Понятие морали и этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:29, реферат

Краткое описание

Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

•индивида и общества;
•индивида и коллектива;
•коллектива и общества;
•коллектива и коллектива;
•человека и человека;
•человека к самому себе.
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

Файлы: 1 файл

Понятие морали, профессиональной этики.docx

— 78.06 Кб (Скачать)

     Введение 

     Этимологически  термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "mores"), обозначающему "нрав". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

     Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных  сферах их жизни. Мораль считается одним  из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального  бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений  и интересов личности и общества.

     Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе  и т.п. Поведение людей, которое  соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам  общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что  эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных  слоев и групп. Отсюда же проистекает  специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное  дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый  и профессиональный характер.

     Сфера деятельности морали широка, но, тем  не менее, богатство человеческих отношений  можно свести к отношениям:

  • индивида и общества;
  • индивида и коллектива;
  • коллектива и общества;
  • коллектива и коллектива;
  • человека и человека;
  • человека к самому себе.

     Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания  как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной  сознательности, воспринимать и реализовывать  общественные требования, принимать  решения, вырабатывать для себя правила  жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения  свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения  из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного  следования индивида "исторической тенденции". Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие этики. 

       Этика есть учение о морали.  Мораль предстаёт предметом этики.  Этика возникает в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина.  Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).  Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430),  Б. Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Швейцер (1875 – 1965).  Этикой занимались все крупные русские мыслители.  Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 – 1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900), Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

       На  развитие морали и этики огромное влияние оказали идеи моралистов, т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубокое понимание известных нравственных принципов.  К числу великих моралистов человечества следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.

       Существует, однако, и попытка сделать этику  «научной», оторвав её от такой мировоззренческой, «ненаучной» формы как философия. - Подобная тенденция наблюдается в позитивизме, который пытается сделать из этики строго верифицируемую научную дисциплину.  Но в результате из их этики уходит мораль и остаётся «этика без морали».

       Считается, что термин «этика» ввёл Аристотель для обозначения особых добродетелей характера в отличие от дианоэтических добродетелей разума.  Он же создаёт  и теорию об этических добродетелях – этику1.  И здесь содержится важная мысль, которая окажет влияние на дальнейшее развитие этики и психологии, а именно: человеческий интеллект состоит из двух важнейших частей – разума и нрава.  Разум включает в себя мышление, память; нрав – чувства, волю.

       В отличие от во многом стихийно формирующейся  нравственности, этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую  деятельность.  Но теоретически она  решает и многие из практических вопросов, которые возникают перед человеком  в жизни и которые связаны  с проблемами долга, добра, зла, смысла жизни и т.п.  Этика рационально  осмысливает, развивает и формализует  некоторые интуитивно очевидные  для нас истины о нравственных ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений.  И  это очень важная, нужная и сложная  работа.  Так, например, крупнейший американский этик XX века Дж. Ролз свою довольно-таки сложную концепцию «справедливости как честности» строит на двух, интуитивно принимаемых как справедливые, принципах – принципе «равенства исходных позиций» и принципе «компенсирующего преимущества» для менее преуспевающих членов общества.  Поэтому традиционно этику ещё называют «практической философией».

       Этика, возникнув в философии, тем не менее не выделилась в особую науку  типа социологии, психологии, потому, что  проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения  органично  связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его  воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней.  В  моральном выборе важна оценка, проведённая  с определённых мировоззренческих  позиций.

       В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два  рода проблем.  Один род проблем  связан с нормами,  принципами,  ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания и т.д.  Этими вопросами  занимается нормативная этика.  Именно нормативная этика даёт нам специфическое моральное знание, для восприятия которого важны как деятельность ума, так и чувств, интуиции, т.е. «деятельности сердца», как подобная деятельность определяется в русской этике2. Это знание часто может не восприниматься чисто рассудочно, потому «образованные» люди могут оказаться более глупыми в нравственном смысле, нежели «простые», но чуткие сердцем люди.

       Нравственное  знание, таким образом, передаётся в  разной форме, а не только в сугубо понятийной, научной.  Оно может  передаваться в притчах, нормах, пословицах, сказках, былинах, мифах и т.п.  Не случайно новые представления о добре и зле Господь Иисус Христос передал в форме притч.  Особую роль в нормативной этике играет проповедь как специфическая форма передачи нравственно-нормативного содержания.  Эта форма давно оценена по достоинству церковью, но может быть и светская проповедь.

       Второй  род проблем в этике – это  собственно теоретические вопросы  о сущности морали, о её происхождении, законах развития и т.д.  Данными  вопросами занимается теоретическая, или дескриптивная, этика.  Данная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообразен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти две разновидности этики диалектически взаимосвязаны.

       Существует  ряд понятий, связанных с понятием «этика», более частного рода, как  то: «научная этика», «религиозная этика», «профессиональная этика». Понятие «научная этика» многозначно. Под данным понятием обычно понимается стремление человека опираться в своей нравственной деятельности на более глубокое, научное знание действительности.  И с таким значением понятия «научная этика» можно и нужно согласиться.  Однако сама «научность» в этике иная, нежели в естественных науках.  «Научность» в этике не принимает строго формализованной, дедуктивной или математической формы, не является и строго обоснованной через опыт; индуктивный метод здесь также имеет свои границы.

      Религиозная этика – это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку нравственных истин.  Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п3.

      В целом отношения религии и  морали непростые.  Всякая религия, как связь человека с Богом, включает в себя и определённую мораль, определяющую принципы данной связи с позиций  добра.  В свою очередь, окончательное  своё основание добро получает в  Боге. 

      Профессиональная этика является многозначным понятием.  Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности.  Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали.  В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целого.  Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной.  Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью. 

     Поэтому когда возникают в сознании субъектов  противоречия между требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики, то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравственным принципам.

     Профессиональная  этика многообразна.  Наиболее значимые профессиональные этики – это  этика врача (деонтологическая этика), этика юриста, этика бизнеса, этика  учёного, педагогическая этика и  др. 

Понятие морали. 

     Это слово пришло из Франции, а во Францию  – из Древнего Рима, но понятие о  морали, т.е. о правилах поведения  человека среди других людей, существовало задолго до того, как появилось  это слово. Нравы общества и понятие  о нравственном поведении, мораль формируются  в конкретных исторических условиях.

    Мораль  возникла раньше других форм общественного  сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения  между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы  общения.

    Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

    В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к  человеку и требования общества к  человеку. В ней представлены правила  поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и  к обществу.

    Нравственное  сознание пронизывает все сферы  деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные  требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать  соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь  имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

    Нравственные  представления вырабатываются обществом  и могут изменяться по мере его  развития и изменения.

    По  определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных  норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно  подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы  могут быть совершенно иными. Моральную  оценку всегда осуществляют посторонние  люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый  груз - это мысль о том, что скажут о нас люди». В отличие от морали нравственность предполагает наличие  у человека внутреннего нравственного  регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.

    Некоторые теологи и философы, например Иммануил Кант, полагали, что у человека имеются  врождённые представления о добре  и зле, т.е. внутренний моральный  закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить  тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий  правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает  их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного  внимания и совершенствования.

Информация о работе Понятие морали и этики