Эпоха застоя: литература, театр, кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

О особенностях культурной жизни эпохи застоя. Во время брежневского «застоя» выявилось важнейшее противоречие советской культуры: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью исчерпала возможности развития, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Формировался своеобразный «культурный тупик». Тенденция распада официальной советской культуры нарастала, но масштабы этого процесса в брежневские времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны.

Оглавление

Введение
1.Советское общество в годы застоя
2. Культура застоя
3. Литература
4. Театр
5. Кино
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Период 70-х – первой половины 80-х нельзя однозначно назвать застойным, когда  речь идет о развитии литературы и  искусства. Бесспорно, кинематограф, например, переживал сложную ситуацию. Большое количество однотипных лент заполняло экраны кинотеатров и телевизоров: Но среди них в это же время появились фильмы А.А. Тарковского. Уже первой своей работой – «Иваново детство» (1962) – он заявил о себе как философ в кино. Его фильмы не были развлечением. Зрители несколько раз смотрели его картины «Андрей Рублев» (1966/1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979), «Ностальгия» (1983), «Жертвоприношение» (1986). Каждый просмотр открывал возможность нового прочтения времени и человека. А.А. Таковскому всегда хотелось делать фильм так, будто речь шла о современнике. Он хотел заставить зрителя философствовать вместе с собой. Это была сложная работа, не всем доступная, но притягивающая и заинтересовывающая процессом творчества, возможностью «путешествия внутри себя с помощью кино».

     С А.А. Тарковского началась линия  «философского кино», которое переводило кинематограф из балаганного зрелища  массовой культуры в разряд высокого искусства.

     Люди  искали возможность посмотреть фильмы режиссера А.П. Германа. Чиновники стремились не допустить на экраны фильм о партизанском движении по повести Ю.П.Германа (отца режиссера) «Операция «С Новым годом». Этот фильм был снят А.Ю. Германом в 1971г., а вышел на экран только в 1986-м под названием «Проверка на дорогах». В чем обвиняли режиссера? В заключении чиновников из Госкино указывалось: «Принятая к представлению киностудией картина… страдает весьма серьезными концепционными просчетами. В фильме искажен образ героического времени, образ советского народа… Ведущей темой произведения стала тема человеческого бессилия перед лицом жестоких обстоятельств войны».

     В конце 80-х гг. в архиве Госкино  были обнаружены фильмы, к которым  прилагались резолюции со всевозможными  идеологическими ярлыками. Среди  них – фильм А. Аскольдова «Комиссар» о событиях гражданской войны, точнее о судьбе женщины. Фильм был «наказан за то, что проповедовал «абстрактный интернационализм добрых людей», а не тему революции. Режиссеру вменяли в вину, что революцию он противопоставил материнству.

     В результате кино позднего советского общества, с одной стороны, продолжало воплощать «советский образ жизни», а с другой стороны – философски осмыслить бытие и гуманистические  ценности. Но это кино, как правило, оказывалось недоступным зрителю. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Во время брежневского «застоя» выявилось важнейшее противоречие советской культуры: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью исчерпала возможности развития, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Формировался своеобразный «культурный тупик». Тенденция распада официальной советской культуры нарастала, но масштабы этого процесса в брежневские времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны.

     Ситуация распада советской культуры продолжалась. Расхождения культуры и власти стало более заметным. Официальная культура теряла свои позиции. Неофициальное поле культуры расширилось и укрепляло свои позиции за счет андеграунда, диссидентства, (инакомыслия, основанного на несогласии с господствующей идеологией, существующим строем, в диссидентстве обычно сочетается культурное и политическое содержание).

     Наиболее четко культурное «двоемирие» проявилось в культуре быта, повседневной жизни. В частности, общественному остракизму стали подвергаться так называемые «стиляги», т.е. молодые люди, которые стремились неординарно одеваться и таким образом подчеркивать свою индивидуальность. Внешне статичная культурная жизнь 70-х гг. заключала в себе элементы андеграунда или неформальной культуры, которая существовала полуподпольно и не выдвигала притязаний на официальное признание. 
 
 
 
 

Список  литература:

 
 
  1. Яблонская М. Творчество молодых художников на новом этапе развития советского искусства. – В сб.: Советское искусствознание¢77. Вып.1. М., 1978,с. +
  2. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. — М., 1993.
  3. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции. М., 1991.
  4. История русского и советского искусства". М., 1989.
  5. Свободная энциклопедия «Википедия», http://ru.wikipedia.org
  6. «Культура периода застоя», http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history2_19.html

Информация о работе Эпоха застоя: литература, театр, кино