Орфоэпические нормы русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Алкоголь, апостроф, балованный, бензопровод, вечеря, врала (она), олигархия, премировать, они звонят, творог, феномен.
Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.
Изведенный, одновременный, житие, маневры, скабрезный.
Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».
Де-факто, критерий, музей, Одесса, патент, пресса, прессинг, тандем, тенденция, термин, террор .
Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.
Запасник, замок, хоры.
Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»
Балалаечник, булочная, отлично, подсвечник, Савична, сердечные капли, скучно, шапочный.

Файлы: 1 файл

контрольная_работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

1. В Антарктиду доставили самолётом  24 полярник… 2. К 7,85 прибавить  5,43. 3. Самые быстрые бегуны мира  развивают  скорость от 36 до 43 километров в час. 4. К 1778 прибавить 852. 5. От 17464 отнять 11090.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Легкомысленный юноша, многочисленный отряд, двусмысленный ответ, бессмысленный  поход, вдохновенный поэт.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Тошнить, пылесосить, начинать, обтрепаться, стрекотать.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 8.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Еретик, жалюзи, искони, квартал, она звала, они позвонят, колосс (великан), ломота, наотмашь, обеспечение, откупорить, присовокупить, упрочение.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Ерничать, желоб, новорожденный, острие, осетр.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Акварель, астероид, бизнес, бутерброд, демилитаризация, демисезонный, демпинг, депрессия, фанера, федеральный, фланель.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Видение, хаос, характерный.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Ильинична, качнуть, конечно, коричневый, красочный, крошечный, маскировочный.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Аналогичный, аннексировать, аномалия, анонимный, антагонизм, антипатия, апеллировать, регресс, резюме, рейтинг, реноме, респондент, реставрация, ресурсы, референдум, ритуал, санкционировать, секвестр, симпозиум, спонтанный, стагнация, статус-кво,

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Кардинальный пункт расхождений  между участниками дискуссии  путём компромисса был сведён  на нет. 2. Истинным стимулом деятельности  каждого человека должно быть  осознание долга и ответственности  перед коллективом. 3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 4. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать специфические их особенности. 5. Идентичные решения было принято студентами второго курса.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Огромную территорию этого края занимала выжженная солнцем степь, почти всегда безлюдная, пустынная. 2. Экономическая эффективность только от применения новейшей технологии составит миллионы рублей. 3. Во время экзаменационной сессии даже краткий отдых снимает нервное напряжение и утомляемость. 4. свежий берёзовый сок – прозрачен, ароматичен, вкусен и весьма полезен. 5. Мы добились столь высоких хороших результатов.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Запасный – запасливый, злой –  злостный, исполнительный – исполнительский, историчный – исторический, командированный – командировочный.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. Прошу (представить – предоставить) мне очередной отпуск с 3-го  по 27 число сего месяца. 2. Думаю,  что наши планы могут считаться (реалистичными – реалистическими). 3. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный – спасительный) жилеты. 4. Надо (тактично – тактически намекнуть ему, что он не должен принимать столь ответственные (тактичные – тактические) решения. 5. Андрей – человек (удачный – удачливый), а сегодняшний день для него особенно удачный.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 8.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Редактор, ткач, техник, тракторист, токарь.

Задание 2. Определите род существительных.

Кашне, меню, мозоль, мокко, Бали, МГУ, НАТО, диван-кровать.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. Эти сказки написаны братьями Гримм… 2. Новое произведение Генрих… и Томас… Манн… было выпущено небольшим тиражом. 3. Франклин и Элеонора Рузвельт… прибыли на отдых в Калифорнию. 4. Муж и жена Робсон… совершили путешествие на яхте. 5. Сёстры Гамильтон… прибыли на конференцию.

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Инженер, катер, лектор, лидер, номер, конструктор, паспорт.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Гусары, зразы, иглы, калмыки, киргизы, карты, килограммы.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Радостно встретились после  долгой разлуки (два друга/двое  друзей). 2. Она мучительно боролась  за свою жизнь, страшась оставить  без всякой помощи (четыре сироты/четырёх  сирот/четверых сирот). 3. На (обеих/обоих)  берегах реки раскинулись поля. 4. На празднике я встретился с (обоими/обеими) своими товарищами 5. В семье было (три сына\трое сыновей), все (три/трое) – прекрасные охотники.

