Научный
стиль
Содержание
1 Особенности
научного стиля
2 Лексика
научного стиля речи
3 Морфологические
особенности научного стиля речи
4 Синтаксические
особенности научного стиля речи
5 Подстили научного стиля
6 Жанры, использующие
научный стиль
7 История
научного стиля
8 Пример
9 Примечания
10 Литература
Научный
стиль
Функциональный стиль речи литературного
языка, которому присущ ряд
особенностей: предварительное обдумывание
высказывания, монологический характер,
строгий отбор языковых средств,
тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется
их содержанием и целями научного
сообщения: по возможности точно
и полно объяснить факты, показать
причинно-следственные связи между
явлениями, выявить закономерности
исторического развития и так
далее.
Научный стиль подразделяется: собственно-научный
подстиль (монография, научная статья,
реферат); учебно-научный подстиль (справочники,
методические рекомендации); научно-популярный
(очерк, статья)
Особенности
стиля
Научный стиль имеет ряд общих
черт, проявляющихся независимо
от характера определённых наук
(естественных, точных, гуманитарных) и
различий между жанрами высказывания
(монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить
о специфике стиля в целом. Вместе с тем
вполне естественно, что, например, тексты
по физике, химии, математике заметно отличаются
по характеру изложения от текстов по
филологии или истории.
Научный стиль характеризуется
логической последовательностью
изложения, упорядоченной системой
связи между частями высказывания,
стремлением авторов к точности,
сжатости, однозначности при сохранении
насыщенности содержания.
1. Логичность — это наличие смысловых связей между
последовательными единицами (блоками)
текста.
2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором
выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы,
текст разбит на отдельные смысловые отрезки,
отражающие движение мысли от частного
к общему или от общего к частному.
3. Ясность, как качество научной речи, предполагает
понятность, доступность.
По степени
доступности научные, научно-учебные
и научно-популярные тексты различаются
по материалу.
Лексика
стиля
Так как ведущей формой научного
мышления является понятие, почти
каждая лексическая единица в
научном стиле обозначает понятие
или абстрактный предмет. Точно
и однозначно называют специальные
понятия научной сферы общения
и раскрывают их содержание
особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание,
обозначающее понятие специальной области
знания или деятельности и являющееся
элементом определенной системы терминов.
Внутри данной системы термин стремится
к однозначности, не выражает экспрессии.
Однако это не означает его стилистической
нейтральности. Термину, также как и многим
другим лексическим единицам, присуща
стилистическая окрашенность (научного
стиля), которая отмечается в виде стилистических
помет в соответствующих словарях. Приведем
примеры терминов: «атрофия», «численные
методы алгебры», «диапазон», «зенит»,
«лазер», «призма», «радиолокация», «симптом»,
«сфера», «фаза», «низкие температуры»,
«керметы». Значительная часть терминов
является интернациональными словами.
В количественном отношении в
текстах научного стиля термины
преобладают над другими видами
специальной лексики (номенклатурными
наименованиями, профессионализмами,
профессиональными жаргонизмами
и пр.); в среднем терминологическая
лексика обычно составляет 15-20 %
общей лексики научного стиля.
В приведенном фрагменте научно-популярного
текста термины выделены особым
шрифтом, что позволяет увидеть
их количественное преимущество
по сравнению с другими лексическими
единицами:
К тому времени физики уже
знали, что эманация — это
радиоактивный химический элемент
нулевой группы периодической
системы, то есть — инертный
газ; порядковый номер его —
86, а массовое число наиболее
долгоживущего изотопа — 222.
Морфологические
особенности стиля
Языку научного общения присущи
свои грамматические особенности.
Отвлеченность и обобщенность
научной речи проявляются в
особенностях функционирования
разнообразных грамматических, в
частности морфологических, единиц,
что обнаруживается в выборе
категорий и форм, а также степени
их частоты в тексте. Реализация
закона экономии языковых средств
в научном стиле речи приводит
к использованию более кратких
вариантных форм, в частности
форм существительных мужского
рода вместо форм женского
рода: клавиш (вместо клавиша), манжет
(вместо манжета).
