НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Наука - своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки - точность и объективность.

Оглавление

1. Вступление

2. Научный стиль речи, как разновидность литературного языка (анализ)

3. Экстралингвистические и языковые особенности научного стиля речи

4. Вывод

5. Используемая литература

Файлы: 1 файл

Русский язык и культура речи МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ 

«НАУЧНЫЙ  СТИЛЬ РЕЧИ. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ  И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ  НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

              
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

            Г. КИРОВ 2010 ГОД. 
 
 
 
 

План:

1. Вступление

2. Научный  стиль речи, как разновидность литературного языка (анализ)

3. Экстралингвистические  и языковые особенности научного  стиля речи

4. Вывод 

5. Используемая  литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Во всём, где слово служит посредником между людьми,

а в преподавании – особенно, неудобно как переговорить,

так и  недоговорить.»

В.О. Ключевский 

1. Язык представляет собой сложное общественное явление: это - система систем, находящихся в движении и развитии. Как средство общения язык существует для целесообразной передачи общественно значимой информации: в нем находят свое выражение запас человеческих знаний, достижения цивилизации, волевые побуждения, чувственно-эмоциональные состояния.

      Приспосабливаясь  к потребностям общества, язык призван наилучшим образом обслуживать общение человека в разных сферах его общественной жизни. Те или иные сферы общения обеспечиваются определенным набором речевых средств. Так появилось понятие функциональных стилей речи - достаточно устойчивых, целесообразно организованных типов функционирования и употребления языка, которые обслуживают разные стороны жизни и деятельности человека и отличаются друг от друга специфическими характеристиками, вызываемыми различиями в тематике, целях высказывания, адресате речи, условиях общения.

      Обычно  выделяют пять основных функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. Чтобы показать многообразие стилистических возможностей языка в зависимости от ситуации общения, целей и задач коммуникации, основной акцент я хочу поставить на научном стиле речи. 
 
 
 

2. Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Наука - своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего  мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к  интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки - точность и объективность.

    Научный стиль принадлежит к числу  книжных стилей русского литературного  языка, обладающих общими условиями  функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

    предварительное обдумывание высказывания,

    монологический  характер речи,

    строгий отбор языковых средств,

    стремление  к нормированной речи.

    Появление и развитие научного стиля связано  с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного. В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам , окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

    Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

    - собственно научный,

    - научно-технический (производственно-технический),

    - научно-информативный,

    - научно-справочный,

    - учебно-научный,

    - научно-популярный.

    Реализуясь  в письменной и в устной форме  общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:

    - учебник

    - справочник

    - научная статья

    - монография

    - диссертация

    - аннотация

    - реферат

    - конспект

    - тезисы

    - резюме

    - рецензия

    - отзыв

Учебно-научная  речь реализуется в следующих  жанрах:

    - сообщение,

    - ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка)

    - рассуждение

    - языковой пример,

    - объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

    Многообразие  видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии  общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

    Сфера научного общения отличается тем, что  в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

    Научная тематика текстов.

    Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает  как обозначение общего понятия  или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).

    Логичность  изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

    Точность  изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

    Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

    Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

    Насыщенность  фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

    Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить  причины явлений, сообщить, описать  существенные признаки, свойства предмета научного познания.

    Названные особенности научного стиля находят  выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

1. Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

2. Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

3. Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

2. Лексика научного  стиля

    Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном  стиле обозначает понятие или  абстрактный предмет. Точно и  однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

    Термин  является основной лексической и  понятийной единицей научной сферы  человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть - инертный газ; порядковый номер его - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222.

    Для терминов, как основных лексических  составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный" (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).

Информация о работе НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