Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 08:38, научная работа
Основной целью данной работы является сопоставление произведений казахской и русской детских литератур последних десятилетий с точки зрения отображения в них процесса становления личности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
• рассмотреть детство как источник духовно-нравственного становления литературных героев;
• исследовать приёмы психологизма как основного способа изображения формирующегося характера;
• выявить общее и особенное в отображении процесса становления личности в казахской и русской детских литературах.
Введение ………………………………………………………………….
Глава I История изучения проблемы личности и процесса отображения становления личности в литературе…………………
Глава II. Изображение процесса становления личности в русской детской литературе второй половины XX века.………………………
§1. Особый мир ребёнка как начало взрослой жизни в повестях «Почём в Ракитном радости» и «Друг мой Момич» К.Д.Воробьёва……………………………………………………………….
§2. Воспитание высокой души как главный этап в становлении личности в повестях В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши» и «Ночь после выпуска».……………………………………………………..
Глава III Становление личности в казахской детской литературе ..
§1. Процесс формирования личности в произведениях Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство»………………………….
§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»………………………
§3. Формирование личности дошкольника в «Сказках для маленького Ельжана» А. Баянды………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Использованная литература…………………………………….............
Повествование ведётся от лица самого мальчика-подростка, признающегося во «Вступлении», что «мечта стать писателем появилась у меня, Кожа Кадырова, ещё в самом раннем детстве» [29]. Главное условие, которое ставит себе юный писатель,– «никому… не давать никаких поводов обвинять меня в том, что я напишу хоть одно неправдивое слово…» [29]. Эта правдивость позволяет пережить вместе с героем события, оказывающие влияние на формирование личности. Пытаясь доказать, что он «не такой уж маленький ребёнок» и может продолжить дружбу с Султаном, за которым закрепилась дурная репутация, и остаться честным человеком, Кожа становится соучастником преступления: выпит чужой кумыс и съедено мясо, украдена шкурка. Его твёрдое убеждение: «Лучше тысячу раз нарушить дисциплину, сто раз не выучить урока, оттузить десять девчонок и разбить нос Жантасу двадцать, даже тридцать раз, чем украсть хотя бы промокашку или перышко. Тот, кто способен своровать, может совершить любое, самое подлое преступление» [29] – не спасло его от соучастия в воровстве, совершённом Султаном. Стыдно вспоминать герою о совершенных проступках. Но в процессе самонаблюдения, самоуглубления происходит познание самого себя. Глубокий след оставляет в душе героя разговор об отце со школьным сторожем, который происходит во время педсовета. Кожаберген ожидает своей участи, дорогой человек – мама – там, где решается его судьба. В ту сторону, где она сидит даже взглянуть страшно. И как важно было услышать мальчику хорошие слова об отце, которого он почти не помнит. Внимание автора направлено на мысли, переживания героя. Кожа умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков: «И это я обрек маму на такой позор! Из-за меня она должна оправдываться, чувствовать себя виноватой, умолять чужих людей… Зачем я родился таким болваном и шалопаем!» [29].
Процесс становления личности начинается с поиска нравственных ориентиров. Тщательно выписывая муки героя перед собранием, по сути, автор рассказывает о пути человека к Истине, и, в конечном счете, самому себе: «… делая что-нибудь, нужно думать не только о том, сможешь ли ты оправдаться, но и о том, что в конце концов из-за твоих действий получится…» [29].
Кожа живёт не только впечатлениями. Он делает их предметом анализа, подыскивая им соответствующие толкования и закрепляя в своей памяти. Мучительные вопросы к себе, решение прекратить безрассудство, обещание исправиться – путь самоанализа героя.
Следует отметить живость, непринужденность повествования. Герой судит себя на тайном совещании, которым заканчивается повесть. На повестке дня один вопрос: как стать примерным и дисциплинированным учеником. С достаточной долей иронии, глядя в зеркало, герой сердится на самого себя: « – Встать! – крикнул я и стукнул кулаком по столу. Кара Кожа вскочил на ноги.– Садись!– Он снова сел» [29]. Решением тайного совещания становится программа действий из шести пунктов с примечаниями, самым важным из которых сам герой считает последний раздел: «Если я не выдержу этого великого испытания... мне не стоит учиться. Я должен тогда выбрать другой путь в жизни, чтобы стать человеком и не заставлять мою несчастную (из-за собственного сына!) маму переживать все хулиганские выходки, которые я совершу. Решение принято единогласно!» [29].
Внутренний мир героя качественно видоизменяется: он наполняется социально-психологическим содержанием. Кожаберген уже способен оценить ситуацию, увидеть себя со стороны. Таких ситуаций и столкновений, где происходит внутренняя борьба, будет ещё много. Именно в их преодолении протекает становление человека, подготавливающее его к равноправному участию в жизни [Приложение 5].
