ВВЕДЕНИЕ
Этимологически
термин "мораль" восходит к латинскому
слову "mos" (множественное число
"mores"), обозначающему "нрав".
Другое значение этого слова - закон,
правило, предписание. В современной
философской литературе под моралью
понимается нравственность, особая форма
общественного сознания и вид общественных
отношений; один из основных способов
регуляции действий человека в обществе
с помощью норм.
Мораль
возникает и развивается на основе
потребности общества регулировать
поведение людей в различных сферах
их жизни. Мораль считается одним из самых
доступных способов осмысления людьми
сложных процессов социального бытия.
Коренной проблемой морали является регулирование
взаимоотношений и интересов личности
и общества.
Моральные
идеалы, принципы и нормы возникли из
представлений людей о справедливости,
гуманности, добре, общественном благе
и т.п. Поведение людей, которое соответствовало
этим представлениям объявлялось моральным,
противоположное - аморальным. Иными словами,
морально то, что, по мнению людей, отвечает
интересам общества и индивидов. То, что
приносит наибольшую пользу. Естественно,
что эти представления менялись от века
к веку, и, кроме того, они были различны
у представителей различных слоев и групп.
Отсюда же проистекает специфичность
морали у представителей различных профессий.
Все сказанное дает основание говорить,
что мораль имеет исторический, социально-классовый
и профессиональный характер.
Сфера
деятельности морали широка, но тем
не менее богатство человеческих
отношений можно свести к отношениям:
индивида и общества; индивида и коллектива;
коллектива и общества; коллектива и коллектива;
человека и человека; человека к самому
себе.
Таким
образом, в решении вопросов морали
правомочно не только, коллективное, но
и индивидуальное сознание: нравственный
авторитет кого-либо зависит от того, насколько
правильно он осознает общие моральные
принципы и идеалы общества и отраженную
в них историческую необходимость. Объективность
основания как раз и позволяет личности
самостоятельно, в меру собственной сознательности,
воспринимать и реализовывать общественные
требования, принимать решения, вырабатывать
для себя правила жизни и оценивать происходящее.
Здесь встает проблема соотношения свободы
и необходимости. Правильное определение
общего основания морали еще не означает
однозначного выведения из него конкретных
нравственных норм и принципов или непосредственного
следования индивида "исторической
тенденции". нравственная деятельность
включает не только исполнение, но и творчество
новых норм и принципов, нахождение наиболее
отвечающих современности идеалов и путей
их осуществления.
Целью
данной работы является рассмотрение
морали как одной из нормативных систем
общества ,и выделяются такие задачи как
рассмотрение сущности и структуры морали,
формирование и развитие морили и ее
функционирование.
Сущность
и структура морали
Моральная
деятельность - важнейший компонент
морали, проявляющийся в поступках.
Поступок, или совокупность поступков,
характеризующая поведение личности,
дает представление о ее подлинной
моральности. Таким образом, только деятельность
и реализация моральных принципов и норм
дают личности право на признание у нее
подлинной моральной культуры. Поступок
в свою очередь содержит три компонента:
1. Мотив,
- нравственно осознанное побуждение
совершить поступок или же мотивация,
- совокупность мотивов, означающая предпочтение
тех или иных ценностей в моральном выборе,
индивида совершающего поступок. Например,
...Два приятеля, работники Кислородного
завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое
лето. Один из них сказал: "Хорошо бы
сейчас охладиться!". Другой быстро
отвернул заслонку, в результате чего
сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися
парами кислорода ...
Казалось
бы, в данном случае нет прямых побуждений
к совершению преступления, и здесь
преступный результат не совпадает с мотивами
и целями действия. Здесь мотивация, является
на первый взгляд, неадекватной совершенному
деянию. Это деяние, скорее можно назвать
безмотивным, однако "свернутость мотива",
его ситуативная обусловленность не означает
его отсутствия. В данном импульсном действии
не было преступной цели и соответствующего
мотива, но здесь сработала стереотипная
готовность действовать легкомысленно,
бездумно, под влиянием отдельных изолированных
представлений ...
2. Результат,-
материальные или духовные последствия
поступка, имеющие определенное значение.
3. Оценка
окружающими, как самого поступка,
так и его результата и мотива.
Оценка поступка производится
в соотнесении с его социальной
значимостью: его значением для
того или иного человека, людей, коллектива,
общества и т.д. 1
Следовательно,
поступок это не всякое действие, но
действие субъективно мотивированное.
