Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:12, дипломная работа
Цель работы – рассмотреть уровни и стили вербальной коммуникации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие вербальной коммуникации и ее основные единицы.
2. Изучить виды и стили вербального взаимодействия.
3. Проанализировать уровни вербальной коммуникации.
Введение
1. Вербальная коммуникация и ее основные единицы
2. Виды и стили вербального взаимодействия
3.Уровни вербальной коммуникации
Заключение
Литература
Высказывание приобретает определенный смысл в зависимости от ситуации, обстоятельств, в которых происходит общение, т.е. в зависимости от контекста.
Таким образом, высказывание {сообщение, референция) оказывается центром речевого взаимодействия, вокруг которого «расставляются» остальные «участники».
Существуют различные подходы к структуре речевого взаимодействия.
Адресант (отправитель, субъект) – Контекст - Сообщение (референция)
- Адресат (получатель, объект)
Эта схема отражает все стороны речевого общения:
(1) интерактивную (взаимодействие);
(2) коммуникативную (передача, прием, обмен информацией);
(3) перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга, осуществление обратной связи — реакции на сообщение).[4]
В XX в. возникла новая отрасль лингвистической науки — теория речевых актов.
Ее основоположники считают:
речевой акт целенаправленным речевым действием — единицей нормативного в данном языковом коллективе, в данной социальной группе речевого поведения, рассматриваемой в определенной ситуации.
Письменная речь — речь, изображенная на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности), предназначенных для изображения звуков речи Письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставление устной речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная.
Литературная речь — ведущая форма существования русского языка. Она рассчитана на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормы. Эти нормы зафиксированы в словарях, справочниках, учебниках. Распространению норм способствуют школа, учреждения культуры, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования.
В условиях реальной коммуникации наблюдается постоянное взаимопроникновение названных форм речи. Устная речь может быть записана (на бумаге или при помощи технических средств). Любой письменный текст может быть произнесен вслух.
Существуют жанры письменной речи, предназначенные для последующего озвучивания: драматургия, ораторские произведения. В литературных произведениях нередко присутствуют диалоги и монологи персонажей, присущие устной спонтанной речи.
В настоящее время устная речь, по словам В.Г. Костомарова, «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество — моментальность передачи информации».
Между устной и письменной формами речи существуют различия психолого-ситуативного характера.
В процессе устного речевого акта говорящий и слушающий не только слышат, но и нередко видят друг друга. В зависимости от реакции слушающего говорящий может изменить содержание или/и форму высказывания. Устная речь рассчитана на слуховое восприятие. Ее буквальное воспроизведение, как правило, не требуется; если же это понадобится, то возможно лишь при помощи специальных технических устройств. Говорящий высказывается «набело», редко исправляя что-либо по ходу изложения.[5]
При письменном общении пишущий не видит и не слышит адресата, он может лишь мысленно представить конкретного или потенциального будущего читателя. Письменная речь не зависит от реакции адресата. Она рассчитана на зрительное восприятие. Читатель может неоднократно возвращаться к написанному. Пишущий может многократно совершенствовать написанное.
Письменное общение, будучи ограниченным, в одном, существенно расширяет коммуникативные возможности в другом: делает общение более фиксированным, более точным, связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой таких важных видов деятельности, как, например, деловая или научная.
Соответственно, требования культуры устной и письменной речи неодинаковы.
Итак, устная и письменная формы речевого общения имеют сходство и различия. Сходство — в существовании общей основы — литературного языка и примерно равного соотношения в коммуникативной практике. Различия — в средствах выражения. Устная речь связана с интонацией, мелодикой, невербальными средствами общения; она более «привязана» к разговорному стилю. Письмо использует графические знаки, чаще — книжный язык с его нормированностью и функционально связано с книжными стилями.
Устная речь — это тип речи, оформляющийся с помощью звуков и характеризующийся такими признаками, как многоканальность, и неподготовленная спонтанность, необратимость.
