Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 08:38, научная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
• рассмотреть детство как источник духовно-нравственного становления литературных героев;
• исследовать приёмы психологизма как основного способа изображения формирующегося характера;
• выявить общее и особенное в отображении процесса становления личности в казахской и русской детских литературах.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….
Глава I История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе…………………
Глава II. Изображение процесса становления личности в русской детской литературе второй половины XX века.………………………
§1. Особый мир ребёнка как начало взрослой жизни в повестях «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич» К.Д.Воробьёва……………………………………………………………….
§2. Воспитание высокой души как главный этап в становлении личности в повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши» и «Ночь после выпуска».……………………………………………………..
Глава III Становление личности в казахской детской литературе ..
§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство»………………………….
§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»………………………
§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана» А. Баянды………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Использованная литература…………………………………….............

Файлы: 1 файл

становление личности научная работа.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

§2. Воспитание «высокой» души  как главный этап  становления личности в повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши»  и «Ночь после выпуска».

В произведениях В.Ф.Тендрякова предметом художественного исследования являются характеры подростков, и вписаны они в круг вопросов далеко не детских, а скорее «вечных», так как речь идет о личности и о свободе нравственного выбора, о доброте и человечности. Ю.Томашевский отметил одно из главных свойств прозы писателя: «Тендряков не был бы Тендряковым, если бы хоть раз опоздал, не поспел за временем. Это писатель наступившего дня, назревающего явления жизни. Мы ещё разбираемся в приметах нарождённого нового, ещё сомневаемся, спорим, а Владимир Тендряков уже написал – и не очерк по горячим следам наших споров, не скоропалительную беллетристику, а полновесную прозу, повесть или роман, –  где наши наблюдения, предчувствия, мысли уже обрели стройную форму и превратились в знак времени» [26].

«Воспитание высокой души – другая область неустанных художественных забот писателя. Он нередко обращается к школе, пишет подростков, и здесь, в отличие от характеров взрослых, его очень интересуют психологические детали, нюансы, переливы неустоявшегося духовного мира»,– отмечает исследователь Е.Сидоров [27]. В повести «Весенние перевёртыши» (1973) процесс становления личности начинается с поиска героем, Федюшкой Тягуновым, ориентиров – нравственных и духовных идеалов в жизни: «Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку...

Но вот произошло странное. Как-то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши» [26].

Огромный, сложный мир открывается герою, начинающему взрослеть. Мир, где есть любовь, святое чувство товарищества и тут же рядом – злоба и жестокость, унижение человека и горе. Душа подростка растет, впервые постигая противоречия жизни, постигая само время: «Время! Оно крадется. Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы. Вчера на березе не было дымки, вчера еще не распустились почки - сегодня есть! (Это след пробежавшего времени!) … Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди. Из глубокой древности, из безликих далей к этой вот минуте – течет, подхватывает Дюшку, несет его дальше, куда-то в щемящую бесконечность.  И жутко и радостно... Радостно, что открыл, жутко – открыл- то не что-нибудь, а великое; дух захватывает!» [26].

Психологические портреты героев-подростков раскрываются через их поступки. Федюшка Тягунов, или по-простому Дюшка, вынужден выбирать между добром и злом, справедливостью и силой, потому что на улице Жан-Поля Марата есть Санька Ерохин, который выдумывал странные игры: кто выше всех подбросит кошку. А чтоб кошка не убегала, привязывали за ногу на тонкую длинную бечевку. И в эти игры Ерохин втягивал мальчишек. Подростки терпели постоянное унижение, едкие замечания Саньки, потому что боялись расправы: он и ножиком  ударить может. Боялись и подчинялись. Дюшка видел, как Санька заставил Миньку Богатова убивать лягушек, и заступился за самого слабого, самого беззащитного, хотя знал, что наступит расплата.

       Два мальчишки, выросшие в одном поселке, в  относительно состоятельных семьях, ведут себя совершенно по-разному. Почему? Все зависит от того, что заложено внутри человека. Внутренний мир Дюшки особый. В нем есть большой кран, словно брат, с которым можно поделиться самым сокровенным; в этом мире живет Римка, девчонка из их дома,  в прошлой жизни она была женой Пушкина; а в бесконечной вселенной однажды атомы сложатся так же, как уже было. И Дюшка готов защищать свой мир, страдать, размышлять, ошибаться, искать решение, огорчаться и ощущать себя счастливым.

     А Санька живет рядом, но вокруг него все по-другому. Его душа закрыта для всех. Санька не знает жалости. И причина здесь – безнаказанность. Взрослые почему-то не замечают поступков Саньки. «Родился непохожий на других – мучает кошек, бьет лягуш. И не в кошках, не в лягушках дело, а в том, что он любит мучить и убивать. И это страшное «любит» почему-то никого не пугает… Он и людей бы убивал, если б можно было» [26].

