Орфоэпические нормы русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Алкоголь, апостроф, балованный, бензопровод, вечеря, врала (она), олигархия, премировать, они звонят, творог, феномен.
Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.
Изведенный, одновременный, житие, маневры, скабрезный.
Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».
Де-факто, критерий, музей, Одесса, патент, пресса, прессинг, тандем, тенденция, термин, террор .
Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.
Запасник, замок, хоры.
Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»
Балалаечник, булочная, отлично, подсвечник, Савична, сердечные капли, скучно, шапочный.

Файлы: 1 файл

контрольная_работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Сад был старинный, наполовину высохший, всегда пустынный. 2. Инженер-конструктор предложил такие дополнения к проекту, которые хоть и осложнили, но значительно улучшили его. 7. Профессия накладывает на человека особенный отпечаток. 4. Искомые остатки показывают, что в период, предшествующий полному исчезновению этих животных, динозавры страдали какими-то недугами. 5. На предприятии пока ещё не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Представление – предоставление, приметный – приметливый, реалистический – реалистичный, скрытый – скрытный, соседский - соседний.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. Многие наши фильмы получили (большую признательность – большое  признание) за рубежом. 2. С (большой раздражительностью – большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 3.  В конце книги был приведён список (рекомендованной – рекомендательной) литературы. 4. Он (сыскал – снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, человек творческой мысли. 5. Для похода нужно купить (туристические – туристские) карты и (туристические – туристские) куртки, а также разработать (туристические – туристские) маршруты.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 3.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Адвокат, аспирант, машинист, кондуктор, педагог.

Задание 2. Определите род существительных.

Рефери, фрау, буржуа, денди, миледи, пони, «Таймс», НПО, театр-студия.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1.Сказки Ганнс… Христиан… Андерсен… любят дети всего мира. 2. Заседание состоялось на кафедре у профессор Гордейчук… 3. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк… 4. сёстры Камила и Анна Паттерсон… прибыли в театр. 5. Братья Паттерсон… опубликовали новый роман.

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Фельдшер, штемпель, якорь, снайпер, редактор, шофёр, торт..

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Грузины, мандарины, монголы, носки, чулочки, якуты, ясли.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Старшие братья уехали, младшие  дожидались, пока за ними (трёмя/троими) приедет мать. 2. При больном неотлучно находились (трое слуг/три слуги). 3. Семинар вели (два доцента/двое доцентов). 4. На занятиях не было (обеих/обоих сестёр). 5. Пароход ждали только (четверо/четыре женщины).

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. Газеты сообщили, что за истекший  год было собрано более 580 тысяч  тонн зерна. 2. Из 596 вычесть 387. 3. К  243 прибавить 593. 4. У нас не хватало  более 1,5 кг масла. 5. Деревня находится  в 163 (километр) от города.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Родственный взгляд, торжественный  приём, бессмысленный поход, трудный  год, естественный макияж.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Тосковать, затмить, убедить, предшествовать, осуществиться.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 4.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

(она)убрала, завсегдатай, заговор, кладовая, маркетинг, начать, оптовый, поутру, раджа, статуя, столяр, черпать, она перезвонит.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Забеленный, новорожденный, свекла, опека, белесый.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Де-факто, диспансер, индексация, пюре, форель, шатен, шинель, экспресс, энергия, эссенция, юмореска, юриспруденция.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них.. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Острота, мокрота, характерный.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Прачечная, пушечный, речной, Савична, сердечные капли, сердечный друг, скворечник.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Вакантный, вексель, вердикт, вестибюль, вето, виртуозный, вокальный, концепция, конъюнктура, координировать, копирайт, корректировать, корректный, коррупция, котироваться, курировать, курьёзный, лаконичный, легитимный, лейтмотив, лексикон, лимит.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Нельзя к работе строителей  подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 2. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год. 3. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть осознание долга и ответственности перед коллективом. 4. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном. 5. Одна из особенностей нерыночной экономики – дефицит товаров и услуг.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 2. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 3. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 4. Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций. 5. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пёструю картину.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Отчётный  – отчётливый, политический – политичный, понятный – понятливый, представительский – представительный, представить – предоставить.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. В (соседнем – соседском) доме  слышались весёлые голоса. 2. (Успешно произвести – провести) раскопки древнего городища. 3. Коротко изложить (существо – сущность) произведения. 4. При переиздании писатель внёс в книгу несколько чисто (стилистических – стилевых) исправлений. 5. В начале конференции трибуна была (предоставлена – представлена) гостям для приветствий.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 4.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Лётчик, парикмахер, тренер, руководитель, геолог.

