Литература Петровской эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 13:06, реферат

Краткое описание

Начало XVIII столетия, по мнению многих современных исследователей, не совсем совпадает с началом новой эпохи в развитии русской литературы. Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой.

Оглавление

Введение. Общая характеристика русской литературы 18 века.....................3
1.Литература Петровской эпохи..............................................................4
1.1.Публицистика............................................................................6
1.2.Театр...........................................................................................7
1.3.Повести Петровской эпохи......................................................7
1.4. Стихотворство..........................................................................8
2.Литература 30-50 годов........................................................................10
2.1.Классицизм как литературное направление..........................11
2.2.Своеобразие русского классицизма.......................................12
2.3. Антиох Дмитриевич Кантемир.............................................13
2.3.1.Сатиры Кантемира Антиоха......................................15
Заключение.........................................................................................................18
Список использованной литературы...............................................................22

Файлы: 1 файл

Литература Петровского времени - копия.doc

— 41.02 Кб (Скачать)

Антиох учился сначала дома. Его учителем был талантливый филолог и переводчик Иван Ильинский. Им и были заложены основы гуманитарного образования Кантемира.

Обучение Антиоха Кантемира в Московской Славяно-греко-латинской академии не подтверждается. Имеется только одно документальное свидетельство: в 1718 году, в возрасте 10 лет, он публично выступал там с заученной речью. Но этот факт не является доказательством систематического обучения Антиоха в академии, так как юные дворяне обязаны были периодически демонстрировать публично свои знания.

В 1719 г. по приглашению царя Дмитрий Кантемир переехал в Петербург, и, естественно, вслед за ним переселилась вся семья. Пётр стремился втянуть Кантемира-отца в государственную деятельность, давал ему разные поручения, а в 1721 г. назначил членом Сената. В следующем году Дмитрий сопровождал царя в знаменитом Персидском походе, кстати, вместе с сыном. Во время этого похода Дмитрий умер. Семья вскоре после этого печального события вновь вернулась в Москву, и молодому Кантемиру пришлось задуматься о самостоятельной жизни, главным смыслом которой он считал служение Отечеству, а для этого решил получить самое высокое образование. В прошении, написанном 25 мая 1724 г. на имя Петра 1, 16-летний Антиох Кантемир перечислял науки, к которым он «имел немалую охоту»: история древняя и новая, география, юриспруденция, дисциплины, относящиеся к «статуту политическому», математические науки и живопись. Для изучения их просил отпустить его за границу. В этом юношеском заявлении Антиоха в полной мере отразилась твёрдость его характера и непреодолимое стремление к образованию.

Но в связи с осуществлением мероприятий Петра по организации Академии наук в Петербурге у Кантемира появилась возможность усовершенствовать своё образование без выезда за границу. Одновременно с обучением он проходил военную службу в Преображенском полку и заслужил офицерский чин.

К этому времени (1825-28 гг.) относится и начало литературной деятельности А. Кантемира. Первый его печатный опыт – «Симфония на Псалтырь». Сборник представляет собой переложение стихов из псалмов Давида, расположенных в алфавитно-тематическом порядке. С 1729 г. начинается периодтворческой зрелости литератора, когда он вполне сознательно сосредотачивает своё творчество исключительно на сатире.

2.3.1. Сатиры Антиоха Кантемира.

Всего Кантемир написал 9 сатир. Они делятся на 2 группы: 5 сатир, написанных в 1729-31 гг., до отъезда за границу и 4 сатиры заграничного цикла (1738-39 гг.).

Композиционное построение всех сатир Кантемира единообразно. Сначала идёт вступление, представляющее чаще всего обращение, например: «К уму своему», «К Феофану», «К солнцу», «К музе своей». Далее без какой-либо логической связи он переходит к созданию сатирических портретов. Отсюда типичные для Кантемира двойные заглавия сатир: первое определяет обращение, второе относится к признаку, по которому подобраны сатирические портреты.

Программными являются 1 и 2 сатиры.

«К уму своему. На хулящих учение».

Кантемир обращается к своему уму, чтобы ум не побуждал к труду руки, так как в нынешний век литературным трудом славы достичь очень трудно. Далее Кантемир выводит целую галерею невежд из разных сословий.

Критон – представитель духовенства. Он ворчит и вздыхает, потому что науки ведут к ереси и безбожию:

 

Расколы и ереси науки суть дети,

Больше врёт, кому далось больше разумети.

Приходит к безбожию, кто над книгами тает», –

Критон с чётками в руках ворчит и вздыхает

И просит, святая душа, с горькими слезами

Смотреть, сколь семя наук вредно между нами…

 

Сильван – помещик; он который жалуется, что науки препятствуют людям, которые его кормят, заниматься физическим трудом:

 

Сильван другую вину наукам находит:

«Ученье, – говорит, – нам голод наводит »;

Живали мы преж сего, не зная латыни,

Гораздо обильнее, чем мы живём ныне,

Гораздо в невежестве больше хлеба жали,

Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли…».