На протяжении всей повести герой пережил разлад отношений с одноклассниками, учителями, Жанар, да и близким доставил немало хлопот. В конце произведения Кожаберген приходит к сознанию своего собственного несовершенства: в нём пробуждается критическое отношение к самому себе. Поиски выхода, разработанная «программа» исправления завершаются смехом. Герой сразу вспоминает поговорку бабушки: «Ветер очищает воздух, смех – душу». Ему «стало как-то беспричинно и внезапно хорошо и весело» [29]. И мальчик замечает, что давно не видел такой чудесной ночи: месяц, заразившийся чудесным настроением, светит во всю. Единение с природой, ощущение себя её неотъемлемой частью создаёт в душе мальчика ожидание счастья. Живой меткий язык, доверительная интонация, лёгкая ирония к самому себе и окружающим, трепетное отношение к близким – вот те художественные особенности, которые помогают раскрыть автору путь становления подростка.
«То, что пережито в детстве, – говорил писатель, – не забывается никогда. Впечатления не скудеют, не охладевают. Они теплятся, как жар под слоем золы. Следует сдуть этот слой и вспыхивает огонь!..» [31]. Детство для Б.Сокпакбаева всегда оставалось источником формирования личности человека.
«Картины моего раннего детства, сохранившиеся в памяти, отрывисты и непоследовательны. Они похожи на кинокадры, которые смотришь в полудрёме, не зная ни их начала, ни конца» [29] - так начинается ещё одна автобиографическая повесть Б.Сокпакбаев «Путешествие в детство» о начале жизненного пути. В сложное время пришлось жить и учиться главному герою произведения. Предвоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой Бекен часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Открытия, которые герой делает в детстве, уроки, преподнесённые судьбой, усвоенные в раннем возрасте нравственные ценности становятся опорой в будущей жизни. Всё настойчивей вмешивается взрослый герой в повествование, комментирует, анализирует, сравнивает. Его интонация то грустная, то озорная, то ироничная, то восторженная. Писатель от лица Бекена ведёт рассказ о сложном времени и сложном человеческом характере. В повести много событий, которые являются вехами на пути взросления главного героя. Но, несомненно, самый тяжёлый урок, который преподносит судьба подростку, – это смерть матери. Пока была жива мать, все невзгоды переносились легко: «В нашем народе неспроста поют песни с таким содержанием: когда у ребёнка есть мать – у него есть всё. И сейчас я могу смело сказать: у меня есть всё, потому что у меня есть мать. Даже в те дни, когда в нашем доме хоть шаром покати, она ухитряется каким-то чудом накормить меня. Где-то что-то она изыскивает, стряпает, сама не ест, а подносит ложку к моему рту» [29].
Дети бывают счастливы только там, где их любят, и там, где в семье царит лад. Герой вспоминает, что в семье мать уважали, её никто не смел ослушаться, за исключением разве отца, да и это случалось редко. Он не мог вспомнить, чтобы у них в доме был скандал или какой-нибудь шум. Со смертью матери окончилась для героя и без того не очень-то счастливая пора детства: «Сиротство! Какое холодное и отвратительное слово!» – с горечью восклицает герой – «О природа! Зачем ты меня создала человеком, дала мне мысли и чувства! Зачем оставлять меня без материнской ласки, как голого неоперившегося птенца!» [29]. Чтобы передать драматизм ситуации, писатель использует приём олицетворения. Древняя река Текес преподносит Бекену урок: «Приди в себя, дитя моё, и возвращайся домой. В последние минуты, зная, что мать угасает навсегда, ты должен быть рядом с нею, будь у неё перед глазами и попрощайся. … Она сейчас напрягает последние жизненные силы, борется со смертью, чтобы ещё раз взглянуть на тебя и попрощаться. Возвращайся домой!» [35]. Взрослеющий герой вспоминает об этом страшном уроне, каким отяготила его судьба. Отныне путь становления представляет собою процесс расширения сферы его контактов с миром и населяющими его людьми [Приложение 6].
Художник не утяжеляет душу
ребёнка сложными
Герой стремится всем сердцем к образованию, любит читать. Очень важен для характеристики героя момент, когда он вспоминает о чёрной неблагодарности по отношению к родственникам – многодетной семье. Они приютили его, относились как к родному. Но Бектас во время редких наездов домой в Костобе, всё чаще стал дурно отзываться о своих родственниках. Чувство вины, стыда, котороё не даёт подростку покоя, можно ощутить в пословице, которая всплывает в памяти героя: «У нас говорят так: положи плохую собаку на золотое блюдо – она спрыгнет с него» [29].
«Путешествие в детство» Б. Сокпакбаева заставляет нас задуматься: а какая она жизнь? И автор описывает жизнь такой, какая она есть: со своими плюсами и минусами, светлыми и тёмными сторонами. Произведение даёт возможность рассуждать о чести, доброте, человечности. Детство для писателя, безусловно, не только образ прошлого и предмет изображения, но и особая нравственно-зрячая духовная память, средство проникновения в самую суть человеческих взаимоотношений, тот фундамент, на котором строятся образы и сюжет.
§2. Влияние экологической катастрофы на становление личности героя рассказа Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».