Моральные
(нравственные) отношения - отношения,
в которые вступают люди, совершая
поступки. Нравственные отношения представляют
собой диалектику субъективного (побуждения,
интересы, желания) и объективного (нормы,
идеалы, нравы) с которыми приходится считаться,
и которые имеют для инидивидов императивный
характер. Вступая в нравственные отношения,
люди возлагают на себя определенные моральные
обязательства и вместе с тем возлагают
на себя моральные права. Моральное
сознание - включает в себя познание, знание,
волевое побуждение и определяющее воздействие
на моральную деятельность и моральные
отношения. Сюда также относят: моральное
самосознание, моральную самооценку. Моральное
сознание всегда аксиологично, ибо в каждом
своем элементе оно заключает оценку с
позиции выработанной системы ценностей
и опирается на определенную совокупность
моральных норм, образцов, принципов традиций
и идеалов. Моральное сознание как система
оценок со знаками плюс или минус, отражает
действительность сквозь призму одобрений
и осуждений, через противоположность
добра и зла, отношение и деятельность,
намерения - эти категории в вопросах этики
имеют первостепенное значение. Намерение
не имеет дело с тем, что невозможно осуществить,
а направлено на то, что во власти человека,
оно касается средств достижения цели
(нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным)
в отличие от воли вообще, которая может
иметь дело с невозможным (желание бессмертия,
например), и направлять на то, что вне
нашей власти (желание победы тому или
иному атлету в соревновании), касается
целей человека. Рациональное зерно мысли
Аристотеля, согласно которой намерение
касается средств, а воля - целей человеческой
деятельности, состоит в том, что содержанием
намерения могут быть, как правило, цели
осуществимые, реальные, взятые в единстве
со средствами их достижения. Намерение
также не есть представление. Оно всегда
практически ориентировано, выделяет
в мире только то, что во власти человека,
а намерение простирается на все: и на
вечное, и на невозможное; первое различается
добром и злом, второе - истинностью и ложностью;
первое есть указание к действию, говорит
о том, чего добиваться и чего избегать,
что делать с предметом; второе анализирует,
что такое сам предмет и чем он полезен;
первое хвалят, когда оно сообразуется
с долгом, второе - когда оно истинно; первое
касается того, что известно, второе того,
что нам неизвестно.
Функции
морали
Основной
функцией морали является регулирование
взаимоотношений всех членов общества
и социальных групп. Каждый человек
имеет определенные потребности (материальные
и духовные) и интересы, удовлетворение
которых может вступить в противоречие
с потребностями и интересами других людей
или общества в целом. По "закону джунглей"
эти противоречия могли разрешиться через
утверждение сильнейшего. Но подобное
разрешение конфликтов могло привести
к истреблению человечества. Поэтому встал
вопрос о необходимости утверждения способа
регулирования конфликтных ситуаций.
Человек вынужден был сочетать свои интересы
с интересами общества, вынужден был подчиниться
коллективу. Если он не подчинялся нормам
и правилам поведения в племени, то ему
следовало покинуть его, а это означало
гибель.2
Поэтому
выполнение норм морали означало значительный
этап в развитии человечества, и
он связан с необходимостью самосохранения.
В процессе
развития морали вырабатывались определенные
принципы и правила поведения, которые
передавались из поколения в поколение,
их соблюдение было обязательно, а несоблюдение
наказывалось. В первобытном обществе
нравственность и закон были тождественными
понятиями, а система наказания имела
жесткий характер.С делением общества
на классы мораль приобретает классовый
характер, каждый класс имеет свои представления
о нормах и правилах поведения, которые
обусловлены социальными и экономическими
интересами.
Нравственные
нормы, отраженные в категориях добра,
зла, долга, совести, чести, достоинства,
ответственности, имеют конкретно-историческое
содержание, обусловленное уровнем развития
общества.
Понятие
нравственности является диалектически
изменчивым, и рассматривать его
необходимо во взаимодействии с общественной
практикой, с теми категориями, которые
определяют моральные принципы человечества
и в то же время сами определяются социальной
деятельностью. Содержание морали определяется
интересами конкретных общественных классов,
в то же время следует отметить, что в моральных
нормах отражены и общечеловеческие нравственные
ценности и принципы. Такие принципы и
нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм,
честь, долг, верность, ответственность,
великодушие, благодарность, дружелюбие
имеют общечеловеческий смысл. Нравственные
нормы подобного рода являются основными
правилами любого общества.
Но
представления о моральном долге
человека с течением времени значительно
меняются. В каждом обществе, на определенном
этапе его развития существует определенная
мораль. Так, в эпоху рабовладельческого
общества высокую нравственную оценку
получали послушные и верные рабы, а в
эпоху крепостной России ценились покорные
холопы, при этом душевное состояние угнетенных
не бралось во внимание.
В нравственном
сознании следует выделить два основных
начала: эмоциональное и интеллектуальное.
