Концепт море в поэзии Кольского Севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

Кольский Север «отметил» творчество местных поэтов прежде всего тематически. В масштабах такой огромной страны, как Россия, концептуальное языковое сознание народа может иметь географические отличия. А.С. Пушкин в статье «О народности и литературе» утверждал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особую физиономию, которая более или менее верно отражается в зеркале поэзии».

Оглавление

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира..........................5
1.1. Понятие концепт.....................................................................5
1.2. Структура концепта.................................................................5
1.3. Методика описания концепта.................................................7
Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера (на материале произведений В.А. Смирнова..................................................................8
Концепт море в русском языковом сознании........................8
Море в языковой картине мира В.А. Смирнова..................10
Заключение...............................................................................................12
Литература................................................................................................14
Приложения..............................................................................................16

Файлы: 1 файл

koncept_more.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия  № 8 г. Мурманска

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по краеведению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепт море

в поэзии Кольского  Севера

(на материале  произведений В.А. Смирнова)

 

 

 

 

Автор: Фогт Елизавета, обучающаяся 10 Б класса гимназии № 8 г. Мурманска

 

 

 

Научный руководитель:

Колычева  Вера Леонидовна,

учитель гимназии № 8

г. Мурманска

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение....................................................................................................3

Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира..........................5

1.1. Понятие концепт.....................................................................5

1.2. Структура концепта.................................................................5

1.3. Методика описания  концепта.................................................7

Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера (на материале произведений В.А. Смирнова..................................................................8

    1. Концепт море в русском языковом сознании........................8
    2. Море в языковой картине мира В.А. Смирнова..................10

Заключение...............................................................................................12

Литература................................................................................................14Приложения..............................................................................................16

Введение

 

Мастер художественного  слова говорит обо всем на свете, он принадлежит миру, вечности. Но, как писал известный французский композитор Камиль Сен-Санс, «если у искусства и нет родины, то у художников она есть». Это значит, что родной край так или иначе присутствует в их произведениях.

Кольский Север «отметил» творчество местных поэтов прежде всего тематически. В масштабах такой огромной страны, как Россия, концептуальное языковое сознание народа может иметь географические отличия. А.С. Пушкин в статье «О народности и литературе» утверждал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особую физиономию, которая более или менее верно отражается в зеркале поэзии». [Пушкин, 1976: т. 6, с. 238]

Специфика Кольского  Севера заявляет о себе существованием круга природных и культурных реалий, каждая из которых служит своего рода визитной карточкой края, его атрибутом: северное сияние, полярная ночь и полярный день, сопки, ягель, морошка и другие. В этом списке не только то, что неизвестно или почти неизвестно жителям средней полосы или юга России, но и привычные русскому слуху наименования — море, залив, чайка, солнце. В речи жителей Кольского Заполярья эти общерусские слова наиболее востребованы, актуальны. В лексическом значении таких слов проявляется некоторое своеобразие, появляются дополнительные, не свойственные общерусскому сознанию коннотации. [Родченко, 2008: 5]

 Актуальность данной работы определяется существующей востребованностью использования новых приемов анализа художественной ткани произведений В.А. Смирнова, включенных в региональный компонент программы по литературе.

Предметом исследования является концепт море в поэзии В. Смирнова, способы его вербализации в стихотворениях (авторские парадигматические ряды, своеобразие синтагматики компонентов парадигматических рядов).

Источником исследования являются тексты стихотворных произведений В.А. Смирнова, приведенные в издании:

  • Смирнов В.А. Я люблю мое Заполярье: избранные произведения. Мурманск, Север, 2008.

Фактический материал, собранный методом сплошной выборки, представлен более чем тремястами словоупотреблений лексических единиц, участвующих в вербализации названного концепта и организации его концептосферы.

Цель данной работы – выявить специфику концептуальной картины мира в языковом сознании жителей Кольского Севера на примере концепта море.

Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:

  • выявить общеязыковое содержание концепта море посредством изучения словарных статей;
  • провести  ассоциативный лингвистический эксперимент по выявлению представлений жителей Кольского Севера об исследуемом объекте;
  • установить состав лексических единиц, соответствующих концепту  «море» в произведениях В. Смирнова;
  • проанализировать парадигматические, ассоциативные связи и отношения слов, формирующих концепт, выявить специфику синтагматических свойств ключевых лексических единиц в составе выделенной концептосферы;
  • уточнить на базе языкового анализа особенности индивидуального представления автора об окружающем мире;
  • сопоставить эти представления с данными ассоциативного лингвистического эксперимента, а также с общеязыковым содержанием исследуемых концептов.

Гипотеза исследования состоит в том, что выявление и описание концептов художественного текста раскрывают важные особенности языковой личности автора и отраженной в его произведениях языковой картины мира.

Основным методом исследования текстового материала в данной работе является концептуальный анализ. Реализации этого метода способствуют приемы компонентного анализа лексических единиц, описание их парадигматических и синтагматических связей, лингвистическое моделирование, ассоциативный лингвистический эксперимент, семантический анализ словарных дефиниций, контекстуальный, а также сопоставительный анализ.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования как при литературоведческом и лингвистическом изучении поэзии Севера, так и при подготовке к занятиям цикла «Литературное краеведение».

 

Глава 1. Концепт как  основа языковой картины мира

1.1. Понятие концепт

 

Термин «концепт» до сих пор  не имеет единого определения, хотя он прочно утвердился в современной лингвистике, исследованием его плодотворно занимаются Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, С.Е. Никитина, В.Н. Телия, Р.М. Фрумкина и др.

 Анализ определений разных исследователей позволяет выделить следующие инвариантные признаки концепта:

1) это минимальная единица человеческого  опыта в его идеальном

 представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая

 полевую структуру;

2) это основные единицы обработки,  хранения и передачи знаний;

3) концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

4) концепт социален, его ассоциативное  поле обусловливает его 

 прагматику;

5) это основная ячейка культуры.

Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя  концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. [Маслова, 2007: 47]

В нашем исследовании предлагаем принять  в качестве рабочего следующее определение: концепт — это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры, имеющее полевую структуру.

 

1.2. Структура концепта

 

У концепта сложная структура. С  одной стороны, к ней относится  все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру  концепта входит то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимология), история, сжатая до основных признаков содержания, современные ассоциации, оценки, коннотации. 

З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав  множество определений концепта; пришли к выводу, что когнитивный концепт формируется в сознании человека из:

а) его непосредственного чувственного опыта - восприятия мира

  органами чувств;

б) предметной деятельности;

в) мыслительных операций с уже  существующими в его сознании

 концептами;

г) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен

 человеку в языковой форме);

д) путем сознательного познания языковых единиц [Попова, Стернин,

 2001: 40].

Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком»  культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных по времени образования, по происхождению, по семантике. Особая структура концепта включает в себя:

  • основной (актуальный) признак;
  • дополнительный (пассивный, исторический) признак;
  • внутреннюю форму (обычно не осознаваемую) [Степанов, 1997: 21]

Каждый концепт, как сложный  ментальный комплекс, включает помимо смыслового содержания еще и оценку, отношение человека к тому или  иному отражаемому объекту и  другие компоненты:

  • общечеловеческий, или универсальный;
  • национально-культурный, обусловленный жизнью человека в определенной культурной среде;
  • социальный, обусловленный принадлежностью человека к определенному социальному слою;
  • групповой, обусловленный принадлежностью языковой личности к некоторой возрастной и половой группе;
  • индивидуально-личностный, формируемый под влиянием личностных особенностей — образования, воспитания, индивидуального опыта, психофизиологических особенностей.

В более широком смысле структуру  концепта можно представить в  виде круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концепта, приядерную зону представляют лексические репрезентации этого понятия, ближайшую периферию — образные репрезентации, а дальнейшую — эмоционально-оценочные смыслы.

