НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть уровни и стили вербальной коммуникации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие вербальной коммуникации и ее основные единицы.
2. Изучить виды и стили вербального взаимодействия.
3. Проанализировать уровни вербальной коммуникации.

Оглавление

Введение
1. Вербальная коммуникация и ее основные единицы
2. Виды и стили вербального взаимодействия
3.Уровни вербальной коммуникации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Вербальная ком.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Высказывание приобретает определенный смысл в зависи­мости от ситуации, обстоятельств, в которых происходит обще­ние, т.е. в зависимости от контекста.

Таким образом, высказывание {сообщение, референция) оказы­вается центром речевого взаимодействия, вокруг которого «рас­ставляются» остальные «участники».

Существуют различные подходы к структуре речевого взаимо­действия.

Адресант (отправитель, субъект) – Контекст - Сообщение (референция)

- Адресат (получатель, объект)

Эта схема отражает все стороны речевого общения:

(1)  интерактивную (взаимодействие);

(2) коммуникативную (передача, прием, обмен информацией);

(3) перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга, осуществление обратной связи — реакции на сообщение).[4]


2. Виды и стили вербального взаимодействия

 

В XX в. возникла новая отрасль лингвистической науки — теория речевых актов.

Ее основоположники считают:

речевой акт целенаправленным речевым действием — едини­цей нормативного в данном языковом коллективе, в данной со­циальной группе речевого поведения, рассматриваемой в опреде­ленной ситуации.

Письменная речь — речь, изображенная на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью специальных графических знаков (знаков пись­менности), предназначенных для изображения звуков речи Пись­менная речь — одна из форм существования языка, противопос­тавление устной речи. Письменная речь является вторичной, бо­лее поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная.

Литературная речь — ведущая форма суще­ствования русского языка. Она рассчитана на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ори­ентация на определенные нормы. Эти нормы зафиксированы в словарях, справочниках, учебниках. Распространению норм спо­собствуют школа, учреждения культуры, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования.

В условиях реальной коммуникации наблюдается постоянное взаимопроникновение названных форм речи. Устная речь может быть записана (на бумаге или при помощи технических средств). Любой письменный текст может быть произнесен вслух.

Существуют жанры письменной речи, предназначенные для последующего озвучивания: драматургия, ораторские произведе­ния. В литературных произведениях нередко присутствуют диа­логи и монологи персонажей, присущие устной спонтанной речи.

В настоящее время устная речь, по словам В.Г. Костомарова, «не только перегнала письменную по возможностям фактическо­го распространения, но и приобрела перед ней важное преиму­щество — моментальность передачи информации».

Между устной и письменной формами речи существуют раз­личия психолого-ситуативного характера.

В процессе устного речевого акта говорящий и слушающий не только слышат, но и нередко видят друг друга. В зависимо­сти от реакции слушающего говорящий может изменить содер­жание или/и форму высказывания. Устная речь рассчитана на слуховое восприятие. Ее буквальное воспроизведение, как правило, не требуется; если же это понадобится, то возможно лишь при по­мощи специальных технических устройств. Говорящий высказыва­ется «набело», редко исправляя что-либо по ходу изложения.[5]

При письменном общении пишущий не видит и не слышит адресата, он может лишь мысленно представить конкретного или потенциального будущего читателя. Письменная речь не зависит от реакции адресата. Она рассчитана на зрительное восприятие. Читатель может неоднократно возвращаться к написанному. Пи­шущий может многократно совершенствовать написанное.

Письменное общение, будучи ограниченным, в одном, суще­ственно расширяет коммуникативные возможности в другом: делает общение более фиксированным, более точным, связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой таких важных видов деятельности, как, например, де­ловая или научная.

Соответственно, требования культуры устной и письменной речи неодинаковы.

Итак, устная и письменная формы речевого общения имеют сходство и различия. Сходство — в существовании общей основы — литературного языка и примерно равного соотношения в коммуникативной практике. Различия — в средствах выражения. Устная речь связана с интонацией, мелодикой, невербальными средствами об­щения; она более «привязана» к разговорному стилю. Письмо ис­пользует графические знаки, чаще — книжный язык с его нормированностью и функционально связано с книжными стилями.

Устная речь — это тип речи, оформляющий­ся с помощью звуков и характеризующийся такими признаками, как многоканальность, и неподготовленная    спонтанность, необратимость.

Подлинная устная речь создается в мо­мент говорения. Материальной формой устной речи являются зву­ковые волны, т.е. произносимые звуки, представляющие собой результат сложной деятельности речевого аппарата человека. С этим связаны богатые интонационные возможности устной ре­чи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью, дея­тельностью, темпом речи и тембром произнесения. Значитель­ную роль в устной речи играют место логического ударения, четкость произношения, паузирование.

