Эпоха застоя: литература, театр, кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

О особенностях культурной жизни эпохи застоя. Во время брежневского «застоя» выявилось важнейшее противоречие советской культуры: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью исчерпала возможности развития, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Формировался своеобразный «культурный тупик». Тенденция распада официальной советской культуры нарастала, но масштабы этого процесса в брежневские времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны.

Оглавление

Введение
1.Советское общество в годы застоя
2. Культура застоя
3. Литература
4. Театр
5. Кино
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Рассматривая  культуру современной России необходимо учитывать советский период, в котором происходил научно-технической прогресс, переход к информационной цивилизации, значительно ускорились культурные процессы, стилевая динамика. Эпоха «застоя» является составной частью этого периода. Культуре «застоя» свойственна противоречивость и неоднозначность, бездуховностью административно-командной системы власти, существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах, противоречие общественной жизни, игнорирования запросов и прав конкретной личности.

     Многие  черты именно эпохи застоя впитала  в себя культура России. Поэтому данная тема особенно актуальна, поскольку исследование позволяет сформировать достаточно целостную «картину» культурных процессов в нашем обществе, тенденции эпохи «застоя».

     Целью моей работы является проследить и  выявить влияние культурных процессов  эпохи застоя на современную Россию. Найти специфические проявления, закономерности обусловленных историческими условиями «застоя» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Советское общество в годы застоя

 

       Период нахождения Брежнева у власти (1964-1987) принято называть эпоха «застоя». Этот период был отмечен отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни.

        Во время эпохи застоя, СССР достиг своего апогея, добился ядерного паритета с США и был признан супердержавой. Увеличился средний класс, владение предметами быта (холодильниками и машинами) стало реальностью для значительной части населения. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными по советским понятиям. Но с другой стороны, зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к отсутствию необходимых реформ в экономике. К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалось по закону. Именно поэтому период правления Брежнева назван период «застоя».

     Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. обострялась идеологическая борьба, сложнее становилась ситуация в обществе.

     «Нам необходимо всегда и повсюду… хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, - говорил Л.И. Брежнев в выступлении на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. – проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии».

     Брежнев принял решение о создании Конституции, которая должна была быть приведена в соответствие с программой партии и законодательно закрепить новые формы общественного и государственного устройства нашей страны, соответствующие периоду развернутого строительства коммунистического общества.

         В мае 1977 г. на внеочередной сессии Верховного Совета СССР Конституция была принята. Главной новацией было то, что в ней констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». Таким образом, приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, о социальном развитии и культуре, о статусе народного депутата.

     Следствием отказа от экономических методов управления стала централизация и бюрократизация управленческого аппарата и его быстрое разбухание. К 1985 г. общая численность управления в стране приблизилась к 18 млн. человек, на каждых 6-7 рабочих приходился один руководитель.

     Главной опорой верховной власти в стране в годы брежневского правления стал ЦК КПСС и особенно его аппарат. Пленумы и съезды партии, хотя и собирались регулярно, стали носить все более формальный характер, лишь «одобряя» подготовленные аппаратом решения.

     Так «застой» развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые по-прежнему включали госдачи, спецпайки, спецлечение, спецтранспорт и т.п.

     Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положение. Началось сращивание партийного и государственного аппарата с теневой экономикой.

     Такими оказались «новые условия» развития культуры в период застоя. «Непоследовательные и противоречивые реформы не смогли перестроить административно-командную систему руководства обществом. Административные методы продолжали преобладать и в управлении художественной культурой, хотя внешне они видоизменились. Ушли в прошлое встречи руководителей партии и государства с деятелями литературы и искусства, исчезли публичные разносы и наставления, как нужно работать, но идеологический контроль за литературой и искусством ужесточился, как и за развитием культуры в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Культура застоя

 

     Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

     За  этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:   благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни; нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

     Следует отметить эволюцию форм этого противостояния - от резкого неприятия до установления определенного взаимодействия, что  было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного "лакирования" явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы "Война и мир" и "Андрей Рублев" режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).