 

1.3. Методика описания концепта

 

Основными приемами лингвокогнитивного описания концептов через анализ языковых данных являются:

  1. Определение ключевого слова, представляющего данный концепт в языке, базовых языковых репрезентаций концепта («имени» заданного концепта);
  2. Построение и анализ семантемы ключевого слова, вербализующего концепт в языке (анализ словарных толкований в словарях разных типов);
  3. Анализ лексической сочетаемости ключевого слова, чтобы установить важнейшие черты соответствующего концепта;
  4. Изучение многозначности слова в процессе ее развития: анализ очередности появления новых значений слова позволяет установить определяющие это развитие черты изучаемого концепта;
  5. Построение лексико-фразеологического поля ключевого слова: анализ синонимов и антонимов ключевого слова, определение его гиперонима и согипонимов;
  6. Построение и изучение деривационного поля ключевой лексемы;
  7. Построение  лексико-грамматического поля ключевого слова;
  8. Применение экспериментальных методик (этот прием, несомненно, заимствован у писхолингвистов, для которых экспериментальные методы являются ключевыми);
  9. Анализ паремий и афоризмов, в которые входит как изучаемое ключевое слово, так и оценки называемого им концепта, даже если самого имени концепта там и нет (этот прием хорошо показывает народное осмысление того или иного явления);
  10. Анализ художественных текстов для выявления таких признаков, которые приобрели в составе концепта символический смысл; а также для выявления индивидуально-авторских концептов в художественных произведениях, описание которых позволяет глубже понять особенности мировидения писателя;
  11. Анализ устного, разговорного словоупотребления;
  12. Описание концепта как набора признаков, необходимых и достаточных для включения его в некий логический класс (например, класс деревьев или класс птиц).

Очевидно, что чем больше из вышеперечисленных  методов и приемов использует исследователь, тем больше признаков  концепта он выявит и тем ближе  к истине будет построенная им модель концепта.  [Смирнова, 2009: 247-253].

 

Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера

(на материале произведений  В.А. Смирнова)

2.1. Концепт море в русском языковом сознании

 

Воспользовавшись данными толковых и энциклопедических словарей, можно  выделить следующие лексические  значения концепта море:

  • Часть водной оболочки земли, огромное углубление, впадина в земной поверхности, заполненная горько-соленой водой и соединенная проливом с океаном или образующая его прибрежную часть более или менее глубоко вдавшуюся в материк.
  • Водная поверхность земного шара (океаны и моря).
  • перен. Большое количество чего-нибудь (ритор.).
  • перен. Обширное пространство чего-нибудь (поэт.).
  • Некоторые крупные озера (напр., Каспийское, Мертвое).
  • Некоторые заливы (Гудзонов, Мексиканский).

Происхождение слова море носит общеславянский характер. Легко узнаваемо в украинском, белорусском, болгарском, сербохорватском, словенском, чешском, словацком, польском, верхне- и нижнелужицком языках. Родственно литовскому, латышскому, древнепрусскому, готскому, англосаксонскому, авестийскому, латинскому, греческому эквивалентам.[Фасмер, 1996: Т. 2, с. 653]

Для построения лексико-фразеологического  поля концепта мы обратились к словарям синонимов и антонимов. Оказалось, что слово море имеет синонимы только в значении «много» и синонимический ряд в этом случае выглядит так: море, бездна, пучина, прорва, поток. Антонимических пар словарь не дает.

Исходя из вышеперечисленного концепт море репрезентуется в русском языке посредством таких лексем, как море, океан, вода, пространство, озеро, залив, бездна, пучина, прорва, поток. Для определения ядра полевой структуры концепта в русском общеязыковом сознании обращаемся к ассоциативному словарю. Статистика по нашему запросу следующая: всего реакций на стимул — 523, из них различных реакций — 187, одиночных реакций — 124, отказов — 1. Среди различных реакций наиболее популярные такие: синее — 72, Черное — 52, голубое — 18, вода — 15, волны — 13, соленое — 12, теплое — 12.

 Соответственно при упоминании о море чаще всего представляют себе конкретное Черное море, с теплой соленой водой основных оттенков синего цвета, характеризующееся наличием волнения. Следовательно, в центре представлений современного русского человека о море лежит значение «место летнего отдыха», которое актуализируется также частотностью реакций типа «солнце», «песок», «счастье». В этом смысле эмоциональная оценка моря естественно положительная.

Информация о работе Концепт море в поэзии Кольского Севера