Понятие морали и этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:29, реферат

Краткое описание

Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

•индивида и общества;
•индивида и коллектива;
•коллектива и общества;
•коллектива и коллектива;
•человека и человека;
•человека к самому себе.
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

Файлы: 1 файл

Понятие морали, профессиональной этики.docx

— 78.06 Кб (Скачать)

     Правовая  обязанность имеется в том  случае, когда я сознаю, что я  должен, а другой может требовать. Но Петражицкий не счел нужным объяснить  нам, что значит эти слова "должен" и "требовать".

     Не  отрицая остроумия рассмотренной  попытки Петражицкого, приходится отвергнуть ее научную состоятельность, потому что желанным критерием, с точки зрения жизненных целей, которые предъявляются к науке, она служить не может.

       Право и нравственность лежат  в одной плоскости. Оба нормируют поведение человека в отношении других людей, с социальной точки зрения. Оба принимают во внимание как социальный результат поведения, так и мотивы поведения. Оба имеют социальное происхождение и социальную поддержку. Но нравственность вырабатывается только обществом, тогда как право, хотя и может вырабатываться тем же путем (обычное право), но способно вырабатываться и особыми общественными органами (закон), Основное различие права и нравственности обнаруживается в тех санкциях, которыми поддерживаются нормы каждого из них.

     Различием санкций объясняется то, что нормы  права допускают несравненно  большую свободу в установлении их и обнаруживают большую  способность  к видоизменению,  нежели  нормы  нравственности.   Общественные   взгляды   изменяются   гораздо  медленнее, чем взгляды небольшого числа лиц, в руках которых  сосредоточивается государственная  власть. Общественное мнение (а не настроение) по вопросам общежития отличается большою  устойчивостью, почему и требования нравственности отмечены чертою постоянства.   Напротив,   правовая   санкция   находится всецело в руках  законодателя. Сегодня он может приложить  ее к одному требованию, а завтра к другому, прямо, противоположному. Если в действительности резкие колебания  довольно редки, то это объясняется  тем, что представители государственной  власти не в состоянии сами совершенно оторваться от общественной среды. Но мысленно мы можем себе представить  такую резкую перемену в содержании норм права, какая совершенно немыслима  в содержании  норм  нравственности.  История  законодательства дарит иногда хорошими иллюстрациями к этому положению.

     При указанном соотношении двух групп  социальных норм, изменение санкции  должно изменить и сам характер норм. Если нравственной норме, охраняемой общественным мнением, придается юридическая  санкция, то норма, не переставая быть нравственной, становится в то же время и правовой, например, в случае присоединения юридической санкции, к осуждению родителей за развращение детей. Наоборот, когда у нормы права отнимается юридическая санкция, то она или превратится в нравственную, если встретит поддержку в общественном мнении, или потеряет всякое значение, если такой защиты не найдет в нем.

     Графически  соотношение между правом и нравственностью  могло бы быть изображено в виде двух эксцентрических пересекающихся кругов. Исторически степень расхождения или сближения этих кругов может быть весьма различной.

     Соединенное действие права и нравственности обусловливается единством целей, преследуемых нормами того и другого вида, - воздействия на поведение индивида с социальной точки зрения. Поэтому в значительной части право и нравственность совпадают в своем содержании. Нормы нравственности запрещают посягать на жизнь человека, присваивать себе его вещи, не исполнять обещанного. То же буквально повторяют нормы права, запрещая убийство, кражу, повелевая в точности исполнять заключенные договоры. В результате одно и то же действие, нарушая одновременно и норму нравственности и норму права, приводит в движение обе санкции. Убийца подвергается уголовному наказанию и возбуждает негодование общественной среды.

     Разъединенное действие права и нравственности обусловливается различием санкций. Право может потребовать того, что нравственно безразлично, и наоборот, нравственность может требовать того, что юридически безразлично. Вступление богатого старика в брак с молоденькой  бедной  девушкой  вызывает действие моральной санкции и не затрагивает правовой. Расхождение права и нравственности может оказаться еще сильнее. Право может запретить то, что требуется нравственностью, и потребовать того, что запрещается   нравственностью.  

