Функционирование
Наиболее
общей целью функционирования нравственности
является поддержание целостности человеческого
сообщества и, одновременно, самоценности
личности в этом сообществе.
Из
множества точек зрения, существующих
в этике по этой проблеме, наибольшим
эвристическим потенциалом обладает
самая простая модель, в которую,
при желании, можно "уложить" другие
классификации. Согласно этой модели,
наиболее общими и значимыми являются
следующие функции морали:
Другими
словами, свой смысл мораль осуществляет
на основании особой формы отражения мира,
особого способа регуляции отношений
между людьми, особых установок воспитания
человека. При этом специфику морали нужно
связывать не с наличием у нее этих или
каких-то других функций, а со своеобразием,
с формой отражения, регуляции, воспитания.
Регулятивная
функция проявляется на практике достаточно
стихийно и противоречиво, что в значительной
мере связано с отсутствием специального
института, который занимался бы этим
важным делом. Специфика моральной регуляции
в том, что она осуществляется средствами
исключительно духовного воздействия,
не носит жесткого характера, предполагает
"самозаконодательство воли" , т.е.
свободный выбор человеком тех или иных
нравственных ориентаций. Внешний (общественное
мнение) и внутренний (интенции индивидуального
сознания, определяемые как долг, совесть
и т.д.) компоненты механизма моральной
регуляции соотносятся как средства и
цель, другими словами - полноценной формой
нравственного регулирования является
саморегуляция. Конкретизируя регулятивную
функцию, можно выделять в ней целый ряд
подфункций.
Ориентирующая
подфункция как бы нацеливает человека
на определенные идеалы, на такой образ
должного, который способен одухотворять
пребывание в сущем.
Мотивирующая
подфункция связана с тем, что нравственные
требования выступают в качестве мотивов
поступков людей, а корректирующая - с
возможностью изменять свое поведение
под влиянием самооценки или оценки общественным
мнением.
Эти и другие
проявления моральной регуляции объединены
высокой степенью добровольности личности,
поскольку слишком жесткое давление на
нее извне (пусть даже "с добрыми намерениями")
неминуемо извращает смысл морали. Таким
образом, мораль является наиболее гуманным
и наиболее универсальным регулятором
в человеческом сообществе.
Специфика
гносеологической функции определяется
нормативно-оценочной формой информации,
получаемой в результате морального отражения.
Другими словами, мир в морали отражается
не зеркально, а, посредством соотнесения
его с некоторым должным образцом и соответствующей
оценки через призму добра и зла.
Воспитательная
функция морали нацелена, в случае гармоничного
проявления, на стимуляцию процесса нравственного
самовоспитания личности, т.е. все возможные
внешние воспитательные воздействия в
этой сфере должны осуществляться с большой
осторожностью, чтобы не "задавить"
полноценное самоопределение индивида.
Познавательная
функция морали является средством
познания внутреннего мира человека, дает
ему этические познания, помогающая решать
моральные вопросы, управлять своим поведением,
чувствами и др.
Коммуникативная
функция морали состоит в ритуализации
человеческого общения, гуманизации общения,
стремлении сделать общение максимально
приятным для всех сторон. Ориентирует
человека на добро в общении.
Гуманизирующая
функция заключается в стремлении морали
совершенствовать человека.
Формирование
и развитие морали
Социально
– историческое (социологическое) объяснение.
Мораль
возникает в период разложения первобытной
общины в процессе социальной дифференциации
и формирования первых государственных
институтов.
Согласно
другой точке зрения, мораль возникает
в недрах первобытной общины.
Все
дело в том, понимаем ли мы под моралью
вообще любые нормы, регулирующие отношения
между людьми (а такие нормы, действительно,
формируются одновременно с формированием
человека и переходом человека от состояния
дикости к варварству) или особые нормы,
действие которых основано на индивидуальном
и самостоятельном выборе (такие способы
регуляции поведения формируются в период
разложения родовой общины, при переходе
от варварства к цивилизации).Формирование
моральных норм, принципов, традиций знаменует
собой переход от стихийных форм регулирования
поведения и взаимоотношений к упорядоченным,
сознательно регулируемым. Нравственные
представления человека, формировавшиеся
на протяжении веков, нашли отражение
в таких категориях, как добро, зло, справедливость,
совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь,
в моральных нормах и принципах, регулирующих
отношения людей.6
Одним
из факторов формирования морали является
общественность человека, его способность к
сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. Следование
морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом
случае человек ожидает, что к нему будут
относиться в рамках той же морали.. В таком
случае оно приводит к улучшению репутации.
Социология
морали изучает
закономерности как формирования систем
моральных ценностей различных социальных
групп, так и взаимодействия этих социальных
групп, обусловленные действием существующих
моральных систем. Социология морали занимается
исследованием характера причин конфликтов
между индивидами и социальными группами,
вызванных несовпадением их моральных
ценностей, а также определением судьбоносных
тенденций развития общества в условиях
разрешения им моральных проблем.
Мораль
проявляется на общественном и личном
уровне. Индивид усваивает моральные
нормы в процессе социализации, ориентации
на добродетельное — на гуманное, доброе,
честное, благородное, справедливое. Человек
приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется
в процессе нормотворчества людей, самостоятельно,
со всей ответственностью за моральность
своего выбора принимающих решения о выборе
целей и средств
Этапы
формирования нравственной культуры личности.