   К безнаказанности со временем прибавляется желание властвовать – властвовать сначала над беззащитными животными, потом над людьми. А если они не подчинятся, жестоко расправиться, чтобы боялись.

      Чувство страха  Дюшки  перемешивается с чувством одиночества. Выбор был сделан: защищая себя, свой мир, свою первую любовь, Дюшка ударил Саньку. Дома отец даже не выслушал Дюшку, чтобы понять его. Это привело к психологическому срыву подростка: никто его не понимает, никто не жалеет.

        Но в кабинете  директора, когда, казалось, весь мир  обрушился на Дюшку, самый слабый  из мальчишек, Минька, рискуя своей жизнью, защищает Дюшку.  Подросток, считавший себя последним человеком на земле, вдруг понимает: он нужен Миньке, который благодаря Дюшке осознал себя как личность. Вместе с этим осознанием приходит и чувство ответственности за друга. Мальчишке не удалось спасти Миньку от ножа Саньки, но он твердо был уверен в одном: если таким, как Санька, будет хорошо, тогда ему, Дюшке, будет плохо на свете. Не может добро жить рядом со злом. В исследуемом произведении автор показывает взаимовлияние взрослых и детей: подросток общается с отцом и мамой, говорит им о наболевшем, пытается найти выход из сложившейся ситуации, принять правильное решение. Родители становятся чуткими друг к другу и к сыну.

Дюшка Тягунов с честью выдерживает первые жизненные испытания. Он не испугался своего врага Саньки Ерахи и в борьбе с ним отстоял личную независимость. Он приобрел замечательного друга – Миньку, поначалу, казалось бы, мальчика робкого, слабого десятка, а на поверку - смелого и верного товарища. Дюшка учится защищать добро, для Тендрякова это главное в человеке.

В изображенном писателем мире существенную роль играет пейзаж, который передаёт настроение главного героя. Автор через олицетворение показывает, что природа весной действительно оживает: «небо обнимает землю», «под ногами что-то посапывает, лопается, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем-то живом». Писатель использует эпитеты: «синее небо,  «солнце вдруг косматое, непричесанное, весело-разбойное», «пушистые воробьи». Весенний пейзаж передаёт восторг от увиденного. В сцене «На болоте» эпитеты и метафоры другого плана: «чёрная вода», «клякса слизи» от лягушки на «сером сарае». Пейзаж передаёт подавленное настроение. В эпизоде «Драка в школьном дворе» пейзаж выполняет роль контраста. Тепло, солнечно: «исчезли лужи», «выползла травка», «распустившийся лист роняет на землю сквозную тень». Этой радостной картине противопоставлен Санька – «палач», у которого нос «серый, деревянный, неживой», «нечистые зелёные глаза».

В повести В.Тендрякова «Ночь после выпуска» (1974) главная идея автора заключается в убеждении, что становление человека, его личности - длительный процесс и всегда нуждающийся в совершенствовании: «Часто люди формируются без человеческих устремлений. А раз нет человеческого, то животное прет наружу вплоть до звериности» [28].Тендряков во многих своих произведениях устраивает своим героям проверку на человеческую подлинность. Путь к истине и добру протекает у него всегда драматически, через нравственный кризис, который человек должен преодолеть сам. В повести «Ночь после выпуска» происходит такая нравственная проверка шести юношей и девушек, только окончивших школу. В ночь после выпуска на речном обрыве собираются шесть выпускников и впервые откровенно говорят о том, что они думают друг о друге, а в учительской в это время ведется дискуссия. Причиной для серьезного разговора тех и других стало выступление лучшей ученицы школы Юлии Студенцевой. «Я хочу говорить не от всех, а от себя! –  сказала она. – Люблю ли я школу? Да, люблю! Очень! Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезать из своей норы. Теперь все – прятаться нельзя. Надо идти, а я не могу, не знаю… Школа заставляла меня знать все, кроме того, что мне нравится, что я люблю. Теперь оглянулась, и оказалось – ничего не люблю. Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!» [28]. Игра в правду, затеянная подростками, вынуждает их пренебречь моральными нормами. Так в структуре маленького коллектива Тендряков обнаруживает свои законы, свои тайные противоречия, и это явление не носит частный характер. Школа дала ребятам знания, но не научила любви и добру.

В учительской по поводу выступления Юли Студенцевой учителя высказывают разные точки зрения: «За наши труды нас очередной раз умыли!», «А самое обидное – одернуть, наказать мы уже не можем!», «Произошло нечто особенное: наш многолетний труд говорит против нас!» В конце концов, учителя подводят итог: «О чем мы сейчас мечтали? Только о том, чтобы лучше готовить учеников? – Нет! Готовить лучших людей! Мечтали усовершенствовать человеческую сущность!» [28].

