Орфоэпические нормы русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Алкоголь, апостроф, балованный, бензопровод, вечеря, врала (она), олигархия, премировать, они звонят, творог, феномен.
Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.
Изведенный, одновременный, житие, маневры, скабрезный.
Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».
Де-факто, критерий, музей, Одесса, патент, пресса, прессинг, тандем, тенденция, термин, террор .
Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.
Запасник, замок, хоры.
Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»
Балалаечник, булочная, отлично, подсвечник, Савична, сердечные капли, скучно, шапочный.

Файлы: 1 файл

контрольная_работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Вариант № 1.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Алкоголь, апостроф, балованный, бензопровод, вечеря, врала (она), олигархия, премировать, они звонят, творог, феномен.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Изведенный, одновременный, житие, маневры, скабрезный.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Де-факто, критерий, музей, Одесса, патент, пресса, прессинг, тандем, тенденция, термин, террор .

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Запасник, замок, хоры.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Балалаечник, булочная, отлично, подсвечник, Савична, сердечные капли, скучно, шапочный.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Депрессия, диаметральный, диапазон, дивиденд, дилемма, дилер, дилетант, дискредитация, дискриминация, дискутировать, дислокация, диссонанс, доминировать, дублировать, идентичный, идиллия, иллюзия, имидж, имитировать, импичмент, импозантный, импорт.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Кардинальный пункт расхождений  между участниками дискуссии  путём компромисса был сведён  на нет. 2. Для обоснования и  корректирования проекта планировки  пригородной зоны потребуется  масштабная карта окрестностей  города. 3. Идентичные решения было принято студентами второго курса. 4. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал. 5. Необходимо предать протесту легитимную форму.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последние годы было создано  массовое количество инновационных  форм. 2. Сельским товаропроизводителям  стало экономически ущербным  реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Тяготится – тяготеет, удачный - удачливый, фактический – фактичный, хозяйский – хозяйственный, явный – явственный.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. Никогда не забудет наш народ  (геройские - героические) дни  Ленинградской блокады. 2. Сюжетом  повести стала (драматичная - драматическая)  ситуация. 3. Регистрация (командированных  - командировочных) производится в  вестибюле. Получите (командированные – командировочные) удостоверения. 4. В кузове грузовика могут (поместиться -  разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффектные - эффективные) меры.

 

Вариант № 1.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Ткач, техник, тракторист, солист, массажист.

Задание 2. Определите род существительных.

Невежда, грязнуля, какаду, вуз, «Таймс», АОЗТ, ЕЭС,  АТС, кафе-столовая.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. Супруги Клинтон… посетили Московскую  выставку. 2. Муж и жена Беринг…  позвонили нам. 3. Они пригласили  Франклина и Элеонору Рузвельт… 4. Он восхищался актёром Живаг… 5. На юбилее Короленк… присутствовали его коллеги.

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Катер, лектор, паспорт, приговор, снайпер, торт, шулер.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Носки, оладьи, осетины, партизаны, погоны, полотенца, простыни.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Радостно встретились после  долгой разлуки (два друга/двое  друзей). 2. Она мучительно боролась  за свою жизнь, страшась оставить  без всякой помощи (четыре сироты/четырёх  сирот/четверых сирот). 3. На (обеих/обоих) берегах реки раскинулись поля. 4. На празднике я встретился с (обоими/обеими) своими товарищами 5. В семье было (три сына\трое сыновей), все (три/трое) – прекрасные охотники.

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. Музей пополнился 2875 экспонатами. 2. К 1778 прибавить 852. 3. Вес перевозимого груза – более 189 тонн. 4. Газеты сообщили о 1500 людей, оставшихся без крыши над головой. 5. От 17464 отнять 11090.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Искусственный орган, медленный темп, невежественный человек, редкий охотник, трудный год.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Рассветать, хныкать, предшествовать, мурлыкать, кудахтать.

 

Вариант № 2.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Баловать, бередить, бомбардировать, мусоропровод, наверх, наискось, ракушка, свекла, украинский, умерший, электропровод, она погнала.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Блестка, желоб, побасенка, поименный, гололедица.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Бутерброд, декан, декларация, депрессия, детектив, интервью, компьютер, тенденция, теннис, термин, тест.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них.. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Характерный, безобразный, угольный. 

