Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:14, реферат
Кольский Север «отметил» творчество местных поэтов прежде всего тематически. В масштабах такой огромной страны, как Россия, концептуальное языковое сознание народа может иметь географические отличия. А.С. Пушкин в статье «О народности и литературе» утверждал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особую физиономию, которая более или менее верно отражается в зеркале поэзии».
Введение....................................................................................................3
Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира..........................5
1.1. Понятие концепт.....................................................................5
1.2. Структура концепта.................................................................5
1.3. Методика описания концепта.................................................7
Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера (на материале произведений В.А. Смирнова..................................................................8
Концепт море в русском языковом сознании........................8
Море в языковой картине мира В.А. Смирнова..................10
Заключение...............................................................................................12
Литература................................................................................................14
Приложения..............................................................................................16
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 8 г. Мурманска
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по краеведению
Концепт море
в поэзии Кольского Севера
(на материале произведений В.А. Смирнова)
Автор: Фогт Елизавета, обучающаяся 10 Б класса гимназии № 8 г. Мурманска
Научный руководитель:
Колычева Вера Леонидовна,
учитель гимназии № 8
г. Мурманска
Мурманск
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Глава 1. Концепт как основа языковой
картины мира..........................
1.1. Понятие концепт...............
1.2. Структура концепта............
1.3. Методика описания
концепта......................
Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера (на материале
произведений В.А. Смирнова......................
Заключение....................
Литература....................
Введение
Мастер художественного слова говорит обо всем на свете, он принадлежит миру, вечности. Но, как писал известный французский композитор Камиль Сен-Санс, «если у искусства и нет родины, то у художников она есть». Это значит, что родной край так или иначе присутствует в их произведениях.
Кольский Север «отметил» творчество местных поэтов прежде всего тематически. В масштабах такой огромной страны, как Россия, концептуальное языковое сознание народа может иметь географические отличия. А.С. Пушкин в статье «О народности и литературе» утверждал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особую физиономию, которая более или менее верно отражается в зеркале поэзии». [Пушкин, 1976: т. 6, с. 238]
Специфика Кольского Севера заявляет о себе существованием круга природных и культурных реалий, каждая из которых служит своего рода визитной карточкой края, его атрибутом: северное сияние, полярная ночь и полярный день, сопки, ягель, морошка и другие. В этом списке не только то, что неизвестно или почти неизвестно жителям средней полосы или юга России, но и привычные русскому слуху наименования — море, залив, чайка, солнце. В речи жителей Кольского Заполярья эти общерусские слова наиболее востребованы, актуальны. В лексическом значении таких слов проявляется некоторое своеобразие, появляются дополнительные, не свойственные общерусскому сознанию коннотации. [Родченко, 2008: 5]
Актуальность данной работы определяется существующей востребованностью использования новых приемов анализа художественной ткани произведений В.А. Смирнова, включенных в региональный компонент программы по литературе.
Предметом исследования является концепт море в поэзии В. Смирнова, способы его вербализации в стихотворениях (авторские парадигматические ряды, своеобразие синтагматики компонентов парадигматических рядов).
Источником исследования являются тексты стихотворных произведений В.А. Смирнова, приведенные в издании:
Фактический материал, собранный методом сплошной выборки, представлен более чем тремястами словоупотреблений лексических единиц, участвующих в вербализации названного концепта и организации его концептосферы.
Цель данной работы – выявить специфику концептуальной картины мира в языковом сознании жителей Кольского Севера на примере концепта море.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
Гипотеза исследования состоит в том, что выявление и описание концептов художественного текста раскрывают важные особенности языковой личности автора и отраженной в его произведениях языковой картины мира.
Основным методом исследования текстового материала в данной работе является концептуальный анализ. Реализации этого метода способствуют приемы компонентного анализа лексических единиц, описание их парадигматических и синтагматических связей, лингвистическое моделирование, ассоциативный лингвистический эксперимент, семантический анализ словарных дефиниций, контекстуальный, а также сопоставительный анализ.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования как при литературоведческом и лингвистическом изучении поэзии Севера, так и при подготовке к занятиям цикла «Литературное краеведение».
Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира
1.1. Понятие концепт
Термин «концепт» до сих пор не имеет единого определения, хотя он прочно утвердился в современной лингвистике, исследованием его плодотворно занимаются Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, С.Е. Никитина, В.Н. Телия, Р.М. Фрумкина и др.
Анализ определений разных исследователей позволяет выделить следующие инвариантные признаки концепта:
1) это минимальная единица
представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая
полевую структуру;
2) это основные единицы
3) концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;
4) концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его
прагматику;
5) это основная ячейка культуры.
Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. [Маслова, 2007: 47]
В нашем исследовании предлагаем принять в качестве рабочего следующее определение: концепт — это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры, имеющее полевую структуру.
1.2. Структура концепта
У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимология), история, сжатая до основных признаков содержания, современные ассоциации, оценки, коннотации.
З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав
множество определений
а) его непосредственного
органами чувств;
б) предметной деятельности;
в) мыслительных операций с уже существующими в его сознании
концептами;
г) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен
человеку в языковой форме);
д) путем сознательного познания языковых единиц [Попова, Стернин,
2001: 40].
Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных по времени образования, по происхождению, по семантике. Особая структура концепта включает в себя:
Каждый концепт, как сложный ментальный комплекс, включает помимо смыслового содержания еще и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту и другие компоненты:
В более широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концепта, приядерную зону представляют лексические репрезентации этого понятия, ближайшую периферию — образные репрезентации, а дальнейшую — эмоционально-оценочные смыслы.
1.3. Методика описания концепта
Основными приемами лингвокогнитивного описания концептов через анализ языковых данных являются:
Очевидно, что чем больше из вышеперечисленных методов и приемов использует исследователь, тем больше признаков концепта он выявит и тем ближе к истине будет построенная им модель концепта. [Смирнова, 2009: 247-253].
Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера
(на материале произведений В.А. Смирнова)
2.1. Концепт море в русском языковом сознании
Воспользовавшись данными
Происхождение слова море носит общеславянский характер. Легко узнаваемо в украинском, белорусском, болгарском, сербохорватском, словенском, чешском, словацком, польском, верхне- и нижнелужицком языках. Родственно литовскому, латышскому, древнепрусскому, готскому, англосаксонскому, авестийскому, латинскому, греческому эквивалентам.[Фасмер, 1996: Т. 2, с. 653]
Для построения лексико-фразеологического поля концепта мы обратились к словарям синонимов и антонимов. Оказалось, что слово море имеет синонимы только в значении «много» и синонимический ряд в этом случае выглядит так: море, бездна, пучина, прорва, поток. Антонимических пар словарь не дает.
Исходя из вышеперечисленного концепт море репрезентуется в русском языке посредством таких лексем, как море, океан, вода, пространство, озеро, залив, бездна, пучина, прорва, поток. Для определения ядра полевой структуры концепта в русском общеязыковом сознании обращаемся к ассоциативному словарю. Статистика по нашему запросу следующая: всего реакций на стимул — 523, из них различных реакций — 187, одиночных реакций — 124, отказов — 1. Среди различных реакций наиболее популярные такие: синее — 72, Черное — 52, голубое — 18, вода — 15, волны — 13, соленое — 12, теплое — 12.
Соответственно при упоминании о море чаще всего представляют себе конкретное Черное море, с теплой соленой водой основных оттенков синего цвета, характеризующееся наличием волнения. Следовательно, в центре представлений современного русского человека о море лежит значение «место летнего отдыха», которое актуализируется также частотностью реакций типа «солнце», «песок», «счастье». В этом смысле эмоциональная оценка моря естественно положительная.