У каждого выпускника свой сформировавшийся взгляд на жизнь, у каждого  уже ставшая прошлым школьная жизнь, где не заставляли принимать решения и даже не смели «сильно любить». В повести дан короткий по времени – всего одна ночь – но важный по значимости этап становления личности выпускников школы. В ходе «психологического эксперимента»: смогут ли они сказать в лицо друг другу все, что думают, абсолютно все – «до донышка» – в хороших ребятах открывается жестокость, способность больно ранить друг друга. Зависть и злоба объединили ребят против Генки. Бывший одноклассник превратился в смертельного врага.

           Даже  сообщение Сократа о готовящейся  расправе над Генкой не остановило  ребят. Они вынесли свой приговор: «Убийцу наказывают…Хочу, чтоб все слово  друг другу дали. Сейчас! Не сходя с места!»  Звучит страшная фраза: «Как все, так и я» [28] . Стадное чувство характерно для подростков. Страшно выделиться: засмеют, затравят. Откуда такая жестокость у выпускников? Человеческая жизнь для них ничего не стоит. Почему? Вероятно, действительно жили, как волчата в норе. Стаей легче держаться, можно ничего не любить. Когда становится не нужен вожак, его убирают. Это жестокое подростковое безразличие искалечило души ребят.

           И  только Юлька Студенцева смогла оценить происходящее: «Опомнись!.. Раз согласились, значит, стали!..Уже!..Пусть маленькими, пятиминутными, но помощниками убийцы!» [28]. И на жалкие оправдания ребят устало ответила, что каждый думал только о себе, даже она. Чтоб искупить свою вину, Юлька готова идти искать Генку.

В этой повести, кроме выпускников и учителей, есть еще один полноправный герой – обелиск, находящийся в центре городского сквера, на границе двух миров – обжитого и необжитого, света и тьмы. Он как рубеж между светом и тьмой в человеческих душах. Никто так и не дочитал до конца имена погибших. Они жизнь отдали, чтобы нынешние могли учиться, любить, жить. А вместо жизни и любви шестеро ребят чуть было не пали до человеконенавистничества. Социальное беспамятство могло обернуться преступлением. Вывод писателя очевиден: человек с отключенным прошлым опасен и для других, и для себя.

Бесспорно, формирование духовного мира происходит в подростковом возрасте, закладывается нравственная основа всей жизни. Но, по мысли автора, путь становления личности, начинающийся ещё в детстве, не прекращается никогда. Герои повести получили свой самый главный урок уже после вручения аттестатов. Тяжело переживая нравственное потрясение, каждый из ребят, может быть, впервые глубоко задумался о сущности человеческой души, о себе самом и о коллективе [Приложение 4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Становление личности в казахской детской литературе

§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева  «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство».

Казахская современная детская литература поднимает  ряд нравственных и психологических вопросов, способных вести читателя к решению своих личных проблем и переживаний. Наполнение литературы национальным колоритом и неповторимой оригинальностью позволяет, кроме того, приобщаться к традициям народа, познавать его историю и культуру.

 Самую большую известность казахскому писателю Б.Сокпакбаеву принесла повесть «Меня зовут Кожа». Она вышла в издательстве «Детская литература», а затем уже с русского языка была переведена на многие языки и издана за рубежом: во Франции, Польше, Чехословакии, Болгарии. И только после этого она вернулась домой – к своим исконным, казахским, читателям.

Внимание писателя в этом произведении привлекают не события, оставляющие след в истории, а будничное течение дней, наполненных разнообразными происшествиями в жизни подростка. Каждое проявление жизни оказывается для героя по-настоящему значительным,   каждая      её

деталь –   важной, каждый момент – существенным. Ни одно из событий не прошло бесследно. Основной и созидающей силой в формировании личности героя является семья. Здесь закладывается основание души. Для Кожабергена, героя повести, семья – это мама и бабушка. Непоседа Кожа с гордостью говорит о своих родных: «Разве мы втроём, я, она [мама] и бабушка, не живем так мирно и дружно?.. Маму уважают за хороший характер и светлую голову все в ауле… Грех хвастаться, но не только во всем ауле, а даже в целом районе нет, наверно, такого трудолюбивого человека, как моя бабушка. Мне никогда ещё не удавалось видеть бабушку спящей: проснуться раньше, чем она, или лечь спать позже её. Бабушка с утра хлопочет, доит двух коров, относит молоко на сепаратор, квасит его, процеживает творог, сбивает масло, наводит порядок в доме, сушит кизяк, готовит, стирает… Короче говоря, весь дом только на ней и держится» [29].

Ещё Достоевский утверждал, что условием правильного воспитания ребёнка является любовь: «Если родители добры, если любовь их к детям ревностна и горяча, то дети многое простят им и многое забудут потом не только из комического и безобразного, но даже не осудят их безапелляционно за совсем уж дурные дела их, напротив, сердца их непременно найдут смягчающие обстоятельства» [30]. Бабушка, поучая внука, не скрывает своего тёплого к нему отношения, а когда такой пример перед глазами, то и герой, несмотря на многие совершённые им проступки, растёт отзывчивым на чужое горе, верным в дружбе, непримиримым ко злу.

Информация о работе Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур