Научный стиль: традиции и новые тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Наука – система знаний, позволяющая преобразовывать и прогнозировать различные явления в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития.

Оглавление

Введение 3

Ι. Теоретическая часть 5

1. Общая характеристика научного стиля речи 5

1.1. Разновидности научного стиля речи 6

2. Лексика научного стиля 8

3. Морфология научного стиля 10

4. Синтаксис научного стиля 12

ΙΙ. Практическая часть 14

ΙΙΙ. Личная публицистическая статья 23

Заключение 25

Список литературы 27

Файлы: 1 файл

научный стиль Ку. Работа. .doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

                                  3. Морфология научного стиля

      Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность  и обобщенность научной речи проявляются  в особенностях функционирования разнообразных  грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

     Формы единственного числа имен  существительных используются в  значении множественного числа:  Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

     Названия понятий в научном  стиле преобладают над названиями  действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

     Для научной речи характерно  использование глагольных форм  с ослабленными лексико-грамматическими  значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

     Еще одна морфологическая особенность  научного стиля состоит в использовании  настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

     Отвлеченность и обобщенность  научной речи проявляется в  особенностях употребления категории  вида глагола: около 80% составляют  формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

     Формы лица глагола и личные  местоимения в научном стиле  также употребляются в соответствии  с передачей отвлеченно-обобщающих  значений. Практически не используются  формы 2-го лица и местоимения  ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

4. Синтаксис научного  стиля

      Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

     Обобщенно-абстрактный характер  научной речи, вневременной план  изложения материала обусловливают  употребление определенных типов  синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ΙΙ.  Практическая часть 

      Для потверждения теоретических тезисов на практическом материале был использован параграф из учебника для вузов «Экологическое право»/Под ред. С.А. Боголюбова.- М.:Высшеее образование, 2009.- 485с. (598 слов).

      Вид представленного текста – учебник.

      Выбор языковой формы этого учебника  определяется тем, что учебник должен быть оценен прежде всего с точки зрения  восприятия, усвоения и запоминания студентами предлагаемого в нем материала. Основная задача учебной литературы – донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. Поэтому от научной литературы учебная отличается прежде всего особым отбором и целенаправленностью изложения знаний, наличием материала воспитательного назначения и расчетом на читателя- неспециалиста. Этот учебник включает в себя максимальную сумму знаний по предмету «Экологическое право». Наука представлена  в нем в объеме  необходимом для овладения научной специальностью или в целях повышения квалификации. Отбор  материала, содержание и форма  данного учебника определяются читательским адресатом, т. е. материал  адаптированном для студентов высших учебных заведений.

      По  степени стандартизации научный  стиль учебной литература в целом, и данного учебника в частности,   уступает  место лишь официально- деловому. Стандартными для учебников  по праву являются такие обороты:

осуществляет  регулирование, исполнения гражданами и хозяйствующими субъектами, задачей государства является, правовое ограничение воздействия, занимающим ведущее место, предъявление к хозяйствующему субъекту соответствующих уровню научно-технического прогресса природоохранных требований, соблюдении требований обеспечивается, особый вид правотворческой деятельности, установить пределы и др.

      Важным  компонентом лексики научного стиля  являются термины.

Неправильно употребленный или понятый термин может дезинформировать читателя. В  анализуруемом тексте  не выявлено неправильно употребленный  терминов. В предложенном тексте не выявлены  слова интернационализмы,  такие как  пролонгировать, препарировать, ретроспективно, аналог и др.

      Другой  важный компонент собственно научного  стиля – общенаучная лексика, в научной правовой литературе представлена словами нормативных предписаний, административных методах, система органов власти, природоохранных требований, посредством нормирования, уполномоченными государственными органами, правотворческой деятельности, определенной для них компетенции, видах нормативов, источниками  права.

      В стилистическом плане лексика текста данного учебника однородна –  это нейтральные и книжные  слова.

      В плане морфологии в научном тексте преобладают имена существительные. Высока доля абстрактных слов: регулирование, основан, система, показатели, параметры, пределы,  явление, свойство, изменение, состояние и др.   

      Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины (хозяйствующие субъекты, установленные нормативы, окружающая среда, жизненно важные интересы, государственные органы, современные достижения науки и техники, санитарно-эпидемиологическое благополучие, атмосферный воздух, правотворческая  деятельность, экологические системы, современные технологии, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование,  экологическая паспортизация,  экологический аудит экологический мониторинг, экологический контроль, экологическое нормирование, техническое регулирование, технические регламенты административные методы, экологическую стандартизацию и экологическую сертификацию), различного рода клише (путем установления, охраны окружающей среды, применительно к, представляет собой, вводятся в действиеустанавливаются актами).

      Господствует  логический, книжный синтаксис. Типичны  осложненные и сложные конструкции. Необходимость доказывать, аргументировать высказываемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характерная для научной речи языковая форма.

    Элементами  организационного механизма  охраны окружающей среды являются: система органов власти, осуществляющих управление охраной окружающей среды и природопользования, экологический мониторинг, экологический контроль; экологическое нормирование; техническое регулирование, включающее принятие и применение технических регламентов, экологическую стандартизацию и экологическую сертификацию; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; экологическая паспортизация; экологический аудит.

Синтаксические  построения в научной речи гораздо  сложнее, чем в художественной прозе. Статистические подсчеты показали, что в романах Гончарова, Тургенева, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Лескова и Толстого (в авторском повествовании) сложные предложения составляют половину всех предложений (50,7%), а в научных работах того же периода — почти три четверти (73,8%).

     Часто используются предложения с однородными  членами и обобщающим словом: средствами связи частей текста служат  вводные  слова (следовательно, в следствии, поскольку и др.).   

      Если  художественный стиль подчеркивает в слове конкретное и образное, то научный — общее, отвлеченное, абстрактное. Однако научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлеченным значением. Она и изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.

     Так, у многих глаголов в речи анализируемого отрывка текста (оказывать, составлять, привлекать, устанавливать, служить, считаться, характеризоваться, заключаться и др.) значение ослабляется, стирается и обобщается. И они превращаются в своеобразные глаголы-связки, которые позволяют соединять любые понятия, оформлять практически любое научное сообщение.

     Например, глагол составлять, по словарю С. И. Ожегова, имеет семь значений: 1. Собрав, соединив, объединив что-нибудь, образовать какое-н. целое. Составить фразу. Составить сборник. 2. Приставив, поставив рядом, соединить. Составить две лестницы. Составить столы. 3. Поставить где-нибудь, поместить где-нибудь (многое). Составить посуду на полку. 4. Образовать собой (какое-нибудь. количество). Расход составит сто рублей. 5. Создать путем наблюдений, заключений (какое-нибудь. мнение). Составить определенное мнение. Составить себе представление о чем-нибудь. 6. Создать, устроить что-нибудь, (книжн.). Составить чье-нибудь счастье. 7. Со словом «себе». Постепенно достичь, добиться чего-нибудь. (книжн.). Составить себе имя, карьеру, состояние.

Информация о работе Научный стиль: традиции и новые тенденции