 

Лука – пьяница и гуляка, который ополчается против наук, так как они разрушают весёлую компанию:

Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает:

«Наука содружество людей разрушает;

Люди мы к сообществу божия тварь стали,

Не в нашу пользу одну смысла дар прияли…

Вино – дар божественный, много в нём провору:

Дружит людей, подаёт повод к разговору,

Веселит, все тяжкие мысли отнимает,

Скудость знает облегчать, слабых ободряет…»

 

В галерее невежд и щёголь Медор. Он жалуется, что бумага, которая ему нужна на папильотки, чтобы сделать кудрявую причёску, расходуется на книги:

 

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не в чем уж завертеть завитые кудри;

Не сменит на Сенеку он фунт пудры.

Перед Егором двух денег Вергилий не стоит,

Рексу, не Цицерону, похвала достоит.

 

В заключительной части сатирик от обличения носителей отдельных пороков переходит к разоблачению порочности всего общества. Наружность человека или его деятельность могут часто казаться значительными, но за ними скрываются внутренняя пустота и порочность. Наружный блеск нередко скрывает внутреннюю пустоту, духовную нищету и косность:

 

Епископом хочешь быть – уберися в рясу,

Сверх той тело с гордостью риза полосата

Пусть покроет: повесь цепь на шею от злата,

Клобуком прикрой голову, брюхо бородою,

Клюку пышно повели нести перед собою…

 

Первая сатира Кантемира пользовалась популярностью среди передовых людей того времени и быстро распространялась в списках, сначала анонимно. Сатира была очень злободневна, и условно-мифологические имена персонажей не могли не быть узнаваемы.

Вторая сатира «Филарет и Евгений» адресована «на зависть и гордость дворян злонравных». Эта сатира среди других имеет своеобразную композицию: она написана в форме диалога между выразителем авторской позиции Филаретом (человеколюб) и дворянином Евгением (благородный).

Евгений важничает знатностью своего рода, считает себя выше окружающих из-за своего благородного происхождения. Личные же его заслуги ничтожны. Филарет замечает, что существует большая разница между понятиями быть потомком благородных предков или самому быть благородным. Истинное благородство – в делах человека. Что же Евгений? Вынес ли он военные труды? Был ли он беспристрастным судьёй? Облегчил ли тяжёлые подати народу? Нет. И Филарет доказывает Евгению, что никакого подлинного благородства в нём нет.

Кантемир впервые в русской литературе критикует дворянина Евгения как безжалостного помещика, крепостника-эксплуататора. Эта сатира открывает антикрепостническую тему в русской литературе. Филарет характеризует Евгения таким, каков он был на самом деле. Евгений – «каменный душою», смеётся над нищетой, за малую провинность – непрогретое вино, жестоко избивает лакея. Он жаден, он привык к роскоши, хотя его роскошная жизнь основывается на жестокой эксплуатации крестьян. Для него ничего не значит надеть на себя костюм, который стоит целой деревни.

Таким образом, Кантемир выдвинул тезис «природного равенства людей». Заметим, он не говорил о социальном равенстве, у него критика социальной несправедливости ограничивалась морально-этическим планом, а не социальным. Но и это было очень важным в начале 18 в., когда крепостных крестьян вообще не считали людьми. Кантемир же говорил, что все сословия пошли от Адама, а Адам дворян не рожал.

В своих сатирах Кантемир ставил задачей не столько показать действительность, сколько свои гневные и горькие мысли о людях. Кантемир создал ряд ярких характеров-образов и картин-зарисовок. Его сатиры написаны языком почти без примеси церковно-славянских элементов.

При жизни произведения Кантемира не были изданы, сатиры распространялись лишь в рукописях. Опубликованы они были раньше на Западе, чем в России. В 1749 г. сатиры были изданы в Лондоне, тираж разошёлся моментально, и через год вышло переиздание. В 1751 г. сатиры были изданы в Берлине на немецком языке, и лишь в 1762 г. их напечатали в России.

Таким образом, Кантемир стал родоначальником классицизма в русской литературе и основоположником наиболее жизненного в нём сатирического направления. Он разработал в литературе жанр сатиры, первым затронул тему естественного равенства людей, первым начал требовать от помещиков гуманного обращения с крестьянами.

О сатирическом творчестве Антиоха Кантемира известный русский филолог и критик 19 века В.Г. Белинский сказал: «Кантемир своими сатирами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее бессмертный памятник в русской литературе».