При непосредственном общении восприятие устной речи слу­шателем (или слушателями, отсюда — многоканальность обще­ния) происходит одновременно и по слуховому, и по зритель­ному каналам. Поэтому оказываются значимыми и экстралин­гвистические факторы (пространственное расположение комму­никантов, ситуация общения, настроение собеседников и т.п.), и невербальные средства общения (жесты, мимика, расположе­ние поз и др.). Из этого следует, что культура устной словесной коммуникации не может сводиться лишь к вербальной состав­ляющей общения. Одно из главных свойств устной речи — необ­ратимость, поступательный и линейный характер. Нельзя вер­нуться в какой-то момент устной речи еще раз. Говорящий мыслит и произносит высказывание одновременно. В зависимо­сти от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего его устная речь может быть гладкой, плавной или прерывистой, фрагментарной. Учитывая реакцию слушателей, говорящий может интонационно выделять наиболее существенные моменты речи, использовать повторы, уточнения, давать автокомментарии.[6]

Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной.

Подготовленная устная речь (доклад, лекция) характеризуется продуманностью, четкой структурой, определенным отбором язы­ковых средств. Но при этом говорящий все же стремится к тому, чтобы речь была непринужденной, «не по-написанному», похо­дила на непосредственное общение.

Чаще всего устная речь бывает неподготовленной. Неподго­товленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподго­товленное устное высказывание формируется постепенно, по мере осознания того, что следует сказать далее, что нужно по­вторить или уточнить. Поэтому в спонтанной речи наблюдаются более длительные остановки, паузы (между словами, сочетаниями слов, предложениями, частями высказывания), повторения от­дельных слов и даже звуков («э-э»), срывы начатых конструкций. Устной речи присущи меньшая лексическая точность, даже на­личие речевых ошибок; короткие предложения, часто неполные по смыслу и структуре; причастные и деепричастные обороты нередко заменяются сложными предложениями.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и рег­ламентирована, однако нормы устной речи — другие. Исследо­ватели устной речи формулируют некоторые общие закономерно­сти устной формы литературного языка.[7]

Устная речь

(1)  Особенности словорасположения, порядка слов. Основной выразитель коммуникативного членения — интонация.

(2)  Тенденция к расчленению высказывания, которая выража­ется в широком употреблении присоединительных и встав­ных конструкций, вводных слов и т п.

(3)  Повторение предлога перед постпозитивным (стоящим по­сле определяемого слова) определением.

(4)   Не дословный характер воспроизведения прямой речи, при котором сохраняется лишь употребление форм лица

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями литературного языка, однако наиболее характерна для разговорного стиля.

Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи

•   устную научную речь,

•   устную публицистическую речь,

•   виды устной речи в сфере официально-делового общения,

•   художественную речь,

•   разговорную речь.

Письменная речь и письмо

Письменная речь — это речь без непосредст­венного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Как отмечалось выше, письмо возникло исторически позже устной ре­чи Оно представляет собой созданную людьми вспомогатель­ную знаковую систему, используемую для фиксации звуковой речи Материальным выражением письменной речи являются буквы — знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. С другой стороны, письмо — это самостоятельная система ком­муникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций.

Письменная речь расширяет рамки непосредственного окру­жения личности, дает возможность познакомиться со знаниями, накопленными человечеством, и усвоить их

Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая целью сохранить ее в пространстве и времени.

Основное свойство письменной речи — способность к длитель­ному хранению информации.[8]

Письменная речь развертывается не во временном, а в стати­ческом пространстве, что дает возможность адресанту продумы­вать речь, возвратиться к уже написанному, обратиться к слова­рям и справочникам, заменить слова и т.д. Это определяет осо­бенности письменной речи.

Письменная речь

(1)  Письменная речь использует книжный язык, употребление которого строго нормировано

(2)  Предложение — основная единица письменной речи — выражает сложные логико-смысловые связи, поэтому пись­менной речи свойственны сложные синтаксические кон­струкции.

В предложениях широко представлены обособленные чле­ны предложения (обстоятельства, определения) и вставные конструкции.

(3)  Порядок слов в предложении — закрепленный. Инверсия (обратный порядок слов) письменной речи не свойствен­на, а в некоторых случаях, например в официально-дело­вом стиле, недопустима.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой конструктивной ор­ганизацией: имеет систему нумерации страниц, деление на главы, параграфы, шрифтовые выделения и т.п.

Письменная форма - основная форма существования речи в научном, официально-деловом, публицистическом и художест­венном стилях.

 

 

 


3.Уровни вербальной коммуникации

 

Существует несколько уровней вербальной коммуникации. Рассмотрим их подробнее.

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник  высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия- это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.[9]

Информация о работе НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