Подлинная устная речь создается в момент говорения. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, представляющие собой результат сложной деятельности речевого аппарата человека. С этим связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью, деятельностью, темпом речи и тембром произнесения. Значительную роль в устной речи играют место логического ударения, четкость произношения, паузирование.
При непосредственном общении восприятие устной речи слушателем (или слушателями, отсюда — многоканальность общения) происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому оказываются значимыми и экстралингвистические факторы (пространственное расположение коммуникантов, ситуация общения, настроение собеседников и т.п.), и невербальные средства общения (жесты, мимика, расположение поз и др.). Из этого следует, что культура устной словесной коммуникации не может сводиться лишь к вербальной составляющей общения. Одно из главных свойств устной речи — необратимость, поступательный и линейный характер. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз. Говорящий мыслит и произносит высказывание одновременно. В зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего его устная речь может быть гладкой, плавной или прерывистой, фрагментарной. Учитывая реакцию слушателей, говорящий может интонационно выделять наиболее существенные моменты речи, использовать повторы, уточнения, давать автокомментарии.[6]
Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной.
Подготовленная устная речь (доклад, лекция) характеризуется продуманностью, четкой структурой, определенным отбором языковых средств. Но при этом говорящий все же стремится к тому, чтобы речь была непринужденной, «не по-написанному», походила на непосредственное общение.
Чаще всего устная речь бывает неподготовленной. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, по мере осознания того, что следует сказать далее, что нужно повторить или уточнить. Поэтому в спонтанной речи наблюдаются более длительные остановки, паузы (между словами, сочетаниями слов, предложениями, частями высказывания), повторения отдельных слов и даже звуков («э-э»), срывы начатых конструкций. Устной речи присущи меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок; короткие предложения, часто неполные по смыслу и структуре; причастные и деепричастные обороты нередко заменяются сложными предложениями.
Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи — другие. Исследователи устной речи формулируют некоторые общие закономерности устной формы литературного языка.[7]
Устная речь
(1) Особенности словорасположения, порядка слов. Основной выразитель коммуникативного членения — интонация.
(2) Тенденция к расчленению высказывания, которая выражается в широком употреблении присоединительных и вставных конструкций, вводных слов и т п.
(3) Повторение предлога перед постпозитивным (стоящим после определяемого слова) определением.
(4) Не дословный характер воспроизведения прямой речи, при котором сохраняется лишь употребление форм лица
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями литературного языка, однако наиболее характерна для разговорного стиля.
Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи
• устную научную речь,
• устную публицистическую речь,
• виды устной речи в сфере официально-делового общения,
• художественную речь,
• разговорную речь.
Письменная речь и письмо
Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Как отмечалось выше, письмо возникло исторически позже устной речи Оно представляет собой созданную людьми вспомогательную знаковую систему, используемую для фиксации звуковой речи Материальным выражением письменной речи являются буквы — знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. С другой стороны, письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций.
Письменная речь расширяет рамки непосредственного окружения личности, дает возможность познакомиться со знаниями, накопленными человечеством, и усвоить их
Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая целью сохранить ее в пространстве и времени.
Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации.[8]
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность адресанту продумывать речь, возвратиться к уже написанному, обратиться к словарям и справочникам, заменить слова и т.д. Это определяет особенности письменной речи.
Письменная речь
(1) Письменная речь использует книжный язык, употребление которого строго нормировано
(2) Предложение — основная единица письменной речи — выражает сложные логико-смысловые связи, поэтому письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции.
В предложениях широко представлены обособленные члены предложения (обстоятельства, определения) и вставные конструкции.
(3) Порядок слов в предложении — закрепленный. Инверсия (обратный порядок слов) письменной речи не свойственна, а в некоторых случаях, например в официально-деловом стиле, недопустима.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой конструктивной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на главы, параграфы, шрифтовые выделения и т.п.
Письменная форма - основная форма существования речи в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях.
Существует несколько уровней вербальной коммуникации. Рассмотрим их подробнее.
Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.
Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.
Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия- это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.[9]