21 |
§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»……………………… |
стр.25 |
§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана» А. Баянды……………………………………………………… |
стр.27 |
Заключение ……………………………………………………………….. |
стр. 29 |
Использованная литература……………………………………...... |
стр. 31 |
Абстракт
Актуальность работы определяется постоянным интересом к содержанию и процессам становления человеческой личности.
Проблемой исследования стало разрешение противоречия между высокой значимостью произведений, изображающих процесс становления личности, и недостаточным освещением этой темы в современной критике.
Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.
Объектом исследования являются произведения, в которых мотив нравственного взросления личности, вследствие освоения «уроков» детства, является определяющим: «Сказки для маленького Ельжана» А.Баянды, повести К.Д.Воробьёва «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич», рассказ Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», «Путешествие в детство» и В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска».
Предметом исследования является отображение писателями процесса становления личности героя.
Ход исследования определяется следующей гипотезой: если писатели и русской, и казахской литературы, уже взрослые люди, постоянно обращаются к воспоминаниям о детстве, значит, именно в детские годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
В ходе работы над темой использовались методы сравнительного анализа и обобщения, а также элементы сопоставительного и типологического анализа.
Научная новизна ее обусловлена тем, что процесс становления личности в казахской детской литературе остается на периферии поля зрения исследователей, также исследователи этой темы не проводили сопоставление отображения этого процесса в казахской и русской детской литературе.
На основе проведённого исследования были сделаны следующие выводы.
I. В исследуемых произведениях детство является не только поэтическим образом прошлого, но и источником духовно-нравственного становления характера героев.
II. Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле общелитературного развития. По мере развития детской литературы возрастает психологизм в изображении героев. Исследование своеобразия психологизма показало, что писатели используют прямую форму психологического изображения и в основном одни и те же его [психологизма] приёмы:
1) повествование ведётся от
2) самоанализ и психологический анализ;
3) внутренний монолог.
III. Сопоставление произведений
казахской и русской детской
литератур последних
1. Основной и созидающей силой в формировании личности героя является семья, именно в семье закладывается основание души.
2. Путь становления личности изображается через поступки и проступки героев, через радость и боль людей, с которыми сводит судьба; важную роль при этом играет изображение душевной борьбы, то есть внутреннего конфликта.
3. Способность любить для
IV. Отличительными чертами исследуемых
произведений казахской
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся здесь наблюдений и выводов при изучении литературного процесса XX века на уроках литературы, библиотечных уроках и классных часах в средней, основной и малокомплектной школе.
Введение
В XXI веке наиболее остро стоят вопросы о сохранении и преумножении гуманистического, морального, этического потенциала многонационального народа Казахстана. В связи с этим первостепенный смысл приобретают произведения, способные влиять на умы и сердца подрастающего поколения. Главная задача таких произведений – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.
Актуальность работы определяется постоянным интересом к содержанию и процессам становления человеческой личности. Интерес этот особенно усиливается и обостряется в последнее десятилетие, в условиях решительного пересмотра всей системы ценностных ориентаций. Опыт детских писателей последних десятилетий, унаследовавших великие традиции классической литературы с характерными для нее представлениями о том, чем определяется ценность человека и в то же время воплотивших в своем творчестве философско-эстетические и этические концепции своего времени, оказывается особенно ценным именно сегодня. Освоение этого опыта приближает к осознанию необходимости хранить верность глубоко гуманистическому представлению о личности, не закрывая при этом перед человеком возможности развиваться.
Проблемой исследования стало разрешение противоречия между высокой значимостью произведений, изображающих процесс становления личности, и недостаточным освещением этой темы в современной критике.
Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.
Объектом исследования являются произведения, в которых мотив нравственного взросления личности, вследствие освоения «уроков» детства, является определяющим: «Сказки для маленького Ельжана» А.Баянды, повести К.Д.Воробьёва «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич», рассказ Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», «Путешествие в детство» и В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска».
Предметом исследования является отображение писателями процесса становления личности героя.
Ход исследования определяется следующей гипотезой: если писатели и русской, и казахской литературы, уже взрослые люди, постоянно обращаются к воспоминаниям о детстве, значит, именно в детские годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
В ходе работы над темой использовались методы сравнительного анализа и обобщения, а также элементы сопоставительного и типологического анализа.
Научная новизна ее обусловлена тем, что процесс становления личности в казахской детской литературе остается на периферии поля зрения исследователей, также исследователи этой темы не проводили сопоставление отображения этого процесса в казахской и русской детских литературах.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся здесь наблюдений и выводов при изучении литературного процесса XX века на уроках литературы, библиотечных уроках и классных часах в средней, основной и малокомплектной школе.
Глава I
История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе
Мир детства является неотъемлемой частью образа жизни и культурного развития любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Но интерес к нему и попытки его исторического осмысления возникают на определённом этапе индивидуального и социального развития. Изучение отображения процесса формирования личности в рамках истории детской литературы даёт очень ценную информацию. Однако чтобы верно осмыслить многообразие фактического материала, необходим междисциплинарный синтез возрастной психологии, социологии воспитания, педагогики и собственно литературоведения.
Прежде всего, нуждается в конкретизации сам термин «личность». Личность как предмет научного исследования неисчерпаема. «Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности»[1].
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
В философской энциклопедии «личность – это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества» [2].
В педагогической энциклопедии «личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности» [1].
В литературоведении проблема человека до настоящего времени решалась с помощью понятий «образ», «характер», «герой», «человек». В настоящее время все настоятельнее вводится термин «художественная концепция личности», который позволяет анализировать литературного героя в глубокой связи со всеми уровнями художественного текста, четко определить особенности мировоззренческой позиции писателя, ее эволюцию.
Существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.
Проблема становления личности – одна из центральных в творчестве многих писателей. Авторские представления о мире и человеке находят выражение, прежде всего, в воссоздании процесса развития внутреннего мира персонажей, поиска ими своего места в окружающей их действительности. Существенно при этом, каковы ценностные ориентиры, обусловливающие указанный процесс, определяющие формирование человеческой личности. Ее концепция так сформулирована Н.Бердяевым: «Человек — малая вселенная, микрокосм – вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества, что человек – не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная» [3]. Концепция личности, таким образом, предстает как философско-эстетическая категория; обращение к ней выводит к выявлению единства взглядов писателя на человека и жизнь в целом, достигаемого в сознательном акте художественного творчества. Она (концепция личности) реализуется как в высказываниях художника о действительности, в оценке ее и принадлежащего ей человека, так и в создании образа мира, в котором этот человек живет.
Информация о работе Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур