Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:41, контрольная работа
Термин Возрождение (Ренессанс) появился в 16 веке для определения культурно-исторической эпохи, сменившей Средневековье. Основное содержание, которое вкладывается в этот термин - возвращение культурных идеалов античности.
Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять смысл Возрождения как времени мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности, решительную культурную перестройку в движении от средневековья к новому времени в истории европейской цивилизации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литература эпохи Возрождения………………………………………..5
Глава 2. Литература Возрождения в отдельных странах……………………..14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы
ФГОУ ВПО Урал ГУФК
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ФИЛИАЛ)
Факультет сервиса и туризма
Кафедра связь с общественностью
Дисциплина история мировой литературы и искусства
Контрольная работа
НА ТЕМУ:
«Литература эпохи Возрождения»
Работу проверила:
Дата
регистрации___________________
Уфа 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Литература
эпохи Возрождения…………………………………
Глава 2. Литература
Возрождения в отдельных
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Термин Возрождение (Ренессанс) появился в 16 веке для определения культурно-исторической эпохи, сменившей Средневековье. Основное содержание, которое вкладывается в этот термин - возвращение культурных идеалов античности.
Если сгруппировать
множество самых общих
Возрождение можно сравнить с «греческим чудом» 8-5 века до н.э. (особая интенсивность культурной жизни, существование множества культурных центров, определенная творческая свобода, избыток духовной энергии и как результат - необычайная интенсивность духовной жизни, удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсальных, одаренных: Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и др.).
Пожалуй, главное завоевание Возрождения - это освобождение человека от отношения к нему Средневековья, когда человек испугался природы, устыдился ее и отверг как нечто греховное. В Ренессансе человек ощущает себя и как часть природы, и как надприродное существо, наделенное силой и талантом творить.
В художественном сознании это проявляется, как желание воплотить духовное, обожествить человеческое и опустить на землю божественное.
В эпоху Возрождения, когда снова открыта была языческая древность, в памятниках культуры передается влюбленность в натурального человека; вновь вспыхивает вера в гармонию человеческой природы, придавленная мировоззрением Средних веков.
Идеологией Ренессанса стал гуманизм, который поставил в центр мироздания человеческую личность, осознающую себя в своей свободе и независимости, в своем постоянном прогрессивном развитии. Гуманизм возникает в 14 веке в Италии, а к концу 15 века утверждается и в северной Европе. Родоначальники гуманизма: Ф.Петрарка, Л.Бруни, Пико дела Мирандолла; на севере - Эразм Роттердамский.
Гуманистическая идеология по существу уравняла человека и бога, подчеркнув, что они равны в творчестве. Согласно убеждениям гуманистов человек-творец не только создает окружающий мир; чтобы состояться, стать настоящим человеком, он должен сотворить самого себя. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума. Споря со средневековой моралью, гуманисты на место религиозного культа страдания. Аскетизма ставили этику эпикурейства: земная жизнь не должна быть печальна, лишена радости и наслаждения.
Глава 1. Литература эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения – это период в истории Европы, начавшийся в начале – середине XIV в. и закончившийся (в разных странах по-разному) к XVI–XVII вв. Ознаменован период тем, что произошел интерес к античному искусству, науке, философии и литературе, термин «Возрождение» больше относится к истории культуры. Этот интерес зародился в самом конце XIII–начале XIV в. в среде итальянских ученых.
Эпоха Возрождения или по-другому – Ренессанс, самая интересная эпоха европейской истории, которая дает огромную пищу для ума и размышлений. Период оставил след в истории изобилием письменных свидетельств, произведений искусства, философии, литературы и науки.
Происходят географические открытия, такие как Колумб, открывает Америку, Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли и конечно многое другое. Живопись открывает новые стороны “познания” красок, спектров цветов, перспективы и ощущений к окружающему миру. Изобретаются новые музыкальные инструменты, появляются точные карты, компас.