Нравственная
культура личности – это степень восприятия
индивидом нравственного сознания и культуры
общества, показатель того, насколько
глубоко требования нравственности воплотились
в поступках человека.
1)
На первом этапе у ребенка
возникает элементарная нравственность.
Она основана на послушании и подражании.
Ребенок копирует поведение взрослых
и выполняет их указания и требования.
Регуляция поведения идет извне.
2)
Второй этап – конвенциональная
нравственность. Происходит выработка
собственных представлений о
том, «что такое хорошо и что такое
плохо». Важную роль приобретает сравнение
себя с другими и самостоятельная нравственная
оценка как своих, так и чужих поступков.
Человек ориентирован на общественное
мнение окружающих.
3)
На третьем этапе формируется
автономная нравственность. Личность
замещает общественное мнение собственным
суждением об этичности или неэтичности
своих поступков. Автономная нравственность
– это моральное саморегулирование своего
поведения.
Главный
мотив нравственного поведения
здесь – совесть. Если стыд – чувство,
направленное вовне, выражающее ответственность
человека перед другими людьми, то совесть
направлена вовнутрь личности и есть выражение
ответственности ее перед самим собою.
7
Мораль
и право
Право
и мораль – важнейшие элементы
человеческой культуры, всегда выступающие
в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие
объективно обусловлено, так как генезис
и реальное бытие права и морали определяются
едиными сферами общественных отношений,
в которых развертываются сложные и подчас
противоречивые связи данных социальных
регуляторов.Каждое исторически конкретное
общество требует строго определенной
меры социального регулирования общественных
отношений.Регулирование общественных
отношений осуществляется путем реализации
определенных социальных норм:
- норм
права,
- норм
морали,
- норм,
установленных общественными организациями,
- норм
обычаев,
- норм
традиций,
- норм
ритуалов и т.д.
В общем
плане социальные нормы — это
правила поведения общественного
характера, регулирующие взаимоотношения
людей и деятельность организаций в процессе
их взаимодействия.
Как вид
социальных норм, моральные установления
характеризуются общими родовыми признаками
и являются правилами поведения,
определяющими отношение человека
к человеку. Если действия человека
не касаются других людей, его поведение
с социальной точки зрения безразлично.
Поэтому не все ученые считают нормы нравственности
явлением исключительно социальным.
Нормы
морали – правила поведения людей,
которые устанавливаются в обществе
в соответствии с моральными представлениями
людей о добре и зле, справедливости и
несправедливости, долге, чести, достоинства
и охраняются силой общественного мнения
или внутренним убеждением.
Существует
и компромиссная позиция в
оценке нравственного регулирования,
согласно которой нормы морали имеют двоякую
природу: одни имеют в виду самого индивида
, другие – отношение индивида к обществу.
Отсюда деление этики на индивидуальную
и социальную.
Наиболее
распространенным и аргументированным
является представление об абсолютном
характере норм морали и отсутствии в
них какого-либо индивидуального фактора.
Существует точка зрения, что нравственность
представляет не требования человека
к самому себе, а требования общества к
человеку. Не человек определяет, как он
должен относиться к другому человеку,
не отдельный индивид оценивает свое поведение
как хорошее или плохое, а общество, которое
может признать какой-либо поступок нравственно
хорошим, хотя он не хорош для индивида,
и оно же может считать поступок недостойным
с нравственной стороны, хотя последний
вполне одобряем с индивидуальной точки
зрения.
С
другой точки зрения, нравственные
законы заложены в самой природе
человека. Внешне они проявляются
в зависимости от той или
иной жизненной ситуации, в которой
оказывается индивид.. Другие же категорически
утверждают, что нормы нравственности
– это требования, обращенные к человеку
извне.
Элементами
морального регулирования являются:
- идеал,
выражающий представление общества, классов,
социальной группы о нравственном совершенстве;
- система
норм, соблюдение которых является необходимым
условием функционирования общества,
достижения им своих моральных ценностей;
- особые
формы социального контроля, обеспечивающие
реализацию моральных норм, в том числе
общественное мнение.
Право
же, хотя и принадлежит к области
духовной жизни людей, представляет
собой по основным своим характеристикам
внешне объективированный иституционный
социальный регулятор, который способен
опосредовать самые разнообразные
отношения, лишь бы они поддавались внешнему
контролю и обеспечивались государственно-принудительными
мерами, а также при помощи особых только
ему присущих средств гарантирует организованность,
упорядоченность общественных отношений
в условиях цивилизации.Право и мораль
имеют общие черты, свойства. Главные их
общие черты проявляются в том, что они
входят в содержание культуры общества,
являются ценностными формами сознания,
имеют нормативное содержание и служат
регуляторами поведения людей. Право и
мораль имеют общие социальные, экономические,
политические условия жизни общества,
служат общей цели - согласованию интересов
личности и общества, обеспечению и возвышению
достоинства человека, поддержанию общественного
порядка. Их единство, как и единство всех
социальных норм цивилизованного общества,
основывается на общности социально-экономических
интересов, культуры общества, приверженности
людей к идеалам свободы и справедливости.8