Задание 2. Определите род существительных.

Авеню, колибри, кольраби, салями, конферансье, ДЕЗ, ЕИРЦ., музей-квартира.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. Письмо было написано американской девочкой Самант… Смит… 2. Декларация была подписана канцлером Роберт… Смит… 3. Супруги Клинтон… посетили Московскую выставку. 4. Муж и жена Беринг… позвонили нам. 5. Адольф и Михаил Готлиб… провели презентацию у нас на фирме.

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Оратор, офицер, профессор, сторож, приговор, ревизор, сторож.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, башни, калмыки, носки, полотенца, таджики, туфли.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Насыпь возводилась с помощью  (двоих/двух) бульдозеров. 2. (Трое/три)  работниц(ы) не смогли выйти на работу. 3. Двое/два) (котят/котёнка) играли на полу.  4. В (обоих/обеих странах) скоро будут выборы. 5. Я встретился с (обоими/обеими) товарищами.

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. К 76663564 прибавить 7936664. 2. Корпорация  провела опрос среди 600 (руководитель),

Оказалось, что 88,9% (руководитель) поддерживают  идею рыночной экономики. 3. За массовую приватизацию предприятий выказались более 51% опрошенных.  4. Наша коллекция  пополнилась 200 экспонатами. 5. Мы получили свыше 1,5 тыс. тонн угля.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Действенный способ, хитрый грузин, меткий стрелок, многочисленный отряд, естественный макияж.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Заквасить, басить, ощутить, хныкать, тосковать.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 5.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Вчистую, газопровод, квашение, (она) звала, откупорить, приговор, приданое, танцовщик, упрочение, щавель, экспортировать, созвонимся.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Желоб, планер, побасенка, шедевр, недоуменный.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Антисептика, астероид, атеист, консервация, паштет, прессинг, протеже, протекция, тезис, террор, энергия.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них.. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Наголо, угольный, проклятый.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Подсвечник, поперечник, порочный, прачечная, прочный, пустячный, пушечный.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Базис, баллотироваться, бартер, библиотека, бойкот, брифинг, вакантный, лимитировать, лоббизм, лояльный, манкировать, маркетинг, меморандум, мемуары, менеджмент, менталитет, меценат, мигрировать, миниатюрный, минимальный, мониторинг, монолитный.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Юбиляру подарили модный кейс. 2. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лейбл. 3. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити. 4. Необходимо предать протесту легитимную форму. 5. Одна из особенностей нерыночной экономики – дефицит товаров и услуг.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Можно было привести ряд чисел, касающихся всех сторон жизни этой республики. 2. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака лёгких и других заболеваний. 3. Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 4. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребёнком. 5. Раскрывая предложенную тему мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Описка – отписка, органический – органичный, освоить – усвоить, осуждение – обсуждение, ответственный – ответный.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1.  Для безопасности обслуживающий персонал при электродуговой сварке должен быть обеспечен (высокопроизводственными – высокопроизводительными) электродами. 2. Это наказание носит чисто (воспитательный – воспитательский) характер. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборные – выборочные) должности. 4. Он дал нам настолько (дипломатичный – дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 5. В нашем клубе часто бывают (драматичные – драматические) постановки.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 5.

Грамматические нормы русского языка.

Информация о работе Орфоэпические нормы русского языка