     Несмотря  на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х  годов отличалась разнообразием  и богатством. В литературе и искусстве  продолжали жить идеалы гуманизма и  демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

     Острые  социальные проблемы, и прежде всего  советской деревни, поднимали писатели В.Г. Распутин (повести "Последний  срок", "Живи и помни" и "Прощание с Матерой"}; В.А. Солоухин ("Владимирские проселки"); В.П. Астафьев ("Кража" и "Царь-рыба"), Ф.А. Абрамов (трилогия "Пряслины" и роман "Дом"), В.И. Белов (1"Плотницкие рассказы", роман "Кануны"), Б.А. Можаев ("Мужики и бабы"). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели не только фиксировали глубокие изменения в сознании, морали человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.

     Автором популярных остроконфликтных нравственных пьес "Старший сын", "Утиная охота", "Прошлым летом в  Чулимске" был драматург А.В. Вампилов.

     Большой популярностью в стране и за рубежом  пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести "Джамиля", "Прощай Гульсары", "Белый пароход", "И дольше века длится день" и др.), белоруса В. Быкова (повести "Мертвым не больно", "Круглянский мост", "Сотников" и др.), грузина Н. Думбадзе (повести "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Я вижу солнце", роман "Белые флаги"), эстонца Я. Кросса (романы "Между тремя поветриями", "Императорский безумец").

     На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни  русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны: предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.

     Теме  Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные  произведения композитор Г.В. Свиридов ("Курские песни", "Пушкинский венок"), сюиты "Время, вперед", музыкальная иллюстрация повести  А.С. Пушкина "Метель").

     70-е  годы были временем подъема  советского театрального искусства.  Особенной популярностью у передовой  общественности пользовался Московский  театр драмы и комедии на  Таганке. На его сцене были  поставлены "Добрый человек из  Сезуана" Б. Брехта, "Десять  дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева, "Дом на набережной" Ю. Трифонова, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Среди других коллективов выделялись театр имени Ленинского Комсомола, театр "Современник", театр им. Е. Вахтангова.

     Центром музыкальной жизни оставался  Академический Большой театр  в Москве. Его прославили имена  балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, Соткилавы, Е. Нестеренко.

     В 70-е годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни  прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями  В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли.

     Характерные черты культурного процесса 70-80-х  гг. во многом определились событиями  предшествующего десятилетия. Время  оттепели не оправдало надежд на обретение  нового образа культуры. Создавался своеобразный тупик. Это отразилось на всех формах творчества позднего советского общества. Совершался переход культуры позднего советского общества от «двоецентрия» к «двоемирию». Оттепель вызвала новый феномен нового двоемирия культуры неофициальной и официальной, причем это касается не только литературы, но и живописи, архитектуры, киноискусства, театрального искусства и др. его видов.

     В официальной культуре обществу предлагался идеальный «культурный герой» - «строитель коммунизма». Для поддержания идеологического единства, в начале 70-х гг., внедрялось понятие «советский образ жизни», которое предполагало «подлинный коллективизм, сплоченность и дружбу всех народов, нравственное здоровье и социальный оптимизм». Ужесточилась цензура, усилилось преследование интеллектуальной независимости, сузило возможности культуры, изменило ее направление. Альтернативный культурный мир находился в состоянии активного неприятия происходившего в официальной культуре советского общества.

     Мелочная и постоянна опека деятелей культуры со стороны государственного аппарата приводила к снижению художественного уровня произведений. В то же время в этот период появился ряд кинофильмов, спектаклей, произведений литературы, песен, которые выделялись из основной массы посредственности. Среди писателей можно выделить В.Аксенова, А.Битова, Ф.Искандера, поэтов И.Бродского, Н.Коржавина, А.Галича, художников О.Целкова, М.Шемякина, режиссеров А.Тарковского, Ю.Любимова, А.Германа, Т.Абуладзе, С.Параджанова, братьев Михалковых и др.

     В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом  ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить. 
 

3. Литература

 

     Характерными особенностями в развитии литературы «застойного» периода, стали преследования «неугодных», увеличение «отложенной литературы, дороги «изгнаний».

     Но  уже было сложно остановить процессы «обновления» в развитии культуры, поэтому все усиливалось идеологическое давление в литературе, как и в других сферах искусства.

     Вместо  ожидаемого обновления после разоблачения культа личности в обществе продолжали существовать две культуры: официальная  и «катакомбная», т.е. неофициальная, обогащенном опытом 60-х годов. Нельзя уже было насильно остановить процесс развития культуры, наметившийся в дни «оттепели». На смену напечатанным происходили новые «неудобные для власти произведения. Количество невостребованной и запрещенной литературой увеличивалось.

Информация о работе Эпоха застоя: литература, театр, кино