Конечно же, происходит переворот в духовной жизни человека. Это обусловлено тем, что идет ослабление влияния церкви, появление некой свободы. Распространяется антропоцентризм, пришедший на смену теоцентризму. Теперь вместо Бога человек стоит на первом месте. Кардинальные изменения претерпела философия и литература. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные. Были тенденции возращения к античной культуре, возродился философ Платон. Во Флоренции возникает платоновская академия, возглавляемая Лоренсо Великолепным.
В то время, когда в средневековье брали из античной литературы в основном ораторскую прозу, избегали лирических жанров, то в Ренессанс античную культуру заново переводили, давали оценку философским, историческим сочинениям, признавались творения поэтов, таких как Гомера, Овидия и других.
Два с половиной столетия Возрождения – от Петрарки до Галилея – знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Не было непосредственного перехода от “Сводов” Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV–XVI вв. была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.
Философия эпохи
Возрождения представляет собой
достаточно пеструю картину, набор
разнообразных философских
Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.
В философии
эпохи Возрождения можно
Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.
Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский.
Интенсивный расцвет литературы связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи. Подъем западноевропейской культуры возникает не на фоне упадка. Прошлое кажется человеку забытое замечательное достижение античности, и он начинает браться за их восстановление. Это выражается в творчестве писателей данной эпохи. Античное наследие восстанавливается, и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, публикации древних рукописей.
В Западной Европе этого времени появляется гуманистическая интеллигенция — круг людей, общение которых друг с другом основано не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий.
Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.
В поэзии Ренессанс обрел особенно раннее и особенно полное выражение. Ренессанс знаменателен такими великими сынами литературы как Шекспир, Петрарка, Ронсар, Дю Белле, Фацио, Лоренцо Вала и др. Ведь именно в Эпоху Возрождения поэты показали триумф человечества над своими пороками и ошибками прошлых времен.
Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.
Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады - форма, выросшая из танцевально-песенного народного жанра. В 14 веке, очевидно, сложился основной сюжетный костяк баллад о бунтаре и народном заступнике Робине Гуде.
Начиная с сер. 15 века книгопечатные станки выбрасывают огромное количество образцов народной поэзии: песни, романсы, загадки, «народные книги» (среди них - книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте). Их перерабатывают и исследуют писатели-гуманисты, чувствующие тягу к народным источникам (напр., у Шекспира песня Дездемоны о ивушке-иве - это народная баллада, то же - песня Офелии о Валентиновом дне; из сходных материалов построена грандиозная книга Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», впитавшая в себя французский народный юмор, обогащенный глубокими идеями и острой сатирой ученого-гуманиста.)
Народная поэзия
была одним из могучих источников
обновления поэзии в целом; вторым источником
вдохновения была классическая древность.
Искусство художественного
Самыми знаменательными была такая литература, как французская, английская, немецкая, испанская, итальянская. Как же происходил переход от средневековья к Эпохе Возрождения в этих странах?
В Англии, в XVI веке происходит расцвет английского гуманизма, который возник позднее, чем в Италии. Очень большую роль на английскую литературу сыграла Классическая литература и итальянская поэзия. Расцветает форма сонета, введённого Томасом Уэйаттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем. История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.
Немецкая литература
знаменательна тем, что она начала
свое вдохновение для Эпохи Возрожде
Во Франции, С самого начала XVI в. в литературе сказывается нарождение новых веяний. Это стремление к новшествам отметил поэт Гренгуар: «Оставлены, — говорит он, — приёмы старых учёных, над старыми музыкантами смеются, в презрение впала старая медицина, изгоняются старые архитекторы». Идеи гуманизма и реформации нашли себе высокую покровительницу в лице Маргариты Наваррской, сестры Франциска I. В XIV – XVI вв. во французской литературе проходили те же процессы, что и в литературе Италии и Германии. Дворянская, куртуазная культура постепенно теряла свое значение, и на первый план выходила городская, народная литература. Впрочем, открытого противостояния не было. Строго говоря, во Франции, как и в Германии, и в Англии, вплоть до конца XV в. были очень сильны тенденции средневековой культуры. Французский гуманизм оформился лишь в начале XVI столетия, развивался преимущественно в ключе придворной культуры.