Функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 04:33, реферат

Краткое описание

Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Файлы: 1 файл

Функции морали.docx

— 26.68 Кб (Скачать)

Функции морали

  1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
  2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
  3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
  4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
  5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
  6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

Коммуникативная функция. Выступает  как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки  общих моральных ценностей, а  отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку

 

Мораль

Мораль — это  один из способов регулирования поведения  людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и  норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

«Золотым правилом»  морали, известным с древнейших времен, является следующее: 

«Поступай по отношению  к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению  к тебе».

Мораль зависит  от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного  и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования  поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества  индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную  определенным социальным законам.

В морали выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые  другие ее функции. Первостепенный интерес  для юристов представляют такие  функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция  считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение

Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию  человеком своего достоинства, долга  перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту  функцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает  влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают  и как особую форму общественного  сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие  в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Моральная норма  рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой  моральные санкции, состоящие в  отрицательной оценке и осуждении  поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как  конкретному человеку, так и всем окружающим.

Нарушение моральных  норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного  рода (дисциплинарные или предусмотренные  нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая  реакция.

Моральные нормы  могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

Право

С термином «право»  и без специального изучения юридических  дисциплин неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право личной собственности на автомашину, право на получение высшего образования  и т, д.), и как законодательство какой-либо страны (например «гражданское право Украины», «уголовное право  Республики Беларусь» и т. д.).

Государство регулирует общественные отношения с помощью  права, издавая нормативные акты, в которых содержатся правила  поведения общего характера.

Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной  юридической науке предложено великое  множество. Например. «Право - это система  общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых  и обеспечиваемых государством, и  направленных на урегулирование общественных отношений».

«Право — это  система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых  компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума  в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством».

Одно из основных свойств права — нормативность.

Право состоит из норм - правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев. Право как регулятивная система состоит из отдалений («можно»), запретов («нельзя») и связываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет не персонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

Решающим постулатом, определяющим сам феномен права, остается воплощение в правовой материи, во всех его подразделениях требование справедливости, равной меры и равного  юридического подхода, которое в  юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало - необходимость  равновесия, равенства всех перед  законом и судом, а отсюда справедливого  права и справедливого его  торжества в практических делах  и конфликтах - правосудия.

Право уже самим  фактом своего существования избавляет  общество от конфликтной ситуации своеволия  и насилия, которой присуща «борьба  всех против всех», и подсказывает людям  наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция  права как системы норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

Право обладает достаточно эффективными способами и процедурами, необходимыми для регулирования  и решения конфликтов. Именно ему  принадлежит ключевая роль в системе  выработанных с этой целью обществом  социальных институтов.

Соотношение права  и морали

В регулировании общественных отношений право взаимодействует  с моралью, охватывающей нравственные ценности общества.

Право и мораль характеризуются  как единством, так и различием. Их единство заключается в следующем.

Право и мораль в конечном счете определяются экономическим базисом общества. Разумеется, такая обусловленность не прямолинейна, ибо на право и мораль оказывают мощное влияние различные факторы: географический, политический, этический и т.п. И тем не менее способ производства – это та внутренняя основа, на которой покоятся мораль и право. Поэтому выяснение их природы, социальной значимости и роли в жизни общества предполагает прежде всего понимание тех экономических отношений, в которых коренится источник их возникновения и существования. Если речь, например, идет о феодальном праве и нравственных ценностях, господствующих в феодальном обществе, то их понимание основывается на постижении экономической основы этого общества.

Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И  хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель.

Их различие сводится к  следующему. Они прежде всего различаются по способу существования. Нормы права содержатся в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях, кодексах, уставах, приказах и других правовых предписаниях органов государства. Нравственные нормы передаются из поколения в поколение в виде общепринятых представлений о добре, зле, о благородстве, безнравственности и т.д. и существуют в сознании людей либо находят воплощение в произведениях искусства.

Моральные нормы отличаются от правовых и по сфере действия. Они охватывают гораздо более широкую область отношений, нежели правовые нормы. Так, всякое нарушение норм права является одновременно аморальным поступком, но не всякое посягательство на моральные нормы является непременно противоправным. Более того, многие нормы права наполнены нравственным содержанием, что также свидетельствует о более широкой сфере действия моральных норм. Так, например, подобным совмещением характеризуется статья 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство призвано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. С принципом гуманизма связаны и многие нормы уголовного права. Таковой будет, например, норма права, предусматривающая уголовную ответственность за неоказание помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути.

Можно привести много и  других примеров из различных отраслей действующего законодательства, в которых  содержатся нормы права, основанные на моральных ценностях общества.

По способу привлечения  к ответственности нормы права  также обнаруживают свою особенность. Их нарушение предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения  виновного лица к юридической  ответственности. Например, уголовно – процессуальное законодательство содержит нормы права, регламентирующие процедуру привлечения лица, совершившего преступление, к ответственности. Они закрепляют порядок возбуждения уголовного дела, указывают поводы и основания такого возбуждения, инстанции, куда направляется уголовное дело и т.д.

Нарушение же моральных норм подобного порядка привлечения  к ответственности не предполагает.

По способам обеспечения  различие между моральными и правовыми  нормами сводится к следующему. Если осуществление нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения, то правовых норм – государственным принуждением, применяемым правоохранительными органами.

