Орфоэпические нормы русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Алкоголь, апостроф, балованный, бензопровод, вечеря, врала (она), олигархия, премировать, они звонят, творог, феномен.
Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.
Изведенный, одновременный, житие, маневры, скабрезный.
Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».
Де-факто, критерий, музей, Одесса, патент, пресса, прессинг, тандем, тенденция, термин, террор .
Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.
Запасник, замок, хоры.
Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»
Балалаечник, булочная, отлично, подсвечник, Савична, сердечные капли, скучно, шапочный.

Файлы: 1 файл

контрольная_работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Министр, врач, директор, секретарь, спортсмен.

Задание 2. Определите род существительных.

Шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе, фрау, буржуа, ОВД, РА, книга-справочник.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. В детстве он охотно читал  Жюл… Верн… 2. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк… 3. Его всегда интересовали философские воззрения Жан…-Жак…Руссо. 4. Мне нравится музыка Моцарт… и Пучини. 5. Вдовой композитора Констанцией Моцарт… были проданы некоторые ноты.

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Редактор, шофёр, торт, год, цех, сектор, шулер.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Таджики, туфли, цыгане, чулки, чулочки, яблони, якуты, ясли.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Насыпь возводилась с помощью  (двоих/двух) бульдозеров. 2. (Трое/три) работниц(ы) не смогли выйти на работу. 3. Двое/два) (котят/котёнка) играли на полу.  4. В (обоих/обеих странах) скоро будут выборы. 5. Я встретился с (обоими/обеими) товарищами.

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. Вес перевозимого груза – более 189 тонн. 2. К 243 прибавить 593. 3. Газеты сообщили о 1500 людей, оставшихся без крыши над головой. 4. В результате профилактических мероприятий было выявлено свыше 6580 больных гриппом. 5. Площадь треугольника равна 498 см2.

 

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Тудный  год, хитрый грузин, меткий стрелок, жёсткий  матрас, естественный макияж.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Победить, проглотить, зиять, зиждиться, заквасить.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 6.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Втридорога, грушевый, дозвониться, житие, завидно, завсегдатай, нормировать, опека, петля, принудить, пуловер, творог, она отослала.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Одновременный, киоскер, приглушенный, блеф, женоненавистник

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Компресс, корректный, лазер, лотерея, мотель, Одесса, патент, пресса, претензия, продюсер, фанера.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них.. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Ледник,  замок, мука.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Молочная каша, нарочно, Никитична, ночной, огуречный, отлично, подсвечник.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Ассимилировать, ассоциировать, атеизм, атрибут, аудиенция, аудитор, афера, монополизировать, мораторий, негативный, нивелировать, нонсенс, ностальгия, нюанс, обструкция, одиозный, оппозиция, оптимальный, органический, ординарный, ориентировать, паблисити.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. 2. Переселять стариков в Митино, в Бутово?.. Ну зачем же переселять человека из той микрофлоры, в которой жил? 3. В новом альянсе соединились в средства  и возможности. 4. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном. 5. Всё сильнее ностальгия по прекрасному.  

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Имидж – это образ, надуманный  для показа другим внешних  качеств человека, его образа  жизни, его действий. 2. Партнёр  – это соучастник какого-либо действия, события, игры. 3. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 4. Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 5. По сведениям из осведомлённых источников, намечено подписание соглашение о…

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Нестерпимый – нетерпимый, обеднеть – обеднеть, обидный – обидчивый, оборотливый – оборотный, опасливый – опасный.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. Он дал мне (дружеский- дружественный) совет. 2. У (запасного – запасливого) человека всегда есть нужный инструмент. 3. Осторожно, во дворе (злостная – злая) собака. 4. Его (исполнительный – исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 5. (Критичный – критический) анализ этого исследования был не очень (критичный – критический).

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 6.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Руководитель, геолог, животновод, почтальон, студент.

Задание 2. Определите род существительных.

Чили, цеце, шимпанзе, «Ньюс кроникал», бродяга, ФГУПП, ОАО, плащ-палатка.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. Адольфи Михаил Готлиб… провели  презентацию у нас на фирме. 2. Подарок предназначался Ивану  Жук…3. Мне очень нравятся фильмы  с участием Жан…-Ришар… Блока. 4. Прозвучала песня в исполнении  Игоря Корнелюк… 5. Словарь был  написан профессором Дурнов… (-о в им.п.).

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Ревизор, сторож, фельдшер, штемпель, якорь, снайпер, редактор.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Партизаны, погоны, полотенца, простыни, сапоги, таджики, туфли.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (трёмя/троими) приедет мать. 2. При больном неотлучно находились (трое слуг/три слуги). 3. Семинар вели (два доцента/двое доцентов). 4. На занятиях не было (обеих/обоих сестёр). 5. Пароход ждали только (четверо/четыре женщины).

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. Из 1109 важнейших объектов было  введено лишь 749. 2. Сметная стоимость  второй очереди канала составляет  более 455 миллионов.  3. Более 1500000 рублей прибыли извлекли бизнесмены. 4. Из 8765 вычесть 2345. 5. К 3450 прибавить 90123.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Вдохновенный поэт, сильный удар, редкий охотник, близкий магазин, смешной  монолог.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Срекотать, проклюнуться, оттаять, холодать, победить.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 7.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Гордиев узел, исповедание, камбала, премия роздана, каталог, менеджмент, мусоропровод, одновременный, озвучение, украинец, факсимиле, звонок звонит, феномен.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Грубошерстный, зев, отключенный, свекла, одноименный.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Аутсайдер, бартер, девальвация, интеграция, интеллект, крем, лазер, менеджер, свитер, тент, трек.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них.. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Кругом, безобразный, кирка. 

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Кузьминична, маскировочный, мелочный, Млечный Путь, молочная железа, нарочно, ночной

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Апелляция, апогей, арбитраж, аргумент, ареал, аспект, ассимилировать, пацифизм, педантичный, позитивный, полярный, протекция, потенциальный, прерогатива, приоритет, провоцировать, продуктивный, протекционизм, профилактика, проформа, пунктуальный, радикальный.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. В качестве свидетелей на  суде фигурировали самые разнообразные  люди. 2. Никакие резоны не действовали  на упрямого спорщика, и никакие  аргументы не могли его переубедить. 4. Не будем экстраполировать вопрос  инфляции. 3. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. 5. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Искомые остатки показывают, что в период, предшествующий полному исчезновению этих животных, динозавры страдали какими-то недугами. 2.  Планирование, просчёт вашей кухни, гостиной, спальни происходит бесплатно. 3. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы. 4. Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безопасность. 18. Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал. 5. Пресса высоко позитивно оценила результаты выборов.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Командированный – командировочный, комический – комичный, критический  – критичный, методичный – методический, ненавистнический – ненавистный.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. Мы не поняли, почему он так  поступил, и не считаем его  действия (логичными – логическими). 2. Он привык работать без надрыва  (методически – методично), чётко выполняя все (методические – методичные) рекомендации. 3. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо – нетерпимо), это уже стало для меня  (нестерпимо – нетерпимо). 4. Мы с вами должны собраться и (оговорить – обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены – обговорены) в соглашении. 5. Эти (потребительные – потребительские) продукты не пользуются (потребительным – потребительским) спросом.

 

Вариант № 7.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Слесарь, секретарь, спортсмен, учитель, тренер.

Задание 2. Определите род существительных.

Статус-кво, Сухуми, тюль, такси, АОЗТ, ЕЭС,  миледи, ракета-носитель.

1. Муж и жена Робсон… совершили путешествие на яхте. 2. Сёстры Гамильтон… прибыли на конференцию. 3. Супруги Клинтон… посетили Московскую выставку. 4. Муж и жена Беринг… позвонили нам. 5. Они пригласили Франклина и Элеонору Рузвельт…

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Паспорт, оратор, офицер, профессор, сторож, приговор, ревизор.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Килограммы, мандарины, монголы, носки, оладьи, осетины, партизаны.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Радостно встретились после  долгой разлуки (два друга/двое  друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты/четырёх сирот/четверых сирот). 3. На (обеих/обоих) берегах реки раскинулись поля. 4. На празднике я встретился с (обоими/обеими) своими товарищами 5. В семье было (три сына\трое сыновей), все (три/трое) – прекрасные охотники.

Задание 8.  Запишите словами числительные.

Информация о работе Орфоэпические нормы русского языка