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 2. Длина окружности равна 422 см. 3. Из 596 вычесть 387. 4. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 5. К 1778 прибавить 852.

.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Безукоризненный костюм, невежественный человек, посредственный ответ, ответственный класс, легкомысленный юноша.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Обессмертить, басить, отпочковаться, вечереть, тошнить.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 9.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Вчистую, избалованный, договор, ты перезвонишь, домовая, донельзя, задолго, кулинария, озвучение, она приняла, пиццерия, селянин, христианин.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Блеклый, вычерпывать, гренадер, житие, женоненавистник.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Академия, декада, декан, идентичный, компьютер, консенсус, корректный, кредо, музей, Одесса, орхидея.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них.. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Атлас, броня, запасник.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Горячечный, дачник, добавочный, закадычный, игрушечный, Ильинична, качнуть

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Актуальный, альтернатива, альтруизм, альянс, амбиция, анализ, аналогичный, стационарный, стереотип, суверенитет, схоластичный, тезис, тотальный, тривиальный, уникальный, утилитарный, фальсифицировать, фатальный, фауна, фиаско, филигранный, флора.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Самоходное шасси – в том  или ином амплуа – может  работать весь год. 2. Многие дореволюционные  интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 3. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 4. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 5. Эффективность режима экономики во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. К заседанию редколлегии газеты были подготовлены короткие отчёты о выполнении порученных обязательств. 2. В работах большого художника непременно чувствуется что-то своё, особенное. 3. Профессия накладывает на человека особенный отпечаток. 4. Просторное помещение, в которое мы попали, оказалось полутёмным, заброшенным, полупустынным. 5. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Гармоничный – гармонический, демократичный  – демократический, дипломатический  – дипломатичный, длинный – длительный, добровольный – добровольческий.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. Он проявил (хозяйский –  хозяйственный) заинтересованность  в решении (хозяйский – хозяйственный)  вопросов. 2. Гражданам, не обеспеченным жильём, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления – предоставления) квартир. 3. Верховенство права и закона – общий и (главный – заглавный) принцип нового государства. 4. Всё, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано – описано) в современных публикациях. 5. Анализ финансового положения проводится на основании данных бухгалтерской (отчётливости – отчётности).

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 9.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Лётчик, парикмахер, певец, писатель, продавец.

Задание 2. Определите род существительных.

Какао, колибри, Капри, картофель, кашне, РПЦ, АООТ, сумка-рюкзак.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. Декларация была подписана Роберт… Смит… 2. Заседание состоялось на кафедре у профессор Гордейчук… 3. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк… 4. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк… 5. На концерте прозвучали  произведения Майбород…

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Город, директор, бухгалтер, доктор, выбор, договор, инспектор.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Барыши, басни, башни, бланки, вафли, гектары, грузины.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Радостно встретились после  долгой разлуки (два друга/двое  друзей). 2. Она мучительно боролась  за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты/четырёх сирот/четверых сирот). 3. На (обеих/обоих) берегах реки раскинулись поля. 4. На празднике я встретился с (обоими/обеими) своими товарищами 5. В семье было (три сына\трое сыновей), все (три/трое) – прекрасные охотники.

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. Музей пополнился 2875 экспонатами. 2. Прибыль возросла с 567 до 678 тысяч. 3. Около 65% информации. 4. К 691 прибавить  11. 5. Доволен 345678.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Медленный темп, мужественный человек, родственный взгляд, торжественный  приём, безукоризненный костюм.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Хныкать, тосковать, разъяснить, рассветать, обессмертить.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 10

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Вероисповедание, газопровод, жизнь  прожита, давнишний, мы позвоним, жалюзи, завидно, издавна, копировать, красивее, мельком, на похоронах, облегчить.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Афера, бытие, двоеженец, иноплеменный, маневры.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Адекватный, гантели, гротеск, демилитаризация, диспансер, идентичный, термин, шатен, шинель, экспресс, энергия.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Информация о работе Орфоэпические нормы русского языка