Эмоциональное начало выражено в виде
мироощущения и мировосприятия - это моральные
чувства, представляющие личное отношение
к различным сторонам жизни. Интеллектуальное
начало представлено в виде миропонимания
моральных норм, принципов, идеалов, осознания
потребностей, понятий добра, зла, справедливости,
совести. Взаимосвязь и соотношение этих
начал в нравственном сознании может быть
различным в разные исторические эпохи
и в мировоззрении различных людей. Нравственное
сознание отвечает своему реальному времени.
В структуре
нравственного сознания важное место
занимает нравственный идеал. Он является
высшим критерием нравственной оценки.
Предпосылкой формирования нравственного
идеала у людей является уже имеющийся
у них уровень нравственной культуры,
представленной мерой освоения нравственных
ценностей в определенных условиях и направлениях
на создание таких ценностей на практике.
Нравственный
идеал является абстрактным по форме,
т.к моральные принципы существуют
в виде понятий и категорий, являющихся
основой для оценочных суждений. Формирование
нравственного сознания и нравственного
поведения людей связано с воспитанием
их на нравственном идеале. Следует отметить,
что задачи нравственного воспитания
- это формирование единства нравственного
сознания и нравственного поведения, формирование
нравственных убеждений. Нравственное
развитие людей приобретает особенно
важное значение в связи с потребностью
современного общества.3
Понимание
общечеловеческих ценностей возможно
лишь при условии нравственной развитости
личности, т.е. развитости в социальном
плане, когда она поднимается до уровня
понимания социальной справедливости.
Этот принцип может быть усвоен личностью
не только благодаря интеллекту, но он
должен пройти и через чувство человека.
Чувства
человека как элемент нравственного
сознания тесно связаны с поведением.
Они являются основой личного отношения
человека ко всем социальным явлениям.
В нравственном
сознании отражаются общественные явления
и поступки людей с точки зрения
их ценности. Под ценностью понимается
нравственное значение личности или коллектива,
определенных поступков и ценностные
представления (нормы, принципы, понятия
добра и зла, справедливости). В оценивающем
сознании одни ценности могут исчезать,
а другие появиться. То, что было нравственным
в прошлом, в современной жизни может оказаться
аморальным. Мораль не догма, она развивается
в соответствии с ходом исторического
процесса.
В жизни
человека бывают такие ситуации, когда
нужно сделать моральный выбор,
выбор между многими ценностями.
Речь идет о свободе выбора, при этом свобода
понимается в смысле независимости личности
от безнравственных желаний, ущемляющих
интересы других людей. Нравственные ограничения
на свободу являются объективной необходимостью
существования человечества.Категория
свободы связана с понятием ответственность
и справедливость. Для современного общества
нет справедливости без свободы, так же,
как и нет свободы без справедливости
и ответственности, нужна свобода от силы,
принуждения и лжи.4Нравственное
сознание связано с другими формами общественного
сознания, оно оказывает на них влияние
и, прежде всего такая связь просматривается
с правовым, политическим сознанием, эстетическим
и религией. Наиболее тесно взаимодействуют
нравственное сознание и правовое. И право,
и мораль регулируют взаимоотношения
в обществе. Но если правовые принципы
закреплены в законах и выступают как
принудительная мера государства, то нормы
морали опираются на общественное мнение,
традиции и обычаи. В законе выражена форма
правовой организации общества, и закон
связан с моралью. Но в то же время история
знает немало примеров, когда вполне законные
поступки и действия имели безнравственный
характер, и, наоборот, преступившие закон
люди являлись нравственным примером.
В идеальном варианте в праве должна быть
утверждена общечеловеческая мораль,
но процесс выработки законов встречает
немало трудностей и объективного, и субъективного
характера. Сложности субъективного характера
связаны с тем, что право вырабатывается
конкретными людьми, которые не всегда
могут быть последовательно объективными,
кроме того, в праве отражаются интересы
определенных социальных групп, поэтому
право может вступить в противоречие с
общественной моралью.Специфика нравственного
сознания заключается в том, что в нем
отражены стихийно сформировавшиеся нормы,
оценки и принципы, подкрепленные обычаями
и традициями. Выполнение нравственных
требований личности оценивается обществом,
оно не связано с официальными полномочиями
определенных его представителей. Человек
сам может оценить свои поступки и происходящие
события, опираясь на моральные нормы,
поэтому выступает как субъект с достаточно
развитым уровнем нравственного сознания.
Следует отметить то, что нравственные
нормы не должны быть догматичными в том
отношении, что мораль смогла бы оценить
должным образом и нестандартные поступки
и явления, мораль не должна ограничивать
свободу развития индивидуальности. Нравственное
сознание человека может опережать свое
время, и на борьбу против несправедливо
устроенного мира очень часто подталкивали
людей не только экономические причины,
но и моральное недовольство существующим
положением, стремление изменить и усовершенствовать
мир на основе принципов добра и справедливости.5