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Съёмочный, точный, Фоминична, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Деградировать, дезавуировать, дезинформировать, делегат, демагогия, демпинг, депозиты, импульс, инвестор, индифферентный, инкогнито, инновация, инсинуация, интерпретировать, интуиция, инфантильный, инфляция, инцидент, иррациональный, истеблишмент, кампания, канонический.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. В докладе были констатированы  факты прямых нарушений регламента  работы аптек. 2. Ровный ряд матовых  плафонов тускло освещал коридор  госпиталя. 3. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать специфические их особенности. 4. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал. 5. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Задание  3. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значений слов, а также ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Партнёр – это соучастник какого-либо действия, события, игры. 2. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребёнком. 3. Вы должны туда собственноручно сходить. 4. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 5. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля».

Задание  4.  Объясните значения следующих паронимов, составьте с ними словосочетания.

Спасательный – спасательский, столб - столп, тактичный – тактический, техническое – техничное, туристский – туристический.

Задание  5.  Из слов, заключённых в скобках, выберите нужный вариант.

1. (Исполнительская - исполнительная) власть на местах.  2.  Качество холодильника улучшено за счёт (конструктивных – конструкторских) решений. 3. Такая (планировка -  планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожара – пожарища) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность – большое признание) за рубежом.

 

Вариант № 2.

Грамматические нормы русского языка.

Задание 1. От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Животновод, почтальон, студент, депутат, следователь.

Задание 2. Определите род существительных

Фламинго, протеже, кенгуру, какаду, вуз, «Фигаро», ЕГЭ, кресло-качалка.

Задание 3. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имён.        

1. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк… 2. На концерте прозвучали  произведения Майбород… 3. Эти сказки написаны братьями Гримм… 4. Серёжа и Валя Ревен… приехали к нам в гости. 5. Супруги Остервильд… встречали гостей у входа.

Задание 4. Образуйте именительные падеж множественного числа данных существительных.

Договор, инспектор, профессор, год, цех, сектор, шулер.

Задание 5. От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Армяне, баклажаны, киргизы, килограммы, мандарины, носки, чулки.

Задание 6. Объясните, какие из нижеприведённых слов употребляются только с количественными числительными, какие только с собирательными, а какие и с количественными и с собирательными.

Пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 7. Прочитайте предложения, выберите правильный вариант.

1. Насыпь возводилась с помощью  (двоих/двух) бульдозеров. 2. (Трое/три)  работниц(ы) не смогли выйти  на работу. 3. Двое/два) (котят/котёнка)  играли на полу.  4. В (обоих/обеих  странах) скоро будут выборы. 5. Я встретился с (обоими/обеими) товарищами.

Задание 8.  Запишите словами числительные.

1. К 1778 прибавить 852. 2. От 17464 отнять 11090. 3. Из 1109 важнейших объектов было  введено лишь 749. 4. Площадь треугольника равна 498 см2.  5. В университет обучаются более 15000 студентов.

Задание 9. Поставьте в нижеприведённых словосочетаниях имена прилагательные в краткую форму.

Единственный выход, искусственный  орган, близкий магазин, меткий стрелок, естественный макияж.

Задание 10. Проспрягайте данные глаголы. Обратите внимание на то, что некоторые из них имеют не все формы.

Осуществиться, течь, удаваться, образоваться, полоскать.

 

Вариант № 3.

Орфоэпические нормы русского языка.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Вероисповедание, диспансер, договор, дозвониться, нефтепровод, пломбировать, по средам, согнутый, танцовщица, они звонят, торты, туфля, она клала.

Задание 2. Прочтите слова, укажите, в каких словах пишется буква е, а в каких – Ё.

Заем, острие, филистер, афера, местоименный.

Задание 3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

Интеллект, интервал, кредо, менеджер, прессинг, протекция, пюре, фанера, федеральный, фланель, юриспруденция.

Задание 4. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Определите значения следующих слов в зависимости от места ударения в них.. Составьте с полученными словами словосочетания  или предложения.

Броня, ледник,  проклятый.

Задание 5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН»

Сердечный друг, скворечник, скучно, солнечный, стрелочник, съёмочный, точный.

Лексико-стилистические нормы русского языка.

Задание  1. Подберите русские синонимы  (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Генезис, геноцид, гипертрофированный, гриф, дебитор, девальвация, деградировать, капитальный, катаклизм, кворум, квота, коалиция, коллегиальный, компенсировать, констатировать, коммюнике, компактный,

конкретный, консенсус, контекст, конформизм, конфронтация.

Задание  2. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где необходимо, синонимические замены.

1. Принятое решение следует квалифицировать,  по крайней мере, как несвоевременное. 2. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 4. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. 5. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лейбл.

Информация о работе Орфоэпические нормы русского языка