НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть уровни и стили вербальной коммуникации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие вербальной коммуникации и ее основные единицы.
2. Изучить виды и стили вербального взаимодействия.
3. Проанализировать уровни вербальной коммуникации.

Оглавление

Введение
1. Вербальная коммуникация и ее основные единицы
2. Виды и стили вербального взаимодействия
3.Уровни вербальной коммуникации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Вербальная ком.doc

— 129.50 Кб (Скачать)


Содержание

Стр.

Введение

1. Вербальная коммуникация и ее основные единицы

2. Виды и стили вербального  взаимодействия

3.Уровни вербальной коммуникации

Заключение

Литература


Введение

 

Тема данной работы: Уровни и стили вербальной коммуникации.

Актуальность и интерес данной темы в том, что как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.

Жизнь человека проходит в общении. Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика: через общение обеспечивается ма­териальная и духовная деятельность, усвоение человеком норм языка, культуры, вхождение его в коллектив, т.е. социализация. В общении протекает жизнь общества. Поэтому без знаний об об­щении человеку трудно познать самого себя и общество в целом.

Коммуникация  качестве синонима термину «общение» в и коммуникативная    науке используется термин «коммуникация».

В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков, которые приоб­ретаются через подражание и обучение.

Общаются, как известно, и животные, но они наследуют прие­мы общения биологическим, генным путем. У человека общение, коммуникативная компетенция не является частью его биологи­ческой природы: она составляет часть культуры или традиции, имеет социальный характер.

Цель работы – рассмотреть уровни и стили вербальной коммуникации.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие вербальной коммуникации и ее основные единицы.

2. Изучить виды и стили вербального взаимодействия.

3. Проанализировать уровни вербальной коммуникации.

1. Вербальная коммуникация и ее основные единицы

 

Жизнь человека проходит в общении. Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика: через общение обеспечивается ма­териальная и духовная деятельность, усвоение человеком норм языка, культуры, вхождение его в коллектив, т.е. социализация. В общении протекает жизнь общества. Поэтому без знаний об об­щении человеку трудно познать самого себя и общество в целом.

Коммуникация  качестве синонима термину «общение» в и коммуникативная    науке используется термин «коммуникация».

В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков, которые приоб­ретаются через подражание и обучение.

Общаются, как известно, и животные, но они наследуют прие­мы общения биологическим, генным путем. У человека общение, коммуникативная компетенция не является частью его биологи­ческой природы: она составляет часть культуры или традиции, имеет социальный характер.

Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также, прежде всего на других, на социум.[1]

Б) Речевое общение. 

Основной   способ   удовлетворения   личных речевое поведение, потребностей человека в общении - речь, речевая деятельность.

   Именно поэтому его называют речевым (вер­бальным) общением (в отличие от невербаль­ных средств общения: жестов, мимики, знаков, символов и др.).

 

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое общение может осуществляться между многими, не­сколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

Вербальное общение – передача сведений от одного человека другому или от одного человека группе лиц. При этом происходит не однонаправленное движение информации, а активный обмен ею, изменяющий состояние участников коммуникативного процесса (Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т. е. диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность с ним. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации — понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т. е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т. е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

Что? (передается) — Сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) — Канал

Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

С каким эффектом? — Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. [2]

Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в более сложное явление — общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем.

Формой проявления речевого общения является речевое по­ведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятель­ность — это осознанно мотивированная человеческая актив­ность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и рече­вое, поведение отличаются друг от друга своими результатами. «Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми... и эмоции».

Соответственно, для формирования социально активной лич­ности необходимо развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого по­ведения, а именно: знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения.

В)  Основные   единицы  речевого   общения 

  Основными   единицами  речевого   общения  исследователи считают речевое событие, ситуацию и речевое взаимодействие. событие, речевая. В последние десятилетия XX в. наряду с ситуация и речевое    термином «речь» стал широко употребляться взаимодействие      термин «дискурс» (от франц. discours — речь). В   современной  лингвистике   этот  термин приобрел более широкое толкование. Лингвистический энцик­лопедический словарь приводит следующее определение:

Дискурсом (от франц. discours — речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взя­тый в событийском аспекте. Дискурс — это различные виды рече­вой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, перего­воры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь».

Дискурс, протекающий в контексте речевой ситуации, принято называть речевым событием.

Как следует из его определения, речевое событие включает два основных компонента: (7) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс); (2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между уча­стниками, их поведение (речевая ситуация).

Таким образом, речевое событие не рассматривается вне еще одной единицы речевого общения — речевой ситуации.

Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сооб­щения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т.п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения оп­ределенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом; беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и кос­венный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжа­той. Смысл высказываний становится понятным только в кон­тексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значе­ния: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др.[3]

Речевые ситуации принято классифицировать на канониче­ские и неканонические. В Энциклопедии «Русский язык» дают­ся следующие их определения:

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие нахо­дятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.п. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произне­сения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т.д.

Следующая единица речевого общения — речевое взаимодей­ствие. Это сложное явление, связанное с речевой деятельностью.

От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивиро­ванную необходимость вступить в общение с кем-либо или со­общить что-либо.

Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах: акустическом и двигательном. Акустический центр помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других звуков. Кроме того, он является своеобразной «кладовой» памяти, в которой хранятся известные конкретному человеку слова. Двигательный центр руководит органами речи, заставляя их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. В речемыслительном процессе участвуют также и другие области коры головного мозга.

Механизм речевой деятельности к настоящему времени изу­чен не до конца. Речевая деятельность носит социальный харак­тер. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями и чувствами, искать понимания, советоваться и т.д. Следовательно, для осуществления речевой деятельности требу­ется коллектив (как минимум два человека). При этом один из участников выступает как субъект (говорящий, пишущий), дру­гой — как адресат (слушающий, отвечающий). В процессе рече­вой деятельности возможен ролевой обмен субъекта (отправите­ля) и адресата. Взаимодействие субъекта и адресата осуществля­ется на вербальном (речевом) уровне, поэтому им необходимо знание языка, или коммуникативного кода. Для речевого обще­ния нужен предмет речи (то, о чем говорят, и по поводу чего происходит обмен информацией) и, наконец, само высказывание (та коммуникативная единица, которая содержит в себе предмет ре­чи, передающийся субъектом адресату при помощи коммуника­тивного кода, известного им обоим).

Информация о работе НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