Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:12, дипломная работа
Цель работы – рассмотреть уровни и стили вербальной коммуникации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие вербальной коммуникации и ее основные единицы.
2. Изучить виды и стили вербального взаимодействия.
3. Проанализировать уровни вербальной коммуникации.
Введение
1. Вербальная коммуникация и ее основные единицы
2. Виды и стили вербального взаимодействия
3.Уровни вербальной коммуникации
Заключение
Литература
Содержание
Стр.
Введение
1. Вербальная коммуникация и ее основные единицы
2. Виды и стили вербального взаимодействия
3.Уровни вербальной коммуникации
Заключение
Литература
Тема данной работы: Уровни и стили вербальной коммуникации.
Актуальность и интерес данной темы в том, что как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.
Жизнь человека проходит в общении. Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика: через общение обеспечивается материальная и духовная деятельность, усвоение человеком норм языка, культуры, вхождение его в коллектив, т.е. социализация. В общении протекает жизнь общества. Поэтому без знаний об общении человеку трудно познать самого себя и общество в целом.
Коммуникация качестве синонима термину «общение» в и коммуникативная науке используется термин «коммуникация».
В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков, которые приобретаются через подражание и обучение.
Общаются, как известно, и животные, но они наследуют приемы общения биологическим, генным путем. У человека общение, коммуникативная компетенция не является частью его биологической природы: она составляет часть культуры или традиции, имеет социальный характер.
Цель работы – рассмотреть уровни и стили вербальной коммуникации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие вербальной коммуникации и ее основные единицы.
2. Изучить виды и стили вербального взаимодействия.
3. Проанализировать уровни вербальной коммуникации.
Жизнь человека проходит в общении. Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика: через общение обеспечивается материальная и духовная деятельность, усвоение человеком норм языка, культуры, вхождение его в коллектив, т.е. социализация. В общении протекает жизнь общества. Поэтому без знаний об общении человеку трудно познать самого себя и общество в целом.
Коммуникация качестве синонима термину «общение» в и коммуникативная науке используется термин «коммуникация».
В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков, которые приобретаются через подражание и обучение.
Общаются, как известно, и животные, но они наследуют приемы общения биологическим, генным путем. У человека общение, коммуникативная компетенция не является частью его биологической природы: она составляет часть культуры или традиции, имеет социальный характер.
Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также, прежде всего на других, на социум.[1]
Б) Речевое общение.
Основной способ удовлетворения личных речевое поведение, потребностей человека в общении - речь, речевая деятельность.
Именно поэтому его называют речевым (вербальным) общением (в отличие от невербальных средств общения: жестов, мимики, знаков, символов и др.).
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Речевое общение может осуществляться между многими, несколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.
Вербальное общение – передача сведений от одного человека другому или от одного человека группе лиц. При этом происходит не однонаправленное движение информации, а активный обмен ею, изменяющий состояние участников коммуникативного процесса (Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.
Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т. е. диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность с ним. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации — понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т. е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т. е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
Что? (передается) — Сообщение (текст)
Как? (осуществляется передача) — Канал
Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
С каким эффектом? — Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:
открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. [2]
Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.
Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в более сложное явление — общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем.
Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность — это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое, поведение отличаются друг от друга своими результатами. «Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми... и эмоции».
Соответственно, для формирования социально активной личности необходимо развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения, а именно: знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения.
В) Основные единицы речевого общения
Основными единицами речевого общения исследователи считают речевое событие, ситуацию и речевое взаимодействие. событие, речевая. В последние десятилетия XX в. наряду с ситуация и речевое термином «речь» стал широко употребляться взаимодействие термин «дискурс» (от франц. discours — речь). В современной лингвистике этот термин приобрел более широкое толкование. Лингвистический энциклопедический словарь приводит следующее определение:
Дискурсом (от франц. discours — речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийском аспекте. Дискурс — это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь».
Дискурс, протекающий в контексте речевой ситуации, принято называть речевым событием.
Как следует из его определения, речевое событие включает два основных компонента: (7) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс); (2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация).
Таким образом, речевое событие не рассматривается вне еще одной единицы речевого общения — речевой ситуации.
Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т.п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.
Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом; беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).
Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др.[3]
Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. В Энциклопедии «Русский язык» даются следующие их определения:
Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.п. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д.
Следующая единица речевого общения — речевое взаимодействие. Это сложное явление, связанное с речевой деятельностью.
От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах: акустическом и двигательном. Акустический центр помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других звуков. Кроме того, он является своеобразной «кладовой» памяти, в которой хранятся известные конкретному человеку слова. Двигательный центр руководит органами речи, заставляя их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. В речемыслительном процессе участвуют также и другие области коры головного мозга.
Механизм речевой деятельности к настоящему времени изучен не до конца. Речевая деятельность носит социальный характер. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями и чувствами, искать понимания, советоваться и т.д. Следовательно, для осуществления речевой деятельности требуется коллектив (как минимум два человека). При этом один из участников выступает как субъект (говорящий, пишущий), другой — как адресат (слушающий, отвечающий). В процессе речевой деятельности возможен ролевой обмен субъекта (отправителя) и адресата. Взаимодействие субъекта и адресата осуществляется на вербальном (речевом) уровне, поэтому им необходимо знание языка, или коммуникативного кода. Для речевого общения нужен предмет речи (то, о чем говорят, и по поводу чего происходит обмен информацией) и, наконец, само высказывание (та коммуникативная единица, которая содержит в себе предмет речи, передающийся субъектом адресату при помощи коммуникативного кода, известного им обоим).