Научный стиль: традиции и новые тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Наука – система знаний, позволяющая преобразовывать и прогнозировать различные явления в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития.

Оглавление

Введение 3

Ι. Теоретическая часть 5

1. Общая характеристика научного стиля речи 5

1.1. Разновидности научного стиля речи 6

2. Лексика научного стиля 8

3. Морфология научного стиля 10

4. Синтаксис научного стиля 12

ΙΙ. Практическая часть 14

ΙΙΙ. Личная публицистическая статья 23

Заключение 25

Список литературы 27

Файлы: 1 файл

научный стиль Ку. Работа. .doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Однако  в научной речи глагол составлять реализуется лишь в одном, самом широком и обобщенном значении: «образовать собой». Например:

Земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетических фонд составляют  объекты окружающей среды.

В тексте роль же глаголов сводится к функции связи, соединения понятий.

     Так происходит изменение, приспособление значения общеупотреби-тельных слов к задачам научной речи.

      В целом же  в научном стиле  над глаголами преобладают имена  существительные и прилагательные. Высокий процент существительных обусловлен предметным, а не динамическим характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. 

     Государство,  закон, постановление,   область, среда,  граждане, субъекты,  предписания, механизм,  метод, элементы,  система, органы, мониторинг, контроль, регламент, оценка,  экспертиза, аудит, глава,  учебник.

      Сравнительно  большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.

Общественных, окружающей, обязательных, хозяйствующими,  нормативных, организационный, административных,  государственного,

технических, экологическую.

     В проанализированном первом абзаце текста, состоящем из 109  слов, было выявлено, что 20 слов составляют имена существительные, причем повторяющиеся неоднократно, и 10 имена прилагательные.

     Использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного) не характерно для современного русского научного языка, особенно для его научно-технической разновидности. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе.

      Удельный  вес эмоционального элемента в научной речи различен в зависимости от типа научного произведения, поскольку анализу подвергается учебная литература, следует отметить что вес эмоционального элемента в такой литературе меньше.

      Большее значение играет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречается чаще. Стиль изложения может меняться и в пределах одной работы, переходя от объективного, спокойного изложения к эмоционально-взволнованному, отражающему субъективное отношение автора к тому или иному явлению. Немалую роль играет и авторская индивидуальность, своеобразие творческой манеры автора. Яркие примеры эмоционального изложения дают нам книги многих ученых.

      Наиболее  частотные языковые средства создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи в учебной литературе — это -«проблемные» вопросы, привлекающие внимание читателя, на которые автор дает ответ в последующем тексте.

      В научной литературе широко применяются  различные виды сокращений: графические (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (райвоенкомат), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет). В буквенных (условных) сокращениях (их применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте) сокращение делается, как правило, ; по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок. В анализуемом тексте – это ВК (Водный кодекс), ЗК (Земельный кодекс), ФЗ (федеральный закон), РФ (Российская Федерация), ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

     Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

     Сфера научного общения отличается  тем, что в ней преследуется  цель наиболее точного, логичного,  однозначного выражения мысли.  Главнейшей формой мышления в  области науки оказывается понятие,  динамика мышления выражается  в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

      Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии — к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в особенностях предложений. Для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для

(нормативы для объектов, регулирование отношений, управление средой).

        Поскольку логичность — одна из основных стилевых черт научного текста, для его синтаксиса характерны структуры, прежде всего выражающие чисто понятийное содержание. Такой основной структурой во многих языках является полносоставное повествовательное предложение с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением, с логически правильным (нормативным), прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения. Простых предложений в научной речи столько же, сколько сложных (49,7 и 50,3%). Средний размер простого предложения — около 20 слов, сложного — около 30.

     Типично для научного стиля и употребление однородных членов предложения, которые  перечисляют логически однородные понятия. Важную роль в научной речи играют вводные слова, словосочетания и вставные конструкции. Часто они начинают новое предложение или абзац. В зависимости от выполняемой функции вводные слова и словосочетания делятся на группы, или разряды. Например, вводные слова, указывающие на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т.п.). В анализируемом отрывке текста таких слов нет. 

      Для научных произведений в целом и для учебной литературы в частности, характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов, которые употребляются в тексте: так, таким образом, поэтому, теперь,  кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще,  между тем, помимо,  однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, по существу,   и другие, которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов и предложении, а для связи частей целого текста. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и т.п.

      Учитывая  все вышеизложенное, можно сделать выводы о том, какие языковые особенности характеризуют научный стиль:

      •строгая нормированность (соответствие нормам литературного языка):

      •точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей, терминированность речи;

      • широкое использование абстрактной  лексики;

      • употребление слов в их предметно-логических, конкретных значениях;

      • «безличность»;

      • монологический характер высказывания;

      • последовательность, завершенность, полнота  высказывания;

      •тесная связь отдельных частей высказывания, что достигается широким использованием развернутых синтаксических построений, сложных предложений со слонами-скрепками (союзными, местоименными, наречными), причастных, деепричастных оборотов, перечислений.

      Однако  важно отметить, что в научном  стиле взаимодействуют элементы разных стилей, например с официально-деловым стилем научный стиль объединяет широкое распространение языковых стандартов, хотя эти стандарты специфичны и в научном, и официально-деловом стиле. Научный стиль использует все средства общенационального языка, но специфика их использования, особая организация текста обеспечивают функционально-стилевое своеобразие научного стиля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ΙΙΙ часть. Личная публицистическая статья 

     Загадки Старины 

     Сейчас  я являюсь студенткой, учусь теперь в городе Кузнецке, но про свой родной посёлок никогда не забываю. Как  много тайн скрыто от нас потомков веков прошлых. Так случилось, что на одной из лекций шел разговор о временах восстания Степана Тимофеевича Разина 1667 года, который возглавил отряд восставших казаков. Простому казаку удалось поднять самые бедные слои казачества, так называемую, казачью голытьбу. Именно ему удалось убедить восставших идти на Персию. Разграбив на Волге караван судов, отряд Разина приободрился, да и все больше и больше крестьян с Волги присоединялось к его войску. Отряды повстанцев прошли от Дербента до Баку, захватывая города и селения. Весной 1670 года Разинским полкам без боя сдался Царицын, потом была взята Астрахань. Отряды Разинского войска росли не по дням, а по часам – грабились города и веси, войско вооружалось…

     Именно  на основе этих событий и создалась  легенда, что давно живёт в нашем районе. Среди руководителей отрядов Степана Разина был атаман Михаил Харитонов, который участвовал в захвате и разорении Саранска и Пензы. В его отряде и был крестьянин села Шугорово Паташка Елушев, о чём свидетельствует документ – в отписке полкового воеводы Ю. Долгорукого. В приказе Казанского двора о боях под Саранском от 26 декабря 1670 года говорится: «… Да, ведомо де, государь, им учинялось, что вор – атаман, воровской промышленник Мурзакайло, с бою сбежав, жил в мордовской деревне Кастяшево. И по посылке того вора поймали и к ним привели. И он, товарищ мой окольничий, воевода того вора, прислал ко мне, холопу твоему, головы московских стрельцов. 23 декабря привели к нему в Саранск Терентьева сотни Мухитдина Татаровья, мордвина Саранского уезда, деревни Шугорово Паташку Елушеева, который ходил с мордвою и с воровскими казаками и на всех боях был.

Он, окольничий и воевода, велел того вора Паташку  повесить…».

     В легенде, что ходит по нашему  району, говорится, что не только Паташка ушел из села Шугорово в войско Степана Разина. Не зря он стал атаманом и водил мордву, скорее всего из своего уезда и  села, в бой. Но в 1670 году правительственные войска все же разгромили повстанческие отряды. 6 июня 1671 года Разин был казнён, а участники восстания подверглись большим гонениям. Чтобы избежать смерти, бывшие воины Степана вынуждены были скрываться в глухих лесах. По преданию, один из таких, уйелевших от расправы отрядов, долгое время скрывался в овраге, неподалеку от села Шугорово. Место это глухое, овраг глубокий, там преследуемые вырытые земляные убежища, укрепили их внутри и схоронили награбленные богатства. Бабушка вспоминала, что очень долго шугуровцы и жители окрестных деревень искали клад, по предположениям в земле скрыты несметные сокровища – сундуки с жемчугами, пуды золота, серебра и каменьев драгоценных. Правда, клад никто так и не нашёл, а вот пещеры существуют и по сей день…

     Может правда, а может быль, но  в нашем районе и сегодня  живут потомки того вольнолюбивого народа, который предпочел встать в ряды «вора-разбойника», чем отказаться от своей веры… 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его  заключается не во внешних словесных украшениях — ярких метафорах, броских эпитетах, разнообразных риторических оборотах. Красота и выразительность языка научной прозы — в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщенности слова, в энергии мысли. "В течение столетий взаимодействуя с мощной стихией русского языка, — пишет профессор Г.П. Лыщинский, — наука сумела выработать великолепный собственный язык — точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный. Я читаю, например: детерминированная система, квазиупругое тело, электромашинный усилитель, — и каждое такое словосочетание дает мне, специалисту, удивительно многостороннюю и удивительно сжатую характеристику предмета, явления, устройства. Мне кажется, по своей емкости и, если хотите, изяществу язык подлинной науки близок к языку поэтическому, и, надо полагать, не случайно современная поэзия охотно допускает на свои страницы терминологию из научного лексикона".

   Происходит  не только количественное, но и качественное изменение литературного языка под воздействием научной речи. Научные термины органически врастают в литературный язык, о чем свидетельствует их переосмысление, метафорическое использование: душевная травма, общественный резонанс, моральный вакуум, вирус стяжательства.

Информация о работе Научный стиль: традиции и новые тенденции