Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:14, реферат
Кольский Север «отметил» творчество местных поэтов прежде всего тематически. В масштабах такой огромной страны, как Россия, концептуальное языковое сознание народа может иметь географические отличия. А.С. Пушкин в статье «О народности и литературе» утверждал: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особую физиономию, которая более или менее верно отражается в зеркале поэзии».
Введение....................................................................................................3
Глава 1. Концепт как основа языковой картины мира..........................5
1.1. Понятие концепт.....................................................................5
1.2. Структура концепта.................................................................5
1.3. Методика описания концепта.................................................7
Глава 2. Концепт море в поэзии Кольского Севера (на материале произведений В.А. Смирнова..................................................................8
Концепт море в русском языковом сознании........................8
Море в языковой картине мира В.А. Смирнова..................10
Заключение...............................................................................................12
Литература................................................................................................14
Приложения..............................................................................................16
Если же рассматривать представления о море в диахроническом аспекте, то здесь картина совершенно другая. Море было прежде всего местом промыслов: рыболовного, китобойного, зверобойного, мореходного. Эмоционально-оценочный фон подобных представлений чаще всего резко отрицательный, так как морские промыслы всегда таили в себе угрозу человеческой жизни и здоровью. Об этом красноречиво свидетельствуют фольклорные материалы. (Хорошо море - с берегу. Тихо море, поколе на берегу стоишь. Не ищи моря, и в луже утонешь. Жди горя с моря, беды от воды.) [Даль, 1998: Т. 2, с. 903]
Результаты ассоциативного эксперимента, проведенного нами среди жителей города Мурманска, подтверждают данные как синхронического, так и диахронического представлений о море. (См. Приложение № 1)
Реакции типа «блаженство», «загар», «красивое», «отдых», «отпуск», «песок», «радость», «ракушки», «солнце», «счастье», «удовольствие» подтверждают первую линию — море как место летнего отдыха. И таких реакций большинство. За линию «море — работа» голосуют другие ассоциации: безработное, корабли, подлодки, рыба, Северный флот. Их значительно меньше. Что же касается эмоциональной оценки, то здесь море — амбивалентно. Оно, с одной стороны, ласковое, нежное, спокойное, прозрачное, теплое, чудо, лечит, плещется, хранит, а с другой стороны, холодное, суровое, грязное, штормящее, темное, несущее смерть, поглощающее, опасное, бушует.
Картину деривационного поля концепта море дает нам «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова. Абсолютное большинство слов этого гнезда соотносятся со значением «место работы, промысла» (море, моряк, моряна, по-морскому, военно-морской, воздушно-морской, помор, поморянин, море-океан, мореплавание, мореплаватель, морепродукт, мореход, мореходство, мореходный, беломор, североморец). Есть здесь и группа слов (поморье, приморье, лукоморье), которые несут в себе значение территории. [Тихонов, 1985: с. 627-8]
Синтагматическое поле исследуемого концепта в большей степени относится к значению «часть океана», и лишь немного к представлению о море как месте отдыха на побережье. О таком соотношении свидетельствуют материалы «Словаря сочетаемости слов русского языка» под редакцией Денисова П.Н. и Морковкина В.В. [Денисов, Морковкин, 1983: с. 288]
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы о структуре концепта море:
2.2. Море в языковой картине мира В.А. Смирнова
По материалам книги В.А. Смирнова
«Я люблю мое Заполярье», используя
метод сплошной выборки, мы составили
небольшой словарь
Для вербализации своих представлений о нем поэт использовал следующие лексемы: бездна, валы (2), взводень (4), влага, вода (15), волны (38), глубь, голомень, голубизна, даль (3), залив (6), лужица, мили, море (76), морская гладь, морюшко (2), океан (11), прибой (6), пучина (2), работа (2), тоня, цунами, шторм (9).
Некоторые репрезентанты (бездна, вода, залив, море, океан, пучина) совпадают с теми, которые были выявлены нами при анализе общеязыкового сознания. Мы же обратимся к тем, что отражают собственно авторское восприятие. Это такие слова, как валы, взводень, влага, волны, глубь, голомень, голубизна, даль, лужица, мили, морская гладь, прибой, работа, тоня, цунами, шторм.
Данный ряд можно разделить на четыре группы. Первая (голомень, даль, мили) поддерживает словарное значение «большое пространство». Вторая (влага, глубь, голубизна) освещает физические категории моря. Третья (валы, взводень, волны, морская гладь, прибой, цунами, шторм) отсылает нас к движению воды, что свидетельствует об отношении к морю как живому существу. Этот вывод подтверждается многочисленными примерами сочетаемости. Море у В.А. Смирнова вздыхает, дышит, задыхается, стучится, пляшет, бьет, ластится, испытывает негодование, робко жмется; оно печальное, хмурое, тревожное. Четвертую группу составляют слова работа и тоня, которые открывают нам профессиональное отношение автора к морю, о чем говорят и биографические данные.
В.А. Смирнов родился в поселке Териберка Мурманской области в семье с поморскими корнями и крепкими традициями. Вся жизнь поморов была неразрывно связана с морем. Каждый мальчишка с малолетства приобщался к семейному промыслу. Знание народных примет, связанных с морем, морских ветров, умение управлять карбасом, первичные навыки навигации и чтения лоций — это неотъемлемая часть картины мира жителя Поморья. В зрелые годы Владимир Александрович некоторое время учительствовал на плавбазах рыбного флота. Но и земля неизменно тянула поэта к себе. Как сам он писал позднее: «Не всех мальчишек-поморов обязательно тянет в море. Так случилось со мной. Я окунулся в земные проблемы, в геологию». [Коржов, 2008: 531]
Эмоциональная оценка понятия море в произведениях В.А. Смирнова либо нейтральная, либо негативная. Об этом свидетельствуют данные поэтом определения. Море у него черное, студеное, суровое, дикое, волны зыбкие, крутые, семибальные, валы тяжелые. Вторят здесь и глагольные формы: бушует, измочалил, расходилась, бьют, хлещут, разбивается вдрызг, рокочет, вскипел.
Обращает на себя внимание активное использование автором поморских диалектизмов при обозначении земли и моря. Для объяснения таких слов, как лывы, заберег, тоня, взводень, голомень, мы обратились к словарю И.С. Меркурьева «Живая речь Кольских поморов» [Меркурьев, 1997] и обнаружили, что:
Употребление диалектных слов обусловлено отнюдь не желанием автора расширить свой словарь или внести в произведения немного экзотики, так называемого местного колорита. Подобная лексика отсылает нас к происхождению поэта, его поморским корням.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Заключение
В заключение подведем итоги проведенного исследования, а также остановимся на некоторых перспективах изучения концептов в языковой картине мира человека.
Целью нашего исследования было выявление специфики концептуальной картины мира в языковом сознании жителей севера на примере концепта море.
Работа представляет собой первый опыт теоретического осмысления и аналитического описания указанного концепта в языковой картине мира на материале произведений В.А. Смирнова.
Основные результаты работы могут быть сведены к следующему.
Основным концептом в поэзии Кольского Севера, как показывает творчество В.А. Смирнова, является море, что определяется этногеографическими и историческими особенностями, спецификой экономики и культуры. Указанное слово относится к группе древнейших в языке. Это один из важнейших концептов русского языкового сознания.
В общеязыковом восприятии в настоящее время происходит заметное смещение представлений о море. Море в русском языковом сознании исторически связано с представлением о тяжелых и опасных морских промыслах. В восприятии современного человека происходит смещение центра этого концепта к значению «место отдыха». Сознание же северян по данному вопросу поддерживает оба направления, что объясняется окраинным положением нашего региона, имеющего почти неограниченные возможности для выхода в открытое море.
Представления В.А. Смирнова о море, отразившиеся в его творчестве, отсылают нас к исконному, поморскому восприятию этого концепта в значении «место промысла», что самым тесным образом связано с происхождением и обстоятельствами его жизни.
Таким образом, мы выяснили, что отражение моря в языковом сознании жителей Кольского Севера существенно отличается от восприятия того же объекта в общеязыковом сознании. Оно несет на себе отпечаток региональной специфики. Возможно ли вообще в таком случае говорить о единстве концептов в сознании всех русских людей?
Анализ концептов в языковой картине мира поэта открывает широкие возможности для изучения как индивидуальных языковых картин мира, характеризующих отдельную языковую личность, так и языковых картин мира целого языкового сообщества. По словам, Ю.С. Степанова, ученый «должен стремиться показать не только коллективные представления как реальности общества, но и гипотезы, создаваемые об этой реальности наиболее выдающимися членами общества».[Степанов, 1997: 25] Такие гипотезы, их своеобразие, индивидуальный характер и акцентировка в них авторских смыслов могут проявиться во всей своей полноте только на фоне коллективных языковых представлений, в развитие которых, в свою очередь, они вносят свой вклад. Изучение языковой картины мира творческой личности и, в частности личности художника слова, есть вместе с тем важный этап постижения глубинных закономерностей общеязыковой картины мира, наивно-языковых представлений человека о мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Приложение № 1
МОРЕ
Какое? Баренцево (2), безработное, бескрайнее, бескрайность, бирюзовое, блаженство (2), блики, большое, большое скопление воды, буря, бухта, вдохновение, вода (3), волнистое, волны (5), вселенная, глубокое (2), голубое, гребешки, грязное, живой организм (2), загар, залив, зеленовато-голубое, зеленое, злое, корабли, красивое, ласковое (7), лохматое, можно смотреть не отрываясь, нежное, океан, опасность (2), отдых, отпуск (2), пена, песок (2), печаль (2), поглощающее, подлодки, прозрачное (2), прохлада, радость (3), разное, ракушки, рыба (2), свежесть, северное, Северный флот, серое, синее (3), смерть, соленое (6), солнце (2), спокойное (2), стихия, суровое, счастье, темное, теплое (6), удовольствие, ураган, холодное (2), цунами, Черное, чудо, шторм (2), штормящее.
Что делает? Что сделало? беспокоится, брызгает, бурлит, бушует (5), волнуется (2), кипит, лечит, льется, мокрит, переливается, плавает, плещется, течет, увлекает, хранит, шевелится, штормит (4), шумит (3).