Заключение

В   начале    XVIII    столетия, в    Петровскую    эпоху,   Россия    стала    стремительно   развиваться    благодаря    преобразованиям    во всех областях государственной и культурной жизни. 
Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности    и    сами    содействовали    ей.   В    это   время укрепилась независимость России, возросла ее военная 
мощь,   произошло        культурное       сближение     державы    со   странами Европы и усилилось ее 
влияние на европейской арене. 
Широко    используя    достижения    отечественной    и   мировой    науки, культуры, техники, 
промышленности,     образования, Петр   I     своими    реформами    открыл новые пути    для    русской    литературы.   Несмотря   на    то что движение России после кончины Петра Великого 
замедлилось, русское общество достигло в XVIII веке огромных результатов в области 
культуры и образования. Русские монархи, в особенности Петр I и Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть вперед страну, разрушить косные патриархальные порядки, застарелые суеверия, создававшие помехи рос- 
ту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые 
светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание. Учение — свет.

Различные слои русского общества в этих 
условиях получили возможность для широкой умственной и художественной деятельности: были открыты Московский университет, 
общеобразовательные школы и профессиональные училища, введен новый календарь, основана первая русская газета, учреждены Академия наук, Академия художеств, Вольное экономическое общество, пер- 
вый постоянный русский театр. Общество получило возможность высказывать свои мнения, критиковать дела 
правительства, вельмож и сановников. 
Русская литература XVIII века унаследовала от древнерусской литературы высокое представление об искусстве слова и о миссии писателя, о могучем воспитатель- 
ном воздействии книги на общество, на умы и чувства 
сограждан. Она придала этим исторически сложившимся особенностям новые формы, используя возможности 
классицизма и Просвещения.

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и 
обличительно-сатирическая критика пороков общества и 
государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. Центральным жанром высокой гражданской поэзии 
была ода. Критическое направление представляли жанры высокой сатиры, близкой к оде, басня и бытовая комедия нравов. 
Эти основные направления развития литературы определились в начале века. В первой трети столетия сформировался классицизм, рождению которого способствовал один из высших иерархов православной церкви 
писатель Феофан Прокопович. Основоположниками 
классицизма стали А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Помимо них, крупнейшим писателем, чье творчество началось в первую половину 
XVIII века, был А. П. Сумароков. 
Во второй половине XVIII века, примерно с 1760-х годов, в литературе наступил новый период. В это время 
появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, 
комическая опера и «слезная драма».

Поскольку социальные противоречия углублялись, то 
все большее распространение получала сатира. Чтобы 
смягчить ее воздействие на общество, Екатерина II сама 
стала негласной издательницей сатирического журнала 
«Всякая всячина». Императрица хотела уменьшить роль 
общественной сатиры и увеличить значение правительственной сатиры, служащей политическим интересам 
монархии. Она пригласила следовать ее примеру писателей и издателей. Русское общество воспользовалось 
этим. В России сразу же появилось несколько сатирических журналов ( «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Трутень», «Ни то, ни сио в прозе и стихах», «Поденщина»). Самыми радикальными журналами, воевавшими с екатерининской «Всякой всячиной», были 
журналы выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова — «Трутень» и «Живописец».

В конце XVIII века в литературе возникает новое литературное направление — сентиментализм. Он оказал 
сильное влияние на А. Н. Радищева, крупнейшего русского мыслителя и гневного писателя, чувство которого 
было возмущено народными бедами, угнетенным положением крестьян и простого русского человека вообще. 
Основное его сочинение — «Путешествие из Петербурга 
в Москву» — написано в любимом сентименталистами 
жанре «путешествия» и вызвано душевным потрясением 
от увиденных им картин несправедливости и беззакония. Эта «чувствительность», сердечная озабоченность 
чрезвычайно близка сентименталистам. 
Основоположником сентиментализма и крупнейшим писателем этого направления был Н. М. Карамзин — 
поэт, прозаик, публицист, журналист, «последний летописец и первый наш историк», по словам Пушкина, и 
реформатор русского литературного языка. Многие стихотворения, баллады и повести принесли ему всероссийскую известность. Наибольшие его заслуги связаны с такими произведениями, как «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза», «История государства Российского», а также с преобразованием литературного языка. Карамзин наметил и осуществил реформу, благодаря которой устранялся разрыв между устным, разговорным и письменным, книжным языком русского общества. Карамзин хотел, чтобы русский литературный язык столь же ясно и точно выражал новые понятия и представления, сложившиеся в XVIII веке, как и язык французский, на котором говорило русское образованное общество. 
Ближайшим соратником Карамзина стал И. И. Дмитриев, автор популярных историко-патриотических сочинений, песен, романсов, сатирических сказок и басен 
(«Ермак», «Освобождение Москвы», «Стонет сизый голбочек...», «Чужой толк», «Модная жена» и др.). Принципы сентиментализма талантливо воплотил в своих песнях в народном духе Ю. А. Нелединский-Мелецкий, 
которому принадлежат несколько песен (например, 
«Выйду я на реченьку...»), сохранившихся в песенном репертуаре до наших дней.

Информация о работе Литература Петровской эпохи