Научный стиль: традиции и новые тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Наука – система знаний, позволяющая преобразовывать и прогнозировать различные явления в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития.

Оглавление

Введение 3

Ι. Теоретическая часть 5

1. Общая характеристика научного стиля речи 5

1.1. Разновидности научного стиля речи 6

2. Лексика научного стиля 8

3. Морфология научного стиля 10

4. Синтаксис научного стиля 12

ΙΙ. Практическая часть 14

ΙΙΙ. Личная публицистическая статья 23

Заключение 25

Список литературы 27

Файлы: 1 файл

научный стиль Ку. Работа. .doc

— 117.50 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение           3

Ι.  Теоретическая  часть         5

1. Общая характеристика  научного стиля речи     5

  1.1. Разновидности  научного стиля речи      6

2. Лексика научного  стиля        8

3. Морфология  научного стиля       10

4. Синтаксис  научного стиля        12

ΙΙ.  Практическая часть         14

ΙΙΙ. Личная публицистическая статья                                                          23

Заключение          25

Список литературы         27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Наука – система знаний, позволяющая преобразовывать и прогнозировать различные явления в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития.

   Научный стиль – понятие широкое. Он используется в области науки и техники, но обслуживает неоднородные по форме виды литературы, которые весьма разнообразны по назначению и содержанию. Для понятия научного функционального стиля используется также термины: язык специальной литературы, научный стиль, научная проза, научная речь, научная литература, стиль научной прозы, язык науки и др.

   Под научной литературой понимают произведения, которые появляются в результате научных исследований, изысканий, теоретических  обобщений и разработок и публикуются  с целью информировать ученых или специалистов высшей квалификации о последних достижениях науки или просто об исследованиях. Предметом содержания такой литературы является сама наука – ее идеи, факты, законы и категории, добытые или открытые учеными в результате экспериментов, наблюдений, теоретических изысканий.

   Стилистика  научной речи связана с рассмотрением  информации первого вида функции  языка – интеллектуально-коммуникативной, то есть с рассмотрением предметно-логического  содержания сообщения. Раньше толковые словари составлялись прежде всего на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000 составляет специальная лексика.

   Широкое и интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких, как: статья, монография, учебник, патентное описание, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, спецификация, инструкция, реклама (имеющая признаки и публицистики). Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единства научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

   Актуальность  данной темы очевидна и обусловлена  это связано с тем , что сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Непрекращающийся научно технический прогресс вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов.

      Целью написания курсовой работы является исследования такого понятия как  «научный стиль речи». Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи

     - дать характеристику научного  стиля речи;

     - рассмотреть  разновидности научного  стиля речи

     - определить особенности лексики,  морфологии и  синтаксиса 

        научного стиля речи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ι.  Теоретическая часть

1. Общая характеристика научного стиля речи

      Научный стиль речи является средством общения  в области науки и учебно-научной  деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни  и в разной мере сталкивается с  текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

     Научный стиль принадлежит к  числу книжных стилей русского  литературного языка, обладающих  общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

      предварительное обдумывание высказывания,

      монологический  характер речи,

      строгий отбор языковых средств,

      стремление  к нормированной речи.

      Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века. 
 

1.1. Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

      собственно  научный,

      научно-технический (производственно-технический),

      научно-информативный,

      научно-справочный,

      учебно-научный,

      научно-популярный.

      Реализуясь  в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет  различные жанры, виды текстов: учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад  аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме,  рецензия, отзыв.

      Учебно-научная  речь реализуется в следующих  жанрах: сообщение,

ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

      Многообразие  видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии  общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого  вида речевой деятельности, которые  проявляются даже независимо от характера  наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

     Сфера научного общения отличается  тем, что в ней преследуется  цель наиболее точного, логичного,  однозначного выражения мысли.  Главнейшей формой мышления в  области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

      Научная тематика текстов. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).

      Логичность  изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система  связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

      Точность  изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической  сочетаемостью.

      Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют  научные гипотезы и положения.

      Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма  при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

      Насыщенность  фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности  изложения.

      Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить  причины явлений, сообщить, описать  существенные признаки, свойства предмета научного познания.

     Названные особенности научного  стиля находят выражение в  его языковых характеристиках  и определяют системность собственно  языковых средств этого стиля.  Научный стиль речи включает  в себя языковые единицы трех типов.

      Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические  формы.

      Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные  языковые единицы, используемые в равной мере во всех стилях.

      Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно  функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически  значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

2. Лексика научного  стиля

      Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

     Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20% общей лексики данного стиля.

      К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть инертный газ; его порядковый номер - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222.

     Для терминов как основных  лексических составляющих научного  стиля речи, а также для других  слов научного текста характерно  употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.) Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика).

     О.Д. Митрофанова в работе "Язык  научно-технической литературы" отмечает однообразие, однородность  лексики научного стиля, что  приводит к увеличению объема  научного текста за счет многократного  повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

Информация о работе Научный стиль: традиции и новые тенденции