По формам ответственности  их различия заключаются в том, что  нарушение норм морали влечет за собой  применение общественного порицания, а норм права – штраф, лишение свободы, конфискацию имущества и т.п.

Промежуточный вывод.

Право и мораль имеют общие  и отличительные черты.

Сходство морали и права  проявляется в том, что право  и мораль представляют собой разновидности:

1. одного и того же  общественного явления, то есть  регулируют отношения в сфере  единой системы социальных норм.

2. Имеют нормативное содержание, в силу чего регулируют поведение  людей в обществе.

3. Основаны на общности  социально-экономических интересов  и культуры общества.

Право и мораль отличаются друг от друга:

1. По времени возникновения.

Исторически мораль возникла задолго до появления права и  государства.

2. По способу образования.

Так, нормы морали формируются  на основе представления людей о  добре и зле, чести, совести и  т.п. и приобретают общее значение постепенно, по мере признания большинством членов общества.

А правовые нормы устанавливаются  государством.

3. По форме (источнику)  выражения: моральные нормы не  закрепляются в специальных актах.  Они содержаться в сознании  людей и передаются ими из  поколения в поколение.

Правовые нормы содержатся в официальных государственных  актах(законах, указах), которые являются их единственным источником.

4. По степени детализации.

Так, требования норм морали носят расплывчатый характер. Они  представляют собой обобщенные правила  поведения (будь честным, добрым, справедливым).

Правовые нормы имеют  строго определенное юридическое содержание. Они содержат в себе четкие определенные юридические понятия и категории. Например, в ГПК: средствами доказательства в гражданском процессе являются показания свидетелей, объяснения сторон, заключения эксперта, письменные и  вещественные доказательства.

5. По способу охраны  от нарушений.

Осуществление требований морали не передается в государственно-властном принуждении. Их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями  человека и средствами общественного  мнения (осуждение, проклятие, одобрение). Результатом морального осуждения  является чувство стыда и раскаяния.

Обеспечение правовых норм требует применения мер юридической  ответственности к правонарушителям.

Результатом этих мер является ограничение в правах и страдание  правонарушителя, вызванное применением  к нему санкций закона.

Несмотря на существенные различия, правовые и моральные нормы  взаимодействуют между собой. Единство социальной сущности норм права и  моральных убеждений образуют единый регулятор человеческих отношений  в обществе.

1. При создании правовых  норм требования нравственности  учитываются правотворческими органами. Законодатель, осуществляя свою  деятельность, руководствуется общепризнанными  моральными принципами, ибо противоречие  норм права справедливым моральным устоям ведет к падению авторитета права в обществе. Например, ложь – аморальное явление. Но существуют формы лжи, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность: клевета, дача ложных показаний, подделка документов, мошенничество.

2. Мораль влияет на  правотворческую деятельность.

Так, справедливое, обоснованное и законное судебное решение о  клевете, оскорблении, хулиганстве  во многом зависит от учета моральных  норм, действующих в обществе. Поэтому  законодательство РФ аморальное поведение  не только морально осуждает, но и искореняет мерами государственного принуждения.


Современная мораль

Современная мораль является единой и всемировой, хотя она и учитывает некоторые национальные особенности стран и распространенные религиозные доктрины. Развитие морали и этики происходит в нескольких направлениях.

Современная мораль во многом публична. Мировая глобализация привела к возникновению проблем, связанных с отношениями между  собой крупных территорий, стран  и больших групп людей –  наций, народов, между гражданами государства  и властью. Отдельные люди начинают выполнять публичные функции  и встают в особое положение к  остальным гражданам.

Появилось много  категорий граждан, к которым  предъявляются особые требования. Это  находит выражение в появлении  корпоративных и профессиональных кодексов и закрепления определенных норм и правил поведения. Это касается также экономических регионов и  городов. В силу этого мораль перестает  базироваться на универсальных нравственных принципах.

Мораль в обществе из теоретических обоснований переходит  в сферу практической деятельности. Создаются комитеты и комиссии по этике, апелляционные комитеты. Отдельным  лицам дано право выносить нравственные суждения. Они по форме являются администраторами и осуществляют контакт с различными звеньями: школой, государственными предприятиями, бизнес структурами.

Мораль стала  прогнозировать будущее развитие событий, чего ранее не делала или не могла  делать из-за отсутствия возможности  производить анализ ситуации, предвидеть кризисы развития в экономической, демографической и экологической  областях.

Мораль и нравственность практически вышли из сферы религиозного влияния и развиваются, как светские направления науки. В связи с  этим по-новому оценивается смысл  жизни человека. Его больше заботят  проблемы материального, чем духовного  характера. Новая мораль порождает  новое отношение к таким нравственным ценностям, как патриотизм, мужество, героизм.

Изменение моральных  принципов произошло в связи  с усилением всеобщей глобализации. Иммиграционные процессы настолько  сильны, что для людей перестала  иметь значение общепринятая мораль в рамках одной страны. Вопрос защиты своего Отечества перестал быть ценностной добродетелью, так как рождение человека на данной территории могло быть случайным.

Традиционные моральные  ценности, такие как смирение, непротивление  злу насилием, необходимости отвечать добром на зло в современном мире практически нивелированы. Общество поддерживает развитие в людях эгоизма, себялюбия, достижения личных целей любыми средствами. Мораль утрачивает свое воспитательное значение для формирования личности и перемещается в сферу корпоративных отношений.

Информация о работе Функции морали