     Такое явление столкновения норм права  и нравственности возможно только потому, что право вырабатывается в форме  закона частью общества, и навязывается остальным через посредство власти. Если бы право вырабатывалось самою  общественною средою и держалось его признанием, конфликт был бы не мыслим.

     Влияние нравственности на право потому именно и возможно, что обе эти общественные силы действуют в одном направлении. Нравственность сдерживает произвол законодательного творчества. Право находится под влиянием нравственности постоянно, но влияние это оказывается особенно сильным: 1) на начальных ступенях развития, когда право выражается в форме обычаев, и 2) на высших ступенях, когда законодательная власть подчиняется общественному мнению. Благодаря последнему, право и нравственность сходятся своими корнями. Веления права тем сильнее, чем ближе подходят они к нравственным требованиям, потому что поведение поддерживается одновременно с двух сторон. В интересах твердости правового порядка открыть наибольшую возможность воздействия со стороны общественного мнения на государственную власть, которая является источником права, создаваемого в форме закона.

     Неоспоримо  и обратное влияние на нравственность. Право вмешивается в борьбу мотивов, определяющих нравственное поведение и действует как психический фактор. Оно подавляет одни мотивы и укрепляет другие. Принуждая, страхом угрозы, к требуемому поведению, нормы права превращают данное поведение в привычное, а потому само по себе желательное. Мотивы антисоциального поведения, сдержанные правовою угрозою и потому не осуществляемые во вне, постепенно ослабевают, отпадают, а вместе с тем исчезает опасное с нравственной стороны поведение. "Регулируйте чувства человека и его действия, и вы неизбежно повлияете на его действия и его чувства. Заставьте человека отрешиться от ненависти к его брату, и он, наверно, не решится его убить; если же вы убедите его не убивать брата, вы неизбежно ослабите до некоторой степени силу его ненависти".

     Право, конечно, способно поддержать требования нравственности, недостаточно обеспеченные неорганизованной санкцией. Но для этого оно само должно быть нравственно, т.е. властвующие, которые создают право, должны испытывать на себе нравственную санкцию. Чтобы право могло поддерживать нравственность, необходимо, чтобы нравственность определяла государственный строй, потому что право есть продукт государства. 

Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

 

     Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями  его нравственного и социального  положения. "Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны  с воспитанием и удовлетворением  потребностей личности"6[2].

     Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько  своеобразны и так существенно  затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной  характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

     Деятельность  судьи, следователя, прокурора носит  государственный характер, так как  они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов  общества, государства и его граждан  от различных посягательств и  в своем служебном общении  с другими людьми представляют государственную  власть. Закон в ряде случаев прямо  определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры  по уголовным делам и решения  по гражданским делам выносятся  именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и  поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом  по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для  исполнения всеми, кого они касаются. Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

     Подробное и последовательное регулирование  законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора  является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток  на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как  процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать  закону. Для профессиональной этики  юриста характерна особо тесная связь  правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

     Реализуя  правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается  на закон. Подчеркивая неразрывное  единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, "должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной"7[3].

     В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного  в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует  закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать  нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход  его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

     Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи  и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового  и нравственного сознания.

     Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и  подчиняются только Конституции  и закону. Органы прокуратуры в  пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов  государственной власти и управления, общественных и политических организаций  и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

     Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам  всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его  защитниками подрывают веру в  его незыблемость и авторитет.

     Из  принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным  влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами  и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах  всего народа во имя исполнения его  воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

     Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или  незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или  совет. Они морально ответственны как  перед государством, обществом, другими  людьми, так и перед своей совестью.

     Особенностью  профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления  или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими  справедливости, нравственности или  безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция  устанавливает, что разбирательство  дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается  лишь в случаях, предусмотренных  федеральным законом.

     Открытое  разбирательство уголовных дел  во всех судах – правило, а закрытое – редкое исключение. Приговоры  же во всех случаях провозглашаются  публично. Судьи выполняют свои обязанности  по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии  граждан. Соблюдение ими нравственных норм или же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых  решений контролируются общественным мнением.

     В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед  судом. Он действует в этих случаях  в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование  в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем  достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко  сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

Информация о работе Понятие морали и этики