Формы единственного числа имен
существительных используются в
значении множественного числа:
Волк — хищное животное из
рода собак; Липа начинает цвести
в конце июня. Вещественные и
отвлеченные существительные нередко
употребляются в форме множественного
числа: смазочные масла, шумы
в радиоприемнике, большие глубины.
Названия понятий в научном
стиле преобладают над названиями
действий, это приводит к меньшему
употреблению глаголов и большему
употреблению существительных. При
использовании глаголов заметна
тенденция к их десемантизации,
то есть утрате лексического значения,
что отвечает требованию абстрактности,
обобщенности научного стиля изложения.
Это проявляется в том, что большая часть
глаголов в научном стиле функционирует
в роли связочных: быть, являться, называться,
считаться, стать, становиться, делаться,
казаться, заключаться, составлять, обладать,
определяться, представляться и др. Имеется
значительная группа глаголов, выступающих
в качестве компонентов глагольно-именных
сочетаний, где главная смысловая нагрузка
приходится на имя существительное, называющее
действие, а глагол выполняет грамматическую
роль (обозначая действие в самом широком
смысле слова, передает грамматическое
значение наклонения, лица и числа): приводить —
к возникновению, к гибели, к нарушению,
к раскрепощению; производить — расчеты,
вычисления, наблюдения. Десемантизация
глагола проявляется также в преобладании
в научном тексте глаголов широкой, абстрактной
семантики: существовать, происходить,
иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся)
и пр.
Для научной речи характерно
использование глагольных форм
с ослабленными лексико-грамматическими
значениями времени, лица, числа,
что подтверждается синонимией
структур предложения: перегонку
производят — перегонка производится;
можно вывести заключение —
выводится заключение и пр.
Еще одна морфологическая особенность
научного стиля состоит в использовании
настоящего вневременного (с качественным,
признаковым значением), что необходимо
для характеризации свойств и признаков
исследуемых предметов и явлений: При
раздражении определенных мест коры больших
полушарий регулярно наступают сокращения;
Углерод составляет самую важную часть
растения. В контексте научной речи вневременное
значение приобретает и прошедшее время
глагола: Произведено
n опытов, в каждом из которых x принял определенное
значение. По наблюдениям ученых, процент
глаголов настоящего времени в три раза
превышает процент форм прошедшего времени,
составляя 67-85 % от всех глагольных форм.
Отвлеченность и обобщенность
научной речи проявляется в
особенностях употребления категории
вида глагола: около 80 % составляют
формы несовершенного вида, являясь
более отвлеченно-обобщенными. Немногие
глаголы совершенного вида используются
в устойчивых оборотах в форме
будущего времени, которое синонимично
настоящему вневременному: рассмотрим…,
уравнение примет вид. Многие
глаголы несовершенного вида
лишены парных глаголов совершенного
вида: Металлы легко режутся.
Формы лица глагола и личные
местоимения в научном стиле
также употребляются в соответствии
с передачей отвлеченно-обобщающих
значений. Практически не используются
формы 2-го лица и местоимения
ты, вы, так как они являются
наиболее конкретными, мал процент
форм 1-го лица ед. числа. Наиболее
часты в научной речи отвлеченные
по значению формы 3-го лица
и местоимения он, она, оно.
Местоимение мы, кроме употребления
в значении так называемого
авторского мы, вместе с формой
глагола часто выражает значение
разной степени отвлеченности
и обобщенности в значении
«мы совокупности» (я и аудитория):
Мы приходим к результату. Мы
можем заключить.