Страшные события, связанные с Семипалатинским полигоном, отражены в рассказе Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», посвященном гражданам Невады и Семипалатинска. Через восприятие семилетнего мальчика (Роллан был свидетелем испытания водородной бомбы) передается трагедия народа, его страдания и боль. Это произведение пронизано острым чувством ответственности человека перед природой. Писатель пытается достучаться до сознания людей, напоминая им, что сегодня преступно не только уничтожать природу, но и бездействовать перед лицом уничтожаемой природы. Это событие отразилось не только на судьбе целого народа, но оказало влияние на формирование личности героя [Приложение 7]. Отличительная черта творчества Роллана Шакеновича 70-80-х годов весьма ощутимая по советским условиям попытка смотреть правде в глаза – правде истории и современности. Первый ядерный взрыв на советском пространстве произошёл именно в Казахстане, казалось бы, в недрах самого миролюбивого, гостеприимного и терпеливого народа. Одной из ключевых тем рассказа «День, когда рухнул мир» (1988г.) является тема влияния экологической катастрофы на нравственное становление личности героя. «Ты слышишь, как дрожит вечная наша земля, сын мой?» [32] - этот вопрос во сне задаёт повзрослевшему сыну давно ушедший из жизни отец.
Отца нет в живых уже пять лет, но память взрослого человека, ставшего писателем и живущего в Москве, раз за разом возвращается к событию, оказавшему влияние на всю последующую жизнь: первому ядерному взрыву на Семипалатинском полигоне.
«Отец, если боль земли не дано понять живым, то как же ощущают её мёртвые?» – «Мёртвые мудрее вас, живых…» [32]. Беда в Чингисские горы пришла летом пятьдесят третьего года. Глазами ребёнка мы переживаем трагедию целого народа, начавшуюся с непонятного слова «эвакуация». Глубокий след в душе героя оставила ситуация выбора: остаться с дедушкой или уехать в город вместе с матерью. В городе – любимая бабушка. Но решение остаться с дедушкой принимает уже не ребёнок, а повзрослевший, вследствие ответственности и желания помочь, маленький человек.
В автобиографическом повествовании бесконечно многообразны ракурсы, под которыми рассматривается и воспроизводится действительность и человек. Пожалуй, самый объёмный в этом случае комплекс проблем, привлекающий художника, – это «жизнь – смерть». В жизни привлекает её полнота, бесконечная динамичность; смерть воспринимается как вечная загадка. Память героя сохранила яркую деталь: листочки, на которых была обозначена дата конца света. «И вот он, кажется, наступает, предсказанный бродягой конец света. Во что же превращается душа людская после смерти? Меня как током ударило, горячая волна пробежала от макушки до пяток – так хотелось жить. Семилетний мальчик, я впервые задумался о смерти, которая раньше не занимала никакого места в моём сознании, впервые реально почувствовал грозное приближение безликой старухи с косой… День-другой – и душа моя предстанет перед небесным судилищем… Надо мной, над всем, что меня окружает, нависло чёрное облако смерти…» [32].
Ситуация столкновения деда с «казённым человеком», его смелые, неравнодушные вопросы о судьбе родной земли подготавливают юного героя к равноправному участию в жизни. В ситуации, когда родной дед преподносит внуку урок гражданской смелости, формируются нравственные ориентиры мальчика: «Стойте и слушайте правду! Неужели вы не только ум, но и честь потеряли?.. Хотя… по нынешним временам честь, видать, для многих – неподъёмная ноша. А только кому вы будете нужны, если у вас ни чести, ни совести нету, а? Об этом вы подумали?» [32].
Гибель маленькой девочки Кенже, ставшей первой жертвой ядерного взрыва, оставила глубокий след в душе Роллана. Под кошмой, в полной темноте рядом с мертвой Кенже он внезапно понял, что был влюблен в эту маленькую болезненную девочку. На всю жизнь запомнил мальчик сон накануне взрыва. К нему явилась тень грозного барса. Нависла она над Ролланом: «Помни, всё помни, сынок! Запоминай, запоминай, запоминай! Ибо придёт такое время, которое заставит тебя поведать миру правду, горькую правду о том, что ты видел…» [32]. [Приложение 8].
Ему было семь лет. И именно тогда впервые юный Роллан задумался о том, какое количество смертей, боли, страданий, унижения, оскорблений выпало на долю народа Чингистау. Став взрослым, он ещё не раз становился очевидцем нового взрыва: земля задрожала даже в городе. И в момент взрыва ему важнее восстановить прошлое, чем прочитать на следующий день в газетах сообщение ТАСС на эту «тему». В день поминовения отца взрослый Роллан отправляется в горы навестить могилы дедушки, бабушки, Кенже. Останавливаются на ночлег в семье знакомых, у которых дети-инвалиды. И стыдно герою смотреть в лицо одной из многочисленных трагедий народа. Слишком много горя навидался он на родных просторах. На встрече со студентами в марте 2009 года Роллан Шакенович рассказал, что пишет ещё один роман о трагедии Семипалатинска «Будущий хлеб взойдёт на трупах». «Чем быстрее допишу его, тем лучше. Он нужен миру», – заключил писатель.
Информация о работе Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур