Орфоэпические нормы русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Алкоголь, апостроф, балованный, бензопровод, вечеря, врала (она), олигархия, премировать, они звонят, творог, феномен.
Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.
Изведенный, одновременный, житие, маневры, скабрезный.
Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».
Де-факто, критерий, музей, Одесса, патент, пресса, прессинг, тандем, тенденция, термин, террор .
Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.
Запасник, замок, хоры.
Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»
Балалаечник, булочная, отлично, подсвечник, Савична, сердечные капли, скучно, шапочный.

Файлы: 1 файл

контрольная_работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Хоры, парить, отзыв.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Античный, балалаечник, булочная, вечный, горчичник, горячечный, дачник.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Абориген, абстрактный, адаптация, адекватный, администрировать, ажиотаж, аксессуар, формальный, форс-мажор, функционировать, эквивалентный, эксклюзивный, экспансия, экспорт, экспроприировать, экстравагантный, экстраполяция, эксцентричный, эмбарго, эпизодичный, экспозиция, юрисдикция.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Нельзя к работе строителей  подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны вовремя информировать о повестке дня и времени начала работы. 5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Сад был старинный, наполовину высохший, всегда пустынный. 2. Инженер-конструктор предложил такие дополнения к проекту, которые хоть и осложнили, но значительно улучшили его. 3. мой друг отдавал любимому предмету все свои физические и духовные силы. 4. С особенным удовольствием профессор назвал лучшие курсовые работы. 5. К тому же право подписи над документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Архаичный – архаический, бережливый – бережный, будний – будничный, воспитательный – воспитательский, выборный – выборочный.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. Отсутствие научно (основанных  – обоснованных) механизмов прогнозирования  привело к известному дисбалансу  в этой сфере. 2. (Отчётный –  отчётливый) концерт прошёл в  канун Нового года. 3. В докладе  присутствовали (явные – явственные) ошибки. 4.  Он отличался своими (ненавистный – ненавистнический) взглядами к (ненавистный – ненавистнический) врагам. 5. Он был очень (обидный – обидчивый) человек, его всегда больно ранили (обидный – обидчивый) шутки.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 10

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Артист, врач, директор, корректор, инженер.

Задание 2. Определите род существительных, подбирая к каждому слову прилагательное.

Боа, гороно, депо, Дели, довесок, РИА, ООН, автомвт-закусочная.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. В детстве он охотно читал  Жюл… Верн… 2. Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол… Сартра. 3. Сказки Ганнс… Христиан… Андерсен… любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август… Шлегел… 5. Письмо было написано американской девочкой Самант… Смит…

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Адрес, автор, берег, аптекарь, век, ветер, прожектор, агитатор.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, ананасы, армяне, англичане, апельсины, баклажаны, бананы.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Старшие братья уехали, младшие  дожидались, пока за ними (трёмя/троими) приедет мать. 2. При больном неотлучно находились (трое слуг/три слуги). 3. Семинар вели (два доцента/двое доцентов). 4. На занятиях не было (обеих/обоих сестёр). 5. Пароход ждали только (четверо/четыре женщины).

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. Газеты сообщили, что за истекший  год было собрано более 580 тысяч  тонн зерна. 2. К9345 прибавить 7812. 3. Более 2500 человек обратились с  просьбой улучшить жилищные условия. 

4. В диссертации имеется приложение  с 65 схем… 5. Из 24567 вычесть 6789.

 

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Действенный способ, дружественный жест, единственный выход, искусственный орган, медленный  темп.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Ощутить, махать, колыхать, плескать, хныкать.


Информация о работе Орфоэпические нормы русского языка