Синтаксические
особенности стиля
Для синтаксиса научного стиля
речи характерна тенденция к
сложным построениям, что способствует
передаче сложной системы научных
понятий, установлению отношений
между родовыми и видовыми
понятиями, между причиной и
следствием, доказательствами и
выводами. Для этой цели используются
предложения с однородными членами
и обобщающими словами при
них. В научных текстах распространены
разные типы сложных предложений,
в частности с использованием
составных подчинительных союзов,
что вообще характерно для
книжной речи: вследствие того
что; ввиду того что, в то
время как и пр. Средствами
связи частей текста служат
вводные слова и сочетания:
во-первых, наконец, с другой стороны,
указывающие на последовательность
изложения. Для объединения частей
текста, в частности абзацев, имеющих
тесную логическую связь друг
с другом, используются указывающие
на эту связь слова и словосочетания:
таким образом, в заключение
и пр. Предложения в научном
стиле однообразны по цели
высказывания — они почти всегда
повествовательные. Вопросительные
предложения редки и используются
для привлечения внимания читателя
к какому-либо вопросу.
Обобщенно-абстрактный характер
научной речи, вневременной план
изложения материала обусловливают
употребление определённых типов
синтаксических конструкций: неопределённо-личных,
обобщенно-личных и безличных
предложений. Действующее лицо
в них отсутствует или мыслится
обобщённо, неопределённо; всё
внимание сосредоточено на действии,
на его обстоятельствах. Неопределённо-личные
и обобщённо-личные предложения
используются при введении терминов,
выведении формул, при объяснении
материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком;
Рассмотрим следующий пример; Сравним
предложения.
Подстили
научного стиля
Собственно-научный.
Научно-учебный
Научно-популярный
Научно-технический
Собственно-научный. Адресат
этого стиля — учёный, специалист. Целью
стиля можно назвать выявление и описание
новых фактов, закономерностей, открытий.
Характерен для диссертаций, монографий,
авторефератов, научных статей, научных
докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в
одном языке и ни при каких условиях не
может оказаться тождественной ритмической
организации нейтральной речи. Увеличение
числа пауз и их протяжённости, неустойчивый
темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более
контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих,
затянутая выдержка смычки у взрывных,
волюнтативная растяжка гласных, влияющие
на соотношение длительности ударного
и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают
господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».
Научно-учебный. Работы
в данном стиле адресованы будущим специалистам
и учащимся, с целью обучить, описать факты,
необходимые для овладения материалом,
поэтому факты, изложенные в тексте, и
примеры приводятся типовые. Обязательным
является описание «от общего к частному»,
строгая классификация, активное введение
и использование специальных терминов.
Характерен для учебников, учебных пособий,
лекций и т. д.
Пример: «Ботаника —
наука о растениях. Название этой науки
происходит от греческого слова „ботане“,
что значит „зелень, трава, растение“.
Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее
и внешнее строение, распространение растений
на поверхности земного шара, взаимосвязь
растений с окружающей природой и друг
с другом (В. Корчагина)»
Научно-популярный. Аудитория
при таком стиле обычно не имеет специальных
знаний в данной области. Ю. А. Сорокин
указывает, что научно-популярный текст
пишется «научно, популярно, художественно»
то есть при сохранении характерной для
научного текста строгости и чёткости
изложения, его особенностью является
упрощенный характер изложения и возможное
использование эмоционально-экспрессивных
средств речи. Целью стиля является ознакомление
с описываемыми явлениями и фактами. Употребление
цифр и специальных терминов минимально
(каждый из них подробно поясняется). Особенностями
стиля являются: относительная лёгкость
чтения, использование сравнения с привычными
явлениями и предметами, значительные
упрощения, рассматривание частных явлений
без общего обзора и классификации. Стиль
характерен для научно-популярных журналов
и книг, детских энциклопедий, сообщений
«научного характера» в СМИ. Это наиболее
свободный подстиль, и он может варьироваться
от газетных рубрик «историческая/техническая
справка» или «это интересно» до научно-популярных
книг, близких по формату и содержанию
к учебникам